Конспект лекций по предмету "Информатика"


Потребители информации

Термин "потребитель информации" является не очень удачным переводом английского термина information user, который по отно­шению к информационным системам переводится как "пользова­тель", что немногим лучше, поскольку ассоциируется с архаичным словом "пользовать" в смысле "лечить". Потребителем информации считается лицо или коллектив, получающее или использующее инфор­мацию в научной или практической работе.
Мы уже говорили о том, что "потребление" информации в корне отличается от потребления товаров материального характера. И хотя результаты исследований и разработок, например, могут являться объектом купли-продажи, а их использование ведет к получению прибылей, выражения типа "производство знаний", "потребление информации" являются метафорами, затемняющими суть дела.
Информация, как вы уже поняли, сама по себе не является товаром и, удовлетворяя определенные потребности, не исчезает, как это происходит при потреблении любого товара. Больше того, увеличение числа источ­ников информации не понижает, а повышает ее потребительскую стоимость, так как увеличивает общественную эффективность ее ис­пользования, тогда как расширение производства любого товара приводит к обратному результату.
Тем не менее, термин "потребитель информации" укоренился в информатике, широко используется и дал много производных терми­нов, в частности, термин "информационные потребности". Он при­меняется для обозначения наиболее интенсивно изучавшегося и на­именее понятного явления, хотя именно его мы признаем определя­ющим фактором развития информационной деятельности.
Теперь мы понимаем, что любая творческая деятельность в ин­формационном аспекте может рассматриваться как сбор, анализ, хранение, поиск и использование информации. Различны лишь цели и результаты ее использования: ученый создает новую научную ин­фор­мацию, инженер – машину или технологию, врач – методы лече­ния, преподаватель – методы обучения и воспитания, руководитель прини­мает решения и т. д. Все они являются потребителями инфор­мации, хотя понимание этого пришло не сразу.
Исторически первыми потребителями информации были признаны создатели научной информации – ученые. На протяжении многих веков они пользовались при создании новой информации не только одними наблюдениями и размышлениями, они черпали сведения также из книг и журналов своих личных, а впоследствии и общественных би­блиотек. В среде ученых возникли и первые информационные изда­ния – реферативные журналы. При этом наше представление о вре­мени первого их появления постепенно отодвигается в глубь веков
В начале нашего века появился крупнейший отраслевой журнал по химии Chemical Abstracts (США, 1907), но столетием раньше стал выходить его предшественник в Германии Pharmaceutisches Central-Blatt (1830). Как установил М. Бониц (Германия), его первым издате­лем был известный немецкий физик, психолог, философ-идеалист и писатель-сатирик Г. Т. Фехнер, а самым ранним реферативным жур­на­лом можно считать Aufrichtige und Unpartheyische Gedancken, Über die Journale, Extracte und Monaths-Schriften, Worinnen Dieselben extrahiret, wann es nutzlich suppliret und wo es nöthig emendiret werden («Искренние и внепартийные мысли о журналах, экстрактах и еже­месячниках, которые извлекаются и по необходимости допол­няются и исправляются», 1714). В России рефераты также пуб­ликовались в первой половине XVIII в.: "Краткое описание коммен­тариев имп. Академии наук" (1728) и "Содержание ученых рассуж­дений" (1750–1759) – и были тесно связаны с деятель­ностью М. В. Ломоносова.
Другая крупная категория потребителей информации – инженеры – была идентифицирована с появлением в конце прошлого века в Евро­пе так называемых специальных библиотек и информационных бюро, которые возникли в связи с быстрым ростом техники и промышленно­сти и необходимостью информационного обеспечения специалистов. В нашей стране первые крупные информационные органы появились именно в промышленности.
Как потребители информации инженеры и вообще специали­сты‑пра­ктики во всех сферах народного хозяйства отличаются от научных работников не только значительно большей численностью, но и со­вершенно иным подходом к отбору и использованию информации. На­учные работники стремятся найти закономерность в наблюдаемых яв­лениях, понять их природу, привести структуру современных знаний в соответствие с научной парадигмой, в рамках которой они рабо­тают. Им нужна информация по определенной проблеме с большой по­лнотой и широким охватом. Они стремятся самостоятельно осуще­ствлять ее поиск, основываясь на ассоциациях, которые иногда трудно объяснить. Ученые в рамках научного сообщества сами уста­навливают методы и нормы верификации создаваемых ими знаний и сроки выполнения этапов научных исследований.
