Конспект лекций по предмету "Теория государства и права"


Лекция 2. Социальная и нормативная организация первобытного общества. Причины возникновения государств.

1. Социальная организация первобытного общества.
2. Переход от присваивающей к производящей экономике.
3. Нормативная система первобытного общества.

1. В науке существует множество теорий о появлении государства. Причины такого множества можно объяснить следующим образом:
1) формирование государства у разных народов шло различны­ми путями, что обусловило разную трактовку условий и причин его возникновения;
2) неодинаковым мировоззрением исследователей;
3) сложностью процесса формирования государства, что вызы­вает трудности в адекватном восприятии данного процесса.
Как известно, государство существовало не всегда. Земля об­разовалась приблизительно 4,7 млрд. лет назад, жизнь на Земле — около 3 — 3,5 млрд. лет назад, люди на Земле появились около 2 млн. лет назад, человек как разумное существо оформился при­мерно 40 тыс. лет назад, а первые государственные образова­ния — около 5 тыс. лет назад. Таким образом, сначала появилось общество, которое в процес­се своего развития пришло к необходимости создания таких важ­ных общественных институтов, как государство и право. Первой в истории человечества формой жизнедеятельности лю­дей, охватывающей эпоху от появления человека до образования государства, было первобытное общество. Этот этап важен для понимания процесса формирования государства, поэтому рассмот­рим его подробнее. В настоящее время благодаря достижениям в области археоло­гии и этнографии наука располагает обширной информацией о дан­ном периоде человечества. Одним из существенных достижений науки является периодизация первобытной истории, позволяющая четко обозначить:
а) о каком обществе идет речь:
б) временные рамки существования первобытного общества;
в) социальную и духовную организацию первобытного общества;
г) формы организации власти и нормативные регуляторы, ис­пользованные человечеством, и т.д.
Периодизация позволяет прийти к выводу, что общество нико­гда не было статичным, оно неизменно развивалось, двигалось, проходило различные этапы. Выделяют несколько видов такой периодизации, в частности общеисторическую, археологическую, антропологическую. Юридическая наука использует археологиче­скую периодизацию, которая выделяет в развитии первобытного общества два главных этапа: этап присваивающей экономики и этап производящей экономики, между которыми лежал важный рубеж неолитической революции. На этой периодизации основана современная теория происхождения государства — потестарная, или кризисная. Значительное время человек жил в форме первобытного стада, а затем через родовую общину, ее разложение пришел к формиро­ванию государства. В период присваивающей экономики человек довольствовался тем, что давала ему природа, поэтому занимался главным образом собирательством, охотой, рыболовством, а в качестве орудий труда использовал также природные материалы — камни и палки. Формой социальной организации первобытного общества была родовая община, т.е. общность (объединение) людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство. Родовая об­щина объединяла несколько поколений — родителей, молодых мужчин и женщин и их детей. Возглавлялась семейная община наи­более авторитетными, мудрыми, опытными добытчиками пищи, знатоками обычаев, ритуалов (лидеры). Таким образом, родовая община представляла собой личный, а не территориальный союз людей. Семейные общины объединялись в более крупные образова­ния — в родовые объединения, племена, союзы племен. Данные об­разования также были основаны на кровном родстве. Целью таких объединений были защита от внешнего нападения, организация по­ходов, коллективная охота и др. Особенностью первобытных общин был кочевой образ жизни и строго фиксированная система половозрастного разделения тру­да, т.е. строгое распределение функций по жизнеобеспечению об­щины. Постепенно на смену групповому браку пришел парный брак, запрет кровосмешения, поскольку оно вело к рождению не­полноценных людей. На первом этапе первобытного общества управление в общине строилось на началах естественного самоуправления, т.е. той формы, которая соответствовала уровню развития человека. Власть носила общественный характер, поскольку исходила от об­щины, которая сама формировала органы самоуправления. Общи­на в целом была источником власти, и ее члены непосредственно осуществляли всю полноту последней. В первобытной общине существовали следующие институты власти:
а) лидер (предводитель, вождь);
б) совет старейшин;
в) общее собрание всех взрослых членов общины, которое ре­шало наиболее важные вопросы жизни.
