В I веке до н. э. республика в Риме стала весьма шаткой формой государственного устройства. Первым человеком, покусившимся на устои республики, был диктатор Сулла. Однако общественные традиции и установки не позволили ему осуществить своих преступных замыслов. Г.Ю. Цезарь в деле установления фактически полной, причём пожизненной, диктатуры, достиг впечатляющих успехов, и, возможно, он мог бы быть первым римским императором, если бы не его убийство в 44 г. до н. э. в результате заговора сторонников республики. Всё же с 17 г. н. э. в Риме установилась империя, и постепенно в обществе начал укореняться культ императора и его власти. Собственно говоря, с установлением империи в Риме начинается процесс распада и деградации римского государства.
Важнейшей предпосылкой крушения Рима стало противоречие политики императора не только с представлениями о чести семьи и рода, но и с априорно заданным чувством справедливого, морального.
На процесс распада древнеримского государства значительно повлияло христианство. Несмотря на то, что первую попытку узаконить христианство сделал император Галерий в 312 г., действительно легализовал христианство Константин, подписав в 313 г. эдикт о веротерпимости. Сам Константин принял христианство перед смертью, но на протяжении всего своего правления он всячески покровительствовал христианам. Именно под его патронажем в 325 г. был организован первый Вселенский Собор в Никее. Символ же веры, принятый на этом Соборе, имел силу не только религиозного догмата, но и юридического закона.
Легализация христианства была вполне закономерным процессом. Во-первых, Римское государство с первых веков нашей эры замыкается в самом себе, а установление империи подчёркивает ориентацию государства на решение внутренних дел, а также на идею завершённости государственного развития. С того момента, когда Октавиан Август объявил в сенате о начале «золотого» века, смысл в дальнейшем укреплении государства исчез. Вместе с ним исчез и смысл жизни гражданина, жившего лишь ради государства и выполнения гражданского долга. Прежние родовые ценности к началу новой эры были вытеснены государственными, и, хотя по-прежнему сохранялись понятия о чести семьи и рода, они уже не являлись столь действенными, ибо функционировали не в системе родовых отношений, а в системе государственных институтов. Таким образом, гражданин Римской империи не видел смысла в жизни. Государство превратилось в выхолощенный механизм, который незачем было защищать. В. С. Соловьёв для доказательства этой позиции обращается к истории и замечает, что когда Римская империя достигла своего могущества, то обнаружилась «совершенная пустота этого величия, безнадёжная скудость этого воплощённого разума. Пришлось поставить вопрос: к чему всё это и что же дальше?». Неудивительно, что во время нападения на Рим Аллариха в 410 г. почти никто не стал на защиту «вечного города».
Принципиальную важность этого процесса подчёркивал его фон, задаваемый христианством, в котором было выработано представление о личности, ранее не существовавшее. Ни в древнегреческом, ни в латинском языках не существовало слова, переводимого как личность. В римской культуре было понятие маски (persona), частного лица. Однако первое подчёркивает социальное место человека, второе – его гражданские обязанности и права, гарантируемые государством. Ни одно из этих понятий не выражало полной определённости и уникальности объекта. Однако христианство дало понятие личности, которое было привнесено в европейские языки через понятие ипостаси. Следовательно, нужен был тот смысл жизни гражданина, который соответствовал бы его индивидуальному смыслу жизни и генуинным (изначальным) представлениям о справедливости и морали.
В то же время новые требования противоречили самому принципу империи, где источником власти был император. Христианство требовало соотносить свои действия не с указами должностных, царствующих лиц, а с представлениями о морали. Стало быть, в Римской республике преобладало позитивное право, генезис которого проходил на основе родовых представлений. В период империи источником права стал император, а христианство определило приоритет естественного права, то есть априорного чувства морального, справедливого, благочестивого. Благодаря этому, значимость человека стала обусловливаться не его полезностью для государства, а его самодостаточностью, духовными качествами, не зависящих от внешнего мира.
Тем не менее важно учесть, что само устройство империи способствовало распространению христианства. Во-первых, империя предполагала действие единого законодательства на всей своей территории; во-вторых, языковое однообразие, которое сводилось в основном к латинскому и греческому языкам на территории империи. В дальнейшей своей истории культура Рима была тесно связана с христианством.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гаврилин К. Н. Архитектурно-пластический комплекс этрусского храма в Вейях // Вестник древней истории. – 2000. – № 3.
2. Ельницкий Л. А. Возникновение и развитие рабства в Риме в VIII-III вв. до н. э. – М.: Наука, 1964.
3. Ельницкий Л. А. У истоков древнеримской культуры // Вестник древней истории. – 1958. – № 3
4. Залесский Н. Н. Этруски в Северной Италии, Ленинград: Ленинградский университет, 1959.
5. Залесский Н. Н. К истории этрусской колонизации в \/II-I\/ вв. до н. э. – Ленинград: Ленинградский университет, 1965.
6. Игнатенко А. В. Эволюция форм государственного устройства в Риме в V-I вв. до н. э. // Вопросы территориально-политического устройства государства в развитии политической системы общества, Свердловск: юрид. институт, 1999.
7. Игнатенко А. В. Древний Рим: от военной демократии к военной диктатуре. – Свердловск: Уральский университет, 1988.
8. Коптев А. И. Античная форма собственности и государства в Древнем Риме. // Вестник древней истории. – 1998. – № 5.
9. Коптев А. В. Рим и Альба: к проблеме наследования царской власти в архаическом Риме // Проблемы эволюции общественного строя и международных отношений в истории западноевропейской цивилизации. Сб. н. трудов. – Вологда, 1997.
10. Коптев А. В. Другой взгляд на реформы Сервия Туллия (предварительные замечания) // Античность и средневековье Европы. – Пермь, 1995 – С. 31–44.
11. Коптев А. В. Архаичный Рим: от царей к консулам // Вестник РГНФ, № 3. – 1997.
12. История Европы / под ред. Е. С. Голубковой. – Т. 1. – М.: Наука, 1988.
13. Немировский А. И. Этруски: от мифа к истории. – М.: Наука, 1983.
14. Нечай Ф. М. Образование римского государства. – Минск: БГУ, 1972.
15. Маяк И. Л. Взаимоотношения Рима и италийцев в III-II вв. до н. э. – М.: МГУ, 1971.
16. Маяк И. Л. Римляне ранней республики. – М.: МГУ, 1993.
17. Моммзен Т. История Рима. – СПб, 1994. – Т. 1.
18. Фюстель де Куланж. Гражданская община древнего мира. – СПб, 1906.
19. Штаерман Е. М. Социальные основы религии Древнего Рима. – М.: Наука, 1987.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:
1. В чём специфика системы ценностей общества античного Рима?
2. Какую роль сыграл Нума Помпилий в деле объединения сабинцев и римлян?
3. Что помогло римской общине господствовать в союзе родов в Риме периода царей?
4. Что помогло римлянам создать империю?
5. Почему древние греки не создали империю?
6. В чём заключаются особенности римского права?
7. Какие понятия современное право переняло из римского права?
8. В чём заключены причины падения Римской империи?
9. Ускорило ли падение Римской империи распространение христианства?
10. Почему наиболее интенсивно христианство распространялось в пределах Римской империи?
Тема 17: Культура Средневековья