Слово "технология" имеет в русском языке два значения. В соответствии с толковым словарем оно означает совокупность процессов обработки или переработки материалов в определенной отрасли, а также научное описание способов производства. В каком-то смысле оно противопоставляется слову "техника", которое означает совокупность средств труда и приемов, служащих для создания материальных ценностей, а также употребляется собирательно вместо слов "машины", "орудия", "устройства". В английском языке слово technology означает технические науки и часто употребляется в значении, которое на русский язык должно переводиться словом "техника", хотя обычно калькируется как "технология".
Вот почему термин "информационная технология", пришедший к нам из английского языка, часто трактуется расширительно и охватывает не только процессы и методы обработки информации, но и технические средства их осуществления. Это обстоятельство наложило некоторый отпечаток на содержание данной лекции, так как трудно говорить о собственно технологии без учета быстрого развития технических средств. Однако сведения об основной технике – вычислительных машинах и их программировании вынесены в отдельные лекции, чтобы здесь акцентировать внимание на электронных информационных технологиях, их применении и социальных последствиях их внедрения.
Информационные технологии не являются самоцелью: их разработка и внедрение служат основой информатизации общества как один из главных факторов научно-технической революции. Новые и перспективные информационные технологии, в свою очередь, создаются на основе новейших технических средств, высокопроизводительных вычислительных машин, внешних запоминающих устройств сверхбольшой емкости, информационно-вычислительных сетей, электронных средств коммуникации и печати.
Информационная технология нередко включается в более широкое понятие информационной сферы, которая представляет собой совокупность общенациональных, отраслевых и региональных информационных структур, в составе которых находятся и библиотеки. Информационные технологии удовлетворяют их потребности не только при помощи технических средств, но и социальных институтов и действующих норм. Хотя термин "технология" и трактуется нами расширительно и охватывает не только и не столько процессы и методы обработки информации, сколько технические средства их осуществления, однако нельзя сводить информационную технологию к технике, только к вычислительным машинам и их периферийным устройствам. Она определяется, в первую очередь, видом перерабатываемой информации, производимым продуктом или предоставляемой услугой, а также информационной структурой, которая использует данную технологию.
Примерами информационных технологий могут служить:
- автоматизированное проектирование и производство,
- телеобработка данных,
- автоматическая обработка текстов и изображений,
- поиск информации в базах данных,
- системы мониторинга окружающей среды,
- системы технической диагностики и контроля,
- экспертные, обучающие и роботизированные системы,
- гибкие автоматизированные производства,
- видеотекс и телетекст,
- электронная полиграфия,
- моделирование сложных научно-технических процессов в реальном масштабе времени и многое другое.
Обо всем этом следовало сказать, чтобы не создалось обманчивое представление о том, что в сфере науки используется весь современный арсенал электронной технологии, вся совокупность ее методов и средств. Пока мы освоили лишь незначительную ее часть, связанную, главным образом, с обработкой информации и ее поиском.
Западные специалисты считают, что можно выделить три стадии усвоения обществом той или иной технологии:
- улучшение и ускорение привычно выполняемой работы,
- появление под влиянием технологических изменений новых проблем, задач и целей, ранее не возникавших,
- изменения в самом обществе, его институтах и образе жизни его членов в связи с технологическими достижениями.
В развитых странах уже не первое десятилетие решается вопрос информатизации общества, что соответствует третьей стадии усвоения электронной информационной технологии.
Традиционная информационная технология тесно связана с процессами письма и чтения, редактирования и издания, которые осуществляются "естественным" интеллектом человека и на протяжении нынешнего тысячелетия предполагали использование бумаги. Поэтому процессы автоматического представления и сканирования текста, автоматизированной переработки информации, осуществляемые при помощи "искусственного" интеллекта в процессоре ЭВМ, часто называют "безбумажными".
Сначала специалисты по обработке данных писали о безбумажных информационных системах, о безбумажной информатике, а затем социологи начали говорить о безбумажном обществе. Концепция безбумажного общества есть не что иное, как представление о воздействии новой информационной технологии на те сферы жизни людей, которые ближе всего соприкасаются с научной или, шире, с семантической информацией.
В нашу специальную литературу термин "безбумажная информатика" вошел как синоним новой информационной технологии вместе с книгой В. М. Глушкова (1923–1981) "Основы безбумажной информатики", вышедшей в 1982 г. Во введении к ней значение электронной технологии обработки информации обосновывалось следующим образом: "Задача накопления, обработки и распространения (обмена) информации стояла перед человечеством на всех этапах его развития. В течение долгого времени основными инструментами для ее решения были мозг, язык и слух человека... Поскольку в эпоху книгопечатания основным носителем накапливаемой информации стала бумага, технологию накопления и распространения информации естественно называть бумажной информатикой. Следует подчеркнуть, что революция в информатике, связанная со становлением письменности и книгопечатания, практически не затронула область переработки информации. Положение в корне изменилось с появлением электронных вычислительных машин (ЭВМ). Подобно тому, как изобретение механического двигателя открыло эру комплексной механизации и автоматизации физического труда, изобретение ЭВМ сделало то же самое в отношении труда умственного"[48].