В первобытном обществе существовали выборность и сменяе­мость первых двух институтов власти, т.е. лица, входящие в эти институты, могли быть смещены общиной и осуществляли свои функции под контролем общины. Совет старейшин формировался также путем выборов из числа наиболее уважаемых членов общи­ны, по их личным качествам. Поскольку в первобытном обществе власть основывалась в зна­чительной мере на авторитете какого-либо члена общины, она на­зывается потестарной, от латинского слова «potestus» — власть, мощь. Помимо авторитета потестарная власть основывалась и на возможности жесткого принуждения. Нарушитель правил поведе­ния, жизни общины, ее обычаев мог быть строго наказан, вплоть до изгнания из общины, что означало верную смерть. Управление делами общины осуществлял лидер, избираемый общим собранием общины или советом старейшин. Его власть не была наследственной. В любой момент он мог быть смещен. Он так­же участвовал наряду с другими членами общины в производствен­ной работе и никаких льгот не имел. Аналогично было положение и членов совета старейшин. Религиозные функции выполнял жрец, шаман, деятельности которого придавалось большое значение, по­скольку первобытный человек был частью природы и непосредст­венно зависел от природных сил, верил в возможность их задоб­рить, чтобы они были благосклонны к нему. Таким образом, для власти первобытного общества на первом этапе его существования характерны следующие особенности:
1) верховная власть принадлежала общему собранию членов общины, мужчины и женщины обладали равными правами голоса;
2) внутри общины не было аппарата, осуществляющего управ­ление на профессиональной основе. Смещенные лидеры станови­лись рядовыми членами общины и не приобретали каких-либо пре­имуществ;
3) власть основывалась на авторитете, уважении обычаев;
4) род выступал органом защиты всех своих членов, и за убий­ство члена общины назначалась кровная месть.
Следовательно, главные черты власти в первобытном общест­ве — это выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий, общественный характер. Власть при родовом строе носила по­следовательно демократический характер, что было возможно в условиях отсутствия каких-либо имущественных различий между членами общины, наличия полного фактического равенства, едиства потребностей и интересов всех членов. Данный этап в разви­тии человечества на этом основании нередко называют первобыт­ным коммунизмом.
2. Археологические и иные научные данные свидетельствуют о том, что на рубеже 12 — 10 тыс. до н. э. возникли экологические кризисные явления — неблагоприятные изменения климата, кото­рые повлекли изменение мегафауны — исчезновение животных и растений, употребляемых человеком в пищу. Эти явления, по мнению ученых, угрожали существованию человечества как био­логического вида, что обусловило необходимость перехода к ново­му способу существования и воспроизводства — к производящей экономике. Данный переход получил название в литературе «не­олитическая революция» (неолит — новый каменный век). И хотя это явление именуют революцией, оно не носило разового, скоро­течного характера, а протекало в течение длительного периода, а сам переход охватил многие десятки тысячелетий. На протяже­нии данного периода происходил переход от охоты, рыболовства, собирательства, архаичных форм земледелия и скотоводства к развитым формам земледелия (поливному, подсечно-огневому, неполивному и т. д.), а в сфере скотоводства — к пастбищному, отгонному и др. Главная сущность неолитической революции состояла в том, что для удовлетворения своих жизненных потребностей человек был вынужден перейти от присвоения готовых животных и расти­тельных форм к подлинно трудовой деятельности, в том числе к из­готовлению орудий труда. Этот переход сопровождался селекцион­ной деятельностью как в области скотоводства, так и земледелия. Постепенно человек научился изготовлять керамические предметы, а впоследствии перешел к металлообработке и металлургии. По заключению ученых, производящая экономика уже к 4 — 3 тысячелетиям до н.э. стала вторым и основным способом существо­вания и воспроизводства человека. Данный переход повлек и перестройку организации властных отношений, в том числе появление ранних государственных образований — раннеклассовых городов-государств. Возникновение, а затем и расцвет ранних земледельческих об­ществ привели к появлению на их основе первых цивилизаций. Они возникли первоначально в долинах крупных рек — Нила, Ев­фрата, Инда, Тигра, Янцзы и др., что можно объяснить наиболее благоприятными климатическими и ландшафтными условиями этих территорий. Переход к производящей экономике обусловил и рост человечества, что необходимо для расцвета цивилизации. Про­изводящая экономика привела к усложнению организации произ­водства, появлению новых организационных и управленческих функций, необходимости регулировать сельскохозяйственное про­изводство, нормировать и учитывать трудовой вклад каждого члена общины, результаты его труда, участие в создании общественных фондов, распределять долю созданного продукта. Производящая экономика объективно привела к разделению труда, что, в свою очередь, способствовало выделению следующих групп населения:
а) организаторов производства;
б) непосредственных работников, выполняющих трудовые функции;
в) работников информационных систем, осуществляющих учет труда и распределение его результатов;
г) работников, контролирующих соблюдение норм и правил, регламентирующих указанные выше процессы.