Специалисты-практики решают конкретные задачи, сформулирован­ные заказчиками, в сроки, установленные народнохозяйственными планами. Они призваны проектировать предприятия, машины, аппараты, обеспечивать их эффективное функционирование, разрабаты­вать и внедрять новые, более совершенные технологии, выводить новые сорта растений, искать и осуществлять новые методы лече­ния больных, обучать новые кадры и повышать их квалификацию. Им обычно нужна научно-техническая и производственная информа­ция, ориентированная на ту задачу, которую они решают в данный момент и в определенные сроки.
Эта информация должна быть ком­плексной, относящейся к разным научным дисциплинам и отраслям знания. Она должна содержать конкретные сведения о методах и средствах выполнения названных задач. У практиков нет времени на исчерпывающий просмотр литературы, им в большей степени, чем ученым, нужно помочь отобрать информацию, обработать ее и пред­ставить в удобном для использования виде.
В 60-е годы информационные работники осознали необходимость выделения такой категории потребителей информации, как руково­дители. Появилась задача информационного обеспечения управления в таких социальных системах, как наука, техника, промышленность, экономика, торговля, здравоохранение. Эта задача оказалась крайне необычной.
Во-первых, при ее решении работники информационной службы впервые столкнулись с ситуацией, в которой научно-техни­ческая информация является хотя и важным, но далеко не главным компонентом в структуре информационного обеспечения. Даже в уп­равлении наукой и научным учреждением наряду с научной требуются экономическая, социально-политическая, идеологическая, админи­стративная и другие виды информации. В еще большей степени это относится к иным сферам управления.
Во-вторых, та информация о достижениях науки и техники, кото­рая необходима руководителям, значительно отличается по своему характеру от научно-технической информации, используемой учены­ми и инженерами. Это информация о вариантах решений и возможных последствиях их принятия. Ее содержат не статьи и книги, а обзоры, прогнозы, таблицы, графики. При информационном обеспе­чении организационного управления информационные службы, пожа­луй, впервые встретились с необходимостью полной переработки информации. Исходя из рассмотренных нами осо­бенностей дальнейшего развития науки и техники, подобная необхо­димость в будущем возрастет и будет охватывать все новые катего­рии людей, которые прежде не осознавались в качестве потреби­телей информации, да и не были ими в привычном понимании.
На сегодняшний день в качестве потребителей научно-техничес­кой информации рассматриваются следующие три категории, выделен­ные в соответствии с характером деятельности:
а) ученые в области фундаментальных и прикладных наук,
б) специалисты-практики, занимающиеся разработками и/или пра­ктической деятельностью в различных областях техники, промышленности, сельского хозяйства, медицины, образования и т. п.,
в) руководители (управляющие, менеджеры), плановики и другие лица, принимающие решения и координирующие различные виды деятельности на местном, национа­льном и международном уровнях частного или государственного сек­торов экономики.
В последние годы информационные службы достигли определенных успехов в обеспечении информацией специфических профессий. Получили развитие информационные системы для практических врачей конкретных специальностей (хирургов, педиатров, дантистов), для преподавателей и студентов высших учебных заведений определенных профилей. Разрабатываются системы информационного обслуживания для исследователей и работников различных сфер культуры, связанных с использованием информации в области общественных и гуманитарных наук.
Прогноз изменений в количественном составе потребителей ин­формации нельзя ограничивать рассмотрением только научных ра­ботников или даже специалистов, занятых в науке и технике. Научно-технический прогресс ведет к интеллектуализации трудовой деятельности. Этот процесс характерен для всех стран, но его интен­сивность зависит от развитости экономики и народного хозяйства страны. Активными потребителями информации становятся не только специа­листы с высшим и специальным средним образованием, но также мастера и рабочие на производстве, работники сельского хозяйства, торговли, связи, планирования и учета, средний медицинский персонал.
Из всех подлежащих учету статистических совокупностей наибо­лее близка к такой трактовке потребителей информации численность работников, занятых преимущественно умственным трудом в народном хозяйстве. Анализ данных за последние десятилетия показывает, что рост потребителей информации в нашей стране происходит экс­поненциаль­но, удваиваясь примерно каждые 20 лет.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.