Термин "потребитель информации" является не очень удачным переводом английского термина information user, который по отношению к информационным системам переводится как "пользователь", что немногим лучше, поскольку ассоциируется с архаичным словом "пользовать" в смысле "лечить". Потребителем информации считается лицо или коллектив, получающее или использующее информацию в научной или практической работе.
Мы уже говорили о том, что "потребление" информации в корне отличается от потребления товаров материального характера. И хотя результаты исследований и разработок, например, могут являться объектом купли-продажи, а их использование ведет к получению прибылей, выражения типа "производство знаний", "потребление информации" являются метафорами, затемняющими суть дела.
Информация, как вы уже поняли, сама по себе не является товаром и, удовлетворяя определенные потребности, не исчезает, как это происходит при потреблении любого товара. Больше того, увеличение числа источников информации не понижает, а повышает ее потребительскую стоимость, так как увеличивает общественную эффективность ее использования, тогда как расширение производства любого товара приводит к обратному результату.
Тем не менее, термин "потребитель информации" укоренился в информатике, широко используется и дал много производных терминов, в частности, термин "информационные потребности". Он применяется для обозначения наиболее интенсивно изучавшегося и наименее понятного явления, хотя именно его мы признаем определяющим фактором развития информационной деятельности.
Теперь мы понимаем, что любая творческая деятельность в информационном аспекте может рассматриваться как сбор, анализ, хранение, поиск и использование информации. Различны лишь цели и результаты ее использования: ученый создает новую научную информацию, инженер – машину или технологию, врач – методы лечения, преподаватель – методы обучения и воспитания, руководитель принимает решения и т. д. Все они являются потребителями информации, хотя понимание этого пришло не сразу.
Исторически первыми потребителями информации были признаны создатели научной информации – ученые. На протяжении многих веков они пользовались при создании новой информации не только одними наблюдениями и размышлениями, они черпали сведения также из книг и журналов своих личных, а впоследствии и общественных библиотек. В среде ученых возникли и первые информационные издания – реферативные журналы. При этом наше представление о времени первого их появления постепенно отодвигается в глубь веков
В начале нашего века появился крупнейший отраслевой журнал по химии Chemical Abstracts (США, 1907), но столетием раньше стал выходить его предшественник в Германии Pharmaceutisches Central-Blatt (1830). Как установил М. Бониц (Германия), его первым издателем был известный немецкий физик, психолог, философ-идеалист и писатель-сатирик Г. Т. Фехнер, а самым ранним реферативным журналом можно считать Aufrichtige und Unpartheyische Gedancken, Über die Journale, Extracte und Monaths-Schriften, Worinnen Dieselben extrahiret, wann es nutzlich suppliret und wo es nöthig emendiret werden («Искренние и внепартийные мысли о журналах, экстрактах и ежемесячниках, которые извлекаются и по необходимости дополняются и исправляются», 1714). В России рефераты также публиковались в первой половине XVIII в.: "Краткое описание комментариев имп. Академии наук" (1728) и "Содержание ученых рассуждений" (1750–1759) – и были тесно связаны с деятельностью М. В. Ломоносова.
Другая крупная категория потребителей информации – инженеры – была идентифицирована с появлением в конце прошлого века в Европе так называемых специальных библиотек и информационных бюро, которые возникли в связи с быстрым ростом техники и промышленности и необходимостью информационного обеспечения специалистов. В нашей стране первые крупные информационные органы появились именно в промышленности.
Как потребители информации инженеры и вообще специалисты‑практики во всех сферах народного хозяйства отличаются от научных работников не только значительно большей численностью, но и совершенно иным подходом к отбору и использованию информации. Научные работники стремятся найти закономерность в наблюдаемых явлениях, понять их природу, привести структуру современных знаний в соответствие с научной парадигмой, в рамках которой они работают. Им нужна информация по определенной проблеме с большой полнотой и широким охватом. Они стремятся самостоятельно осуществлять ее поиск, основываясь на ассоциациях, которые иногда трудно объяснить. Ученые в рамках научного сообщества сами устанавливают методы и нормы верификации создаваемых ими знаний и сроки выполнения этапов научных исследований.
