Конспект лекций по предмету "Информатика"


Система научной коммуникации

Система научной коммуникации является высокоупорядоченной социальной системой, основанной на взаимодействии людей, функционировании социальных институтов и подчинении определенным общественным нормам. Элементы этой системы динамически связаны таким образом, что изменение одного из них неизбежно влияет на функционирование других. Взаимосвязь эта проявляется, по крайней мере, в трех аспектах: функциональном, социальном и экономическом.
Определяя свойства системы научной коммуникации в духе требований общей теории систем, следует констатировать, что она является открытой системой, так как обладает всеми соответствую­щими признаками. Система научной коммуникации не изолирована от окружающей среды, испытывает внешние воздействия, и реакция на них отличается стохастичностью. Она является самоприспосаб­ливающейся, самоорганизующейся, что затрудняет целенаправленное ее изменение. Ее изучение также затруднено тем, что в процессе любого эксперимента система оказывает обратное воздействие на экспериментатора, поскольку он всегда находится внутри нее.
Система научной коммуникации отличается устойчивостью по отношению к внешним воздействиям, на которые она реагирует медленно и незначительно. Это обусловлено стабильностью навыков ученых при решении ими информационных задач, малой изменчи­востью основных побудительных мотивов в поведении ученых и специалистов, а также решающей ролью письменности и научно-технической литературы при передаче научной информации в пространстве и времени. Наиболее устойчивое состояние, к которому стремится система в процессе самоорганизации, достигается ею тогда, когда эта система приобретает иерархическую структуру. Она является сложной системой, которая включает множество подсистем с различными и часто противоречивыми целями. При изучении таких систем использовать их описание для прогноза их развития и поведения в новых условиях можно только, если известны основные свойства и закономерности их функционирования,
Среди названных подсистем наибольшее значение для рассматриваемых дисциплин имеет подсистема научной литературы, поскольку научные документы и издания входят в состав основных объектов изучения этих дисциплин и соответствующих им сфер деятельности. Системный подход к изучению документальных источников научной информации предполагает глубокий анализ социальных функций подсистемы научной литературы. Работники умственного труда для повышения эффективности своей деятельности должны знать, каким образом научная литература способствует сохранению единства науки и поддержанию установившегося ее уровня, преодолению информационных барьеров и другим позитивным процессам.
Сформулированная в работах по информатике концепция научного документа как совокупности логически завершенного фрагмента научной информации и материального носителя, на котором эта информация закреплена, позволила всесторонне раскрыть его функции. Они не сводятся к решению только информационной задачи служить средством распространения информации в пространстве и времени, но включают и такие общественные функции, как формирование научного стиля изложения, утверждение приоритета исследователя, стимулирование научной деятельности и обеспечение продуктивности творческого труда.
Одной из важных закономерностей развития средств коммуникации как массовой, так и научной является то, что с появлением новых средств, реализующих процессы коммуникации, прежние не отмирают, а сохраняются в сфере человеческого общения. При этом старые средства, отдав часть своих функций вновь возникшим средствам, как правило, начинают новую жизнь, эффективнее выполняя более ограниченный круг функций. Эту закономерность можно объяснить тем, что новые потребности в средствах коммуникации не ведут к ликвидации тех потребностей, которые удовлетворялись существовавшими средствами.
Потребность в сохранении и распространении знаний, выз­вавшая к жизни письменность, не отменила потребности в личном общении, удовлетворяемой устной речью. Нужда в большом числе идентичных экземпляров учебных и богослужебных произведений, приведшая в середине XV в. к изобретению Гутенберга, не ликви­дировала необходимости в написании рукописи, научной переписке и личном общении между учеными. Появление в середине XVII в. и быстрое развитие научных журналов не привело к отмиранию научной книги. Ни кино, ни радио, ни телевидение не только не вытеснили книгу как средство научного познания и художе­ственного отображения мира, но, напротив, сделали ее воздей­ствие более эффективным, а распространение более широким.
Исходя из описанных общих свойств системы информационной коммуникации как устойчивой открытой системы целенаправленного действия, можно утверждать, что неоднократно высказывавшиеся опасения о замене библиотек информационными службами, традиционных форм произведений печати микро- или электронными формами изданий, информации на естественном языке данными в машиночитаемой форме, информационно-поисковых систем экспертными и т. п. являются несостоятельными.
Новые процессы, методы и средства научной и массовой коммуникации, которые появляются непрерывно и призваны повышать эффективность интеллектуальной деятельности человека, будут лишь дополнять и обогащать систему коммуникации, не приводя к отмиранию существующих ее форм. Методы и средства коммуникации характеризуются большой стабильностью и консерватизмом в силу того, что они служат для материального воплощения общественного сознания, а их использование в некоторой сфере означает создание устойчивого канала связи между членами определенного сообщества. Этими же причинами вызваны, по всей вероятности, и трудности изменения письменностей, алфавитов, орфографии, систем транскрипции и транслитерации, специальных знаковых систем и т. п.
Широкую известность получили результаты исследований системы коммуникации, проводившихся в 1961–1994 гг. У. Гарвеем и Б. Гриффитом. Они изучили механизмы распространения информации по психологии в США. Было установлено, что из 30 тыс. психологов, работавших в США, около 40 % являлись сотрудниками научных учреждений, а остальные бвли заняты в промышленности, медицине и административном управлении. Более половины из них были членами Американской ассоциации психологов, которая публикует ведущие журналы по психологии и собирает на своих ежегодных конференциях до 10 тыс. участников (около 2 тыс. докладов). Американские психологи читают 1 тыс. различных названий журналов (каждый из которых публикует около 500 статей в год), 200–300 книг и научно-технические отчеты 400 учреждений. Задача заключалась в том, чтобы выявить каналы распростране­ния информации в этом большом коллективе, оценить их значимость и временные характеристики. Некоторые итоги этого исследования представлены на рис. 4. Выяснилось, что работы, результаты которых опубликованы в журнальных статьях (отметка «0» на шкале времени), начинаются в среднем за 36 месяцев до опубликования. В середине этого периода они достигают той стадии, на которой составляется отчет о работе. С этого времени на протяжении трех с половиной лет по различным каналам непрерывно циркулируют в различной форме сведения об этих работах.