Производящая экономика привела к росту производительности труда и появлению прибавочного продукта. Возникновение приба­вочного продукта, в свою очередь, привело к становлению новых форм собственности (коллективной, групповой, частной) и как следствие — к дальнейшему расслоению общества по социальному признаку. Происходит, в частности, отделение верхушки от основ­ной массы производителей, поскольку верхушка не участвует в ма­териальном производстве.
Постепенно формируются классы, слои в обществе, различаю­щиеся по своим интересам и потребностям, которые нередко пере­растают в антагонистические. Таким образом, неолитическая революция, обусловившая пере­ход человечества к производящей экономике, объективно привела первобытное общество к его расслоению, появлению классов и за­тем — к возникновению государства.

3. В обществе присваивающей экономики существовала нерасчле­ненность мифологического и традиционно-бытового регулятора, зачаточного права и морали. Отечественный этнограф А.И. Першиц назвал регуляторы этого этана мононормами. Они регулирова­ли следующие виды общественных отношений: 1) брачно-семейные; 2) половозрастное разделение труда; 3) отношения по распределе­нию пищи и правила ведения охоты; 4) правила разрешения споров между членами общины; 5) правила ведения войн между племенами.
Мононормы представляли собой единые, общие для всех правила поведения. Первобытный человек не различал прав и обязанностей, не выделял различные виды норм — морали, религиозные и т.д. Чаще всего мононормы имели форму запретов (табу), которые воспринимались как предписания, исходящие от сверхъестествен­ных сил, и подкреплялись религиозно-магическими санкциями. Мононормы были направлены на обеспечение присваивающей экономики, гармоничное существование первобытной общины и воспроизводство человека. Для нормативной системы этого перио­да характерна тотемная форма, т.е. объявление какого-либо жи­вотного или растения священным. Термином «тотем» обозначалась вера в сверхъестественное родство, существующее между племенем и определенным видом животного, реже растения или предмета. Это запрещало людям данного племени употреблять мясо этого жи­вотного (или растение) в пищу, поскольку люди этого племени про­исходили от тотема. Тотемная форма выступала экологическим ре­гулятором и была своеобразной «Красной книгой». Среди способов регулирования выделялись в качестве главного запреты, небольшую долю составляли дозволения (разрешения) и позитивные обязывания. Например, запрещалось кровосмешение, нарушение разделения функций в общине; дозволялась охота на оп­ределенных участках или на определенные виды животных и т. д. Позитивное обязывание имело целью организовать рациональным образом приготовление пищи, строительство жилищ, изготовление орудий труда и т.д. Но все способы нормативного регулирования не были направлены на изменение природных условий, на выделение человека из природы; они способствовали формированию наиболее эффективных форм присвоения предметов природы и их приспособ­лению для удовлетворения потребностей человека. Мононормы находили выражение в мифах, обычаях, ритуалах, обрядах. Обычаи были исторически первыми регуляторами отно­шений между людьми и закрепляли выработанные веками рацио­нальные, полезные для людей варианты поведения, которые пере­давались из поколения в поколение и отражали в равной мере интересы всех членов общины. Обычаи изменялись медленно, что соответствовало темпам развития общества того периода. Соблюдение обычаев было прочной привычкой каждого члена общины. Непререкаемость обычаев опиралась на связь и общность интересов членов общины, их равенство, отсутствие противоречий между этими интересами. Наряду с самоорганизационными процессами формирования обычаев, традиций присваивающая экономика на некоторых этапах знала и сознательное создание правил поведения. Их создавали потестарные органы управления. На основе изложенного можно сделать следующие выводы о нормативной системе этапа присваивающей экономики:
1. Эта система была направлена на господство общего над лич­ным, индивидуальным, на сплочение общины, рода, племени, по­скольку вне коллектива человек не смог бы в то время выжить.
2. Нормативная система выступала в виде строгих, непрере­каемых, безусловно обязательных правил поведения, которые со­блюдались в силу привычки, объективной целесообразности и не обеспечивались специальным аппаратом принуждения.
3. Внутренняя структура мононорм характеризовалась нерас­торжимым единством биологических, моральных, религиозных, обрядово-ритуальных требований.
4. Преобладающее значение в структуре мононорм имели за­преты (табу), и лишь потом появились дозволения и позитивные обязывания.
5. Казуистичность мононорм, отсутствие обобщающих правил, привязанность мононорм к определенным предметам реального ми­ра: они были посвящены брачным отношениям, ритуалам при вы­ходе на охоту, порядку распределения пищи, добычи и др.
