Конспект лекций по предмету "История науки"


Дисциплинарная структура науки Нового времени

XVII-XVIII вв. – время формирования внутренней дисциплинарной структуры физики (естествознания), в основе которой лежало представление о различных материях и силах (субстратно-атрибутивная классификация). Успехи ньютоновской механики сделали её общей парадигмой научности. В связи с этим в основание классификации и вводится представление о видах материй, тел и сил. Механика – наука о весомой материи, оптика – о невесомом световом веществе, учение о теплоте также есть учение о невесомой материи – теплороде, теория электричества и магнетизма – об электрической и магнитной невесомых жидкостях и т.д. Природа состоит из множества материй и специфических сил, им присущих. Объектов множество, зато метод един: экспериментальная индукция. Здесь, в отличие от теории Ф.Бэкона, на первый план выдвигается объективный принцип классификации.
В наиболее ясном, отчётливом и полном виде структура научно-философского знания была выявлена у тех мыслителей-рационалистов, которые уделяли первостепенное внимание логической связи, последовательности, обоснованности и энциклопедической полноте своих учений. Вероятно, самым ярким представителем такого рода философии был крупнейший немецкий просветитель XVIII в. Христиан Вольф, неустанно стремившийся «ради пользы людей», «для житейской надобности» и в интересах фундаментального университетского образования упорядочить и представить в легко обозримой, доказательной и систематической форме всю сумму научных знаний о мире. Не случайно Кант назвал Вольфа «величайшим из догматических философов», разумея здесь под «догматическим методом» не «догматизм», а систематическое (научное) построение философии. Несомненно, что систематизм Вольфа был тесно связан с его педагогической деятельностью. Он был создателем немецкой системы высшего университетского образования, выдвинувшей Германию на первое место в мировой науке второй половины XVIII-XIX вв.
Вольф разделил «философию» (которая включает в себя для него всё научное знание), следуя античной традиции и вернувшись к Аристотелю, на три части - логику, теоретическую философию и практическую философию. Первая часть - «формальная», т.е. она исследует одну лишь форму всякого мышления безотносительно к его предметам, такие формы мысли, без которых вообще нельзя мыслить что бы то ни было. Логика - это «пропедевтика» науки, т.е. предварительное приготовление, тренировка самого мышления перед тем, как приступать к познанию любых объектов.
Вторая и третья части философии - содержательные, т.е. они дают знание об объектах, а именно объектах или предметах способности познания (теоретическая философия) и способности желания (практическая философия). Первая имеет целью истину, вторая - благо. Каждый из содержательных разделов распадается, в свою очередь, на рациональную, или чистую, и эмпирическую, или прикладную, часть. Чистая часть – это познание из одних лишь понятий, посредством чистого мышления. Эмпирическая часть опирается на опыт, чувственное восприятие.
То, что эмпирическая часть называется также «прикладной», означает, что первенство, согласно Вольфу, принадлежит чистой части. Эмпирическое научное познание возможно лишь на основе тщательно разработанных концептуальных, «априорных» предпосылок. Без них опыт даёт лишь совокупность разрозненных, поверхностных знаний обыденной жизни, «агрегат» сведений, а не систему науки. Науку создаёт идея, принцип. Одно из самых очевидных и сильных доказательств ведущей роли понятия, мышления, логики, а не чувственного восприятия, в научном познании – та роль, которую играет в науке математика. Научное познание природы немыслимо без применения математики, а чистая математика создаётся без всякой опоры на опыт. Она исходит из определений исходных понятий, самоочевидных для ума аксиом, постулатов и дедуктивного логического вывода. В основе всех опытных, в том числе экспериментальных, наук лежат такие исходные понятия и принципы, которые не столько заимствуются из опыта, сколько делают возможным научный опыт – систематическое, проблемно ориентированное наблюдение, с умом поставленный эксперимент.