На схеме видно, что первоначально эти сведения распространяются по неформальным (неофи­циальным) каналам (наиболее активно – за год до публикации), а с мо­мента опубликования статьи почти целиком переходят в сферу инфор­мационных (вторичных) изданий. Исследования, о которых идет речь, показали, что имеется значительно больше неформальных каналов, по которым информация поступает к ограниченным группам специалистов, чем формальных каналов, предназначенных для широких кругов ученых. При этом по первым каналам передается значительно более свежая информация, чем по вторым. Практические шаги, которые могут быть предприняты на основе этих исследований, не потеряли своего значения до наших дней. И теперь существует необходимость ускорять и расширять для научных работников и специалистов доступ к материалам ограниченного распространения, в частности, к докладам на научных конгрессах, конференциях, симпозиумах.
Мы пришли к пониманию того, что система научной коммуникации является высокоупорядоченной и что действие разных ее элементов можно предсказывать очень точно. Она основана на взаимодействии людей, функционировании соответствующих общественных институтов и подчинении определенным социальным нормам. Ученый и информация – два важных компонента науки связаны не только прямой, но и обратной связью, так как ученые являются не только создателями, но и потребителями информации.
В течение долгого времени непосредственное общение между учеными, переписка между ними служили основным информа­ционным каналом. Недаром условная форма письма одного ученого к другому много лет сохранялась в научных публикациях. Личные контакты между учеными и теперь продолжают оставаться одним из действенных способов передачи информации. Они дополняются взаимным обменом оттисками и препринтами статей в научных журналах, участием в научных конгрессах, конференциях, симпозиумах.
Науковедческие исследования последнего времени, в частности, те, которые опираются на метод библиографического сочетания документов с помощью ссылок, свидетельствуют о важности этих каналов распространения научной информации. Оказывается, фронт научных исследований распадется на небольшие отрезки. Каждый из них соответствует одновременной работе над какой-либо проблемой небольшой группы в 100–150 ведущих ученых разных учреждений и стран, которые образуют как бы незримый коллектив, "невидимый колледж".


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.