В период перехода от присваивающей к производящей эконо­мике происходят существенные изменения в нормативной системе. Под воздействием социально-экономических факторов мононормы постепенно перерастают в нормы морали и права путем их расщеп­ления, а также появления новых позитивно-обязывающих норм. Нормативная система раннеклассовых обществ получает новую структуру, отличную от предшествующей. В ней возникает специ­альный пласт норм, отличающихся от мононорм. Это знаменует по­явление права, которое складывается не вдруг, не на пустом месте, а постепенно и представляет собой на первом этапе санкциониро­ванные государством обычаи. Отсюда его название — обычное право. Оно формируется путем, с одной стороны, приспособления и видоизменения обычаев родового строя, а с другой — введения новых правил поведения, неизвестных первобытному обществу, но обеспеченных государственным принуждением. Утверждение в жизни новых норм нередко происходило в борь­бе со старыми обычаями. Но бывало и так, что новое правило дей­ствовало наряду со старым обычаем, пока новое не побеждало ста­рое. Например, переходной ступенью от кровной мести к выкупу (композиции) была возможность выбора родственниками убитого любого из этих вариантов. На первом этапе существования права обнаружились две тен­денции: процесс постепенного выделения юридических норм; рас­ширение сферы регулируемых правом общественных отношений. Одна из особенностей нормативной системы рассматриваемого периода — появление первых письменных источников — агрокалендарей. Они стали основой общественной жизни членов земле­дельческой общины, так как регулировали производственную дея­тельность общины и были строго обязательны для исполнения. Возникает и специальный аппарат контроля за соблюдением агрокалендарей. В литературе выделяется еще одно важное явление, во многом соприкасающееся с правом, — предсказания (проф. А.Б. Венгеров). Существует версия, что в раннеклассовом обществе все, заслуживающее внимания, записывалось, записи группировались в сборники, в которых излагалось происшествие и содержалось на его основе предсказание. По мнению А.Б. Венгерова, предсказания строились по той же схеме, что и нормы права, — «если — то». Существовала тесная связь между сборниками предсказаний с собственно юридическими сборниками. Чем древнее сборники, тем Детальнее излагались предсказания и тем более органичнее они выполняли регулятивные функции. Считается, что первые посвя­тительные надписи месопотамских царей, сделанные несколько ты­сячелетий назад в связи со знамениями, видениями, гаданиями, и были первыми юридическими правилами. Существовали и другие формы правового использования предсказаний. Так, ассирийские пророчицы объявляли через себя волю божества. С данной концепцией можно соглашаться или нет, но она пред­ставляет собой своеобразное видение возникновения норм права.
Итак, возникновение права было обусловлено общественными потребностями, к которым можно отнести:
1) необходимость установления единого порядка в отношениях между людьми на определенной территории;
2) потребность в поддержании этого порядка в условиях рас­слоения общества, появления различий и даже конфликтов;
3) необходимость регулирования обмена между народами, уста­новления соседских взаимоотношений и ограничения враждебного противостояния.
Качественное отличие регулятивной системы производящей экономики от нормативной системы периода присваивающей эконо­мики состояло в следующем. Во-первых, происходит расщепление мононорм и их постепенное перерастание в нормы морали, права, религиозные нормы. Во-вторых, усложнилась структура регулиро­вания поведения людей; сложились четыре способа данного регу­лирования: что надо обязательно делать (что должно); что разре­шено делать (что можно); что запрещено делать (нельзя делать) и что безразлично для общества, т.е. человек может поступать по своему усмотрению. В-третьих, появление письменных источни­ков, фиксирующих правила поведения, и жесткая привязка этих правил к земледельческому производству — агрокалендари. Орга­низация специального аппарата контроля за соблюдением агрокалендарей. В-четвертых, общесоциальное содержание нормативно­го регулирования, т.е. оно было направлено и сориентировано на выживание всех и на регулирование жизни всей общины. Лишь со временем эти правила политизируются, т.е. приобретают классо­вое содержание. В-пятых, право появилось не вдруг, не на пустом месте, а сначала происходило санкционирование обычаев, которые перерастали в обычное право и становились строго обязательными для всех. Их государство признавало и ставило под свою защиту. Процесс формирования права отличается длительностью, имеет ряд этапов и специфику у разных народов. В-шестых, право возни­кает объективно на этапе становления раннеклассового общества как нормативный способ регулирования производящей экономики, свободного труда общинников-земледельцев и ремесленников.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.