Специалисты-практики решают конкретные задачи, сформулированные заказчиками, в сроки, установленные народнохозяйственными планами. Они призваны проектировать предприятия, машины, аппараты, обеспечивать их эффективное функционирование, разрабатывать и внедрять новые, более совершенные технологии, выводить новые сорта растений, искать и осуществлять новые методы лечения больных, обучать новые кадры и повышать их квалификацию. Им обычно нужна научно-техническая и производственная информация, ориентированная на ту задачу, которую они решают в данный момент и в определенные сроки.
Эта информация должна быть комплексной, относящейся к разным научным дисциплинам и отраслям знания. Она должна содержать конкретные сведения о методах и средствах выполнения названных задач. У практиков нет времени на исчерпывающий просмотр литературы, им в большей степени, чем ученым, нужно помочь отобрать информацию, обработать ее и представить в удобном для использования виде.
В 60-е годы информационные работники осознали необходимость выделения такой категории потребителей информации, как руководители. Появилась задача информационного обеспечения управления в таких социальных системах, как наука, техника, промышленность, экономика, торговля, здравоохранение. Эта задача оказалась крайне необычной.
Во-первых, при ее решении работники информационной службы впервые столкнулись с ситуацией, в которой научно-техническая информация является хотя и важным, но далеко не главным компонентом в структуре информационного обеспечения. Даже в управлении наукой и научным учреждением наряду с научной требуются экономическая, социально-политическая, идеологическая, административная и другие виды информации. В еще большей степени это относится к иным сферам управления.
Во-вторых, та информация о достижениях науки и техники, которая необходима руководителям, значительно отличается по своему характеру от научно-технической информации, используемой учеными и инженерами. Это информация о вариантах решений и возможных последствиях их принятия. Ее содержат не статьи и книги, а обзоры, прогнозы, таблицы, графики. При информационном обеспечении организационного управления информационные службы, пожалуй, впервые встретились с необходимостью полной переработки информации. Исходя из рассмотренных нами особенностей дальнейшего развития науки и техники, подобная необходимость в будущем возрастет и будет охватывать все новые категории людей, которые прежде не осознавались в качестве потребителей информации, да и не были ими в привычном понимании.
На сегодняшний день в качестве потребителей научно-технической информации рассматриваются следующие три категории, выделенные в соответствии с характером деятельности:
а) ученые в области фундаментальных и прикладных наук,
б) специалисты-практики, занимающиеся разработками и/или практической деятельностью в различных областях техники, промышленности, сельского хозяйства, медицины, образования и т. п.,
в) руководители (управляющие, менеджеры), плановики и другие лица, принимающие решения и координирующие различные виды деятельности на местном, национальном и международном уровнях частного или государственного секторов экономики.
В последние годы информационные службы достигли определенных успехов в обеспечении информацией специфических профессий. Получили развитие информационные системы для практических врачей конкретных специальностей (хирургов, педиатров, дантистов), для преподавателей и студентов высших учебных заведений определенных профилей. Разрабатываются системы информационного обслуживания для исследователей и работников различных сфер культуры, связанных с использованием информации в области общественных и гуманитарных наук.
Прогноз изменений в количественном составе потребителей информации нельзя ограничивать рассмотрением только научных работников или даже специалистов, занятых в науке и технике. Научно-технический прогресс ведет к интеллектуализации трудовой деятельности. Этот процесс характерен для всех стран, но его интенсивность зависит от развитости экономики и народного хозяйства страны. Активными потребителями информации становятся не только специалисты с высшим и специальным средним образованием, но также мастера и рабочие на производстве, работники сельского хозяйства, торговли, связи, планирования и учета, средний медицинский персонал.
Из всех подлежащих учету статистических совокупностей наиболее близка к такой трактовке потребителей информации численность работников, занятых преимущественно умственным трудом в народном хозяйстве. Анализ данных за последние десятилетия показывает, что рост потребителей информации в нашей стране происходит экспоненциально, удваиваясь примерно каждые 20 лет.