Чистая практическая философия - это «естественное право» как первое основание всякого законодательства, коренящееся в самом «практическом разуме», в разумном определении воли вообще, и не зависящее от опыта. Эмпирическая практическая философия - это этика, экономика и политика (как и у Аристотеля). Физика – это прикладная теоретическая философия (наука о связи тел в природе), которая включает в себя механику, телеологию (науку о целевых причинах в природе и использовании природы человеком) и многочисленные частные естественные науки - о разнообразных видах тел и их частных движениях (астрономию, геологию, минералогию, ботанику, зоологию, медицину, садоводство, баллистику и т.д. и т.п.).
Начало и основу всех наук образует чистая теоретическая философия, «главная наука» - метафизика. Метафизика, согласно Вольфу, есть первая по порядку и значению наука во всей системе человеческих знаний, высшая наука, которая должна дать абсолютно прочную и достоверную основу для всех других наук и для всей технической и практической деятельности людей, ибо она содержит в себе основные истины всего человеческого познания. Это самое глубокое и важное знание, к которому способен наш рассудок. Тот, кто знает метафизику, мыслит ясно, глубоко и основательно во всех науках; у кого нет ясности в метафизике, у того нет ясности ни в чем - ни в теологии, ни в физике, ни в медицине, ни в юриспруденции, ни в морали, ни в повседневной жизни, ибо в основе всякого знания лежат одни и те же всеобщие понятия и принципы. Метафизика есть чисто рациональное знание, т.е. познание из одних только понятий, причём самых общих, наиболее фундаментальных понятий, таких, которые применяются в любом акте мышления, без которых вообще ничего мыслить невозможно.
Метафизика состоит, в свою очередь, из четырех наук: онтологии, или «общей метафизики», и трех специальных (частных) метафизических наук – космологии, т.е. науки о мире в целом, психологии, т.е. науки о душе как бессмертной субстанции, рациональной (естественной) теологии, т.е. философского учения о Боге. Метафизика, таким образом - это строгая, чистая, рациональная наука о Боге, мире и душе и всех вещах вообще. У Вольфа метафизика также не совпадает более с «естественной теологией», и эта последняя даже не является её главной частью. На первое место выдвигается онтология.
Онтология - «основная наука» в составе «главной науки», наука о «первых основаниях нашего познания и всех вещей вообще», или, иначе, науку «об общих предикатах сущего», его родах и свойствах. Словом «предикат» в логике обозначается то, что высказывается о каком-либо предмете, то, что ему приписывается. «Общие предикаты», соответственно, - это такие понятия, которыми может быть охарактеризован любой предмет мысли и высказывания, а тем самым и все без исключения предметы научного познания. Онтология, другими словами, перечисляет и исследует наиболее «абстрактные» понятия (категории, универсалии, трансценденталии) и соответствующие им свойства «всех вещей вообще». Онтология – наука о бытии в общем и целом.
Последние великие энциклопедические системы научно-философского знания, которые набрасывали общие контуры всего здания человеческого познания в целом и вместе с тем стремились к точному отграничению различных философских наук и дисциплин на основе общих принципов, были созданы в Германии в конце XVIII - начале XIX вв. Кантом и Гегелем.
Иммануил Кант был убеждён во внутренней «архитектоничности» человеческого знания, в существовании его априорной, вечной структуры. Он исходил из систематики Вольфа-Аристотеля, внеся в неё следующие важные дополнения и изменения.
Во-первых, он дополнил две «догматические» содержательные части философии предварительной критикой (исследованием возможностей и границ) соответствующих способностей человеческой души - познавательной способности (чувственности, рассудка и «чистого» разума) и способности желания (воли, или чистого практического разума). Эту предварительную (т.е. предшествующую построению всей системы философии) критику Кант назвал трансцендентальной философией, т.е. такой философией, которая имеет своим предметом сам разум, однако не так, как в общей традиционной формальной логике, где исследуются его всеобщие формы безотносительно к предметам. Трансцендентальная философия исследует разум в отношении его способности к априорному, т.е. не опирающемуся на опыт, познанию предметов – как всех возможных предметов познания вообще, так и особых предметов метафизики - Бога, мира в целом и души как субстанции. Трансцендентальная философия Канта содержит в себе и исследование оснований («условий возможности») математики и теоретической физики. На основе этой предварительной критики познавательных способностей, исследования её применения в математике и естествознании, Кант преобразовал метафизику и построил новую трансцендентальную метафизику, общая структура которой, однако, не изменилась и следует Вольфу.
Во-вторых, Кант добавил к традиционным трём частям философии (логика, теоретическая философия, практическая философия) четвёртую - «критику способности суждения», включающую в себя эстетику (философию прекрасного и возвышенного, философию искусства) и телеологию как учение об органической целесообразности в природе (философию жизни в биологическом смысле этого слова). Кант также выделил в особый важнейший раздел философии антропологию, как эмпирическое учение о человеке «в прагматическом отношении». Философская антропология говорит не о том, что «природа сделала из человека», т.е. не исследует человека как природное существо, но о том, что человек, как разумное, т.е. свободное существо, «может сделать из себя сам». Кант также ввёл для обозначения «чистых» (рациональных) частей теоретической и практической философии термины метафизика природы и метафизика нравов.
Кант приложил огромные усилия к тому, чтобы чётко отделить «чистое» (априорное, метафизическое, абсолютное) знание от эмпирического (физического, частнонаучного, изменчивого, относительного), и тем самым выделить ту часть науки (чистую, аподиктическую), которая уже навсегда останется неизменной, совершенно независимой от всего дальнейшего, потенциально бесконечного прироста эмпирического и математического знания. Эту часть научного знания о мире (внешнем и внутреннем) он называл «метафизическими началами естествознания», которые разделил на четыре науки: форономию (чисто математическая теория движения), динамику (учение о силах материи), механику (учение о движении тел под действием сил), феноменологию (модальность движения и покоя тел). Камнем преткновения для него стала проблема «стыка», или «перехода» между априорным и эмпирическим знанием. Несмотря на все трудности, с которыми он столкнулся при решении этой проблемы, несмотря на критику, которой он подверг предшествующую метафизику за её догматизм, он всё же был твёрдо уверен в возможности построения метафизики как абсолютной науки – при помощи нового трансцендентального метода. Помимо философско-метафизического знания он включил в собственно научное знание лишь ту часть естествознания, которая может быть математизирована. Поэтому он исключил из числа наук (в собственном смысле слова), например, химию или психологию. Кант вернулся к строгому аристотелевскому понятию науки как «аподиктического» знания и видел её основные признаки в систематичности, логической необходимости, всеобщности.
Творчество ученика Канта Готтлиба Фихтеинтересно в том отношении, что он был не удовлетворён простой рядоположенностью у Канта различных способностей субъекта и, соответственно, различных сфер знания и наук, и попытался вывести все основные формообразования знания из одного, единого принципа. Этот принцип классификации – генетически-конструктивный, постепенно, шаг за шагом разворачивающий перед мысленным взором всю систему научного знания (вернее, форму этой системы, её формальную структуру) из простого первичного акта самосознания «я». Всё человеческое знание, согласно Фихте, обладает системно-органической целостностью. Это устремление не было особенностью лично Фихте или только лишь спекулятивно-умозрительной, идеалистической философии. Оно соответствовало и устремлениям науки того времени (рубежа XIX-XX вв.), которая в условиях быстрого роста объёма научного знания и углубляющейся специализации не могла удовлетвориться простым «сосуществованием» различных дисциплин и искала объединяющие научное мышление принципы, подобные закону сохранения энергии.
Весьма важные изменения в понимание структуры философии и всего научного знания в целом внёс Гегель. Как и Кант, он считал высшей наукой философию. На первый взгляд его разделение философии на три части - логику, философию природы и философию духа - выглядит традиционным (логика – физика – этика). Однако «логика» Гегеля – это совершенно новая наука, в которой сливаются воедино прежние логика и метафизика, поскольку учение Гегеля исходит из принципа диалектического тождества мышления и бытия. Истинное бытие – мышление. Сущность мира – разум: всё разумное действительно, всё действительное разумно. Следовательно, его «логика», учение о мышлении (разуме), есть одновременно и учение о бытии, т.е. онтология. Мышление же, совпадающее с истинным бытием, - это божественное мышление, или сам Бог. Бог есть дух, мышление, разум. Поэтому логика Гегеля – это и его философская (естественная) теология. Она описывает вневременное и внепространственное «движение» и «развитие» абсолютного духа. Соответственно этому общему исходному принципу по-новому, диалектически трактуется и отношение «физики» и «этики» (т.е. философии природы и философии духа) друг к другу и к «логике». Под влиянием Гегеля возник термин диалектическая логика для обозначения уже не просто традиционной, «формальной» логики, а философского учения о развитии мышления, т.е. такого учения, которое связывает и объединяет воедино на основе диалектики учение о бытии, о познании и о мышлении, т.е. онтологию, гносеологию и логику. Эта идея Гегеля была переосмыслена на основе принципа материализма в философии марксизма, в основе которой также лежит диалектическая логика, которая, однако, говорит уже не о развитии божественного Логоса, а об историческом развитии человеческого познания в ходе развития его предметно-практической, трудовой деятельности.
Дальнейшие подразделения во всеобъемлющей «энциклопедии философских наук» Гегеля, набрасывающей, как и у Фихте, форму всего научного знания, также построены по принципу трихотомии, поскольку триединство, по его убеждению – основная структура реальности, бытия и знания, всеобщая форма самодвижения-саморазвития-самопознания мирового и человеческого духа. Так, логика распадается далее на учение о бытии (!), учение о сущности, учение о понятии. Философия природы состоит из 1)механики, 2)физики, 3)органической физики. Органическая физика раскрывает сущность 1)геологической природы, 2)растительной природы, 3)животного организма. Философия духа разделяется на учения о 1)субъективном, 2)объективном, 3)абсолютном духе. Учение о субъективном духе включает в себя 1)антропологию, 2)феноменологию, 3)психологию. Объективный дух выражает себя в нравственности, праве и государстве. Теория абсолютного духа рассматривает последовательно 1)искусство, 2)религию, 3)философию.
В обширной и детально проработанной системе Гегеля были выделены в качестве самостоятельных разделов эстетика, как философия искусства, философия религии, философия права, философия истории, история философии и т.д. В эту схему-классификацию Гегелю удалось вложить не только все конкретные научные знания его эпохи, но всю историю мировой духовной культуры. Более того, он полагал, что исчерпал общую форму всего возможного знания. Для Гегеля характерно стремление к отождествлению понятия науки вообще с философским знанием, а истинно философского – с метафизическим, «чистым», выражающим вневременное логическое движение чистого «понятия», мирового «духа». Эмпирическое знание – подчинённое, второстепенное, низшего сорта, и оно входит в науку лишь благодаря «просвечиванию» сквозь него вечных логических форм, так что никакое будущее накопление эмпирического материала не может изменить ни указанной структуры знания, ни содержания абсолютной философской науки.
Другой подход к класиификации наук мы находим у французских просветителей XVIII в., склонявшихся к философскому материализму. Об их взглядах на дисциплинарное строение научного знания можно судить по изданной ими фундаментальной работе «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751-1780 гг., 35 томов). Дени Дидро предложил в ней «Наглядную систему человеческих знаний», а выдающийся математик и физик Д’Аламбер написал «Очерк происхождения и развития наук». В основе классификации французских просветителей лежала схема Ф.Бэкона. Вслед за ним особое внимание они уделили и очень много места отвели классификации технического, прикладного знания («искусств и ремёсел»), которое прочно входит в систему наук.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.