Под криминологическим прогнозированием, по мнению Г.А. Аванесова, следует понимать предвидение в области научных криминологических исследований (прогнозирование собственно науки), и предвидение изменений преступности (прогнозирование только преступности).
В юридической литературе имеется иное определение. Криминологическое прогнозирование-это прогнозирование не только преступности, но и иных антиобщественных явлений, а также тенденций и закономерностей развития уголовного законодательства, правоохранительных органов, карательной практики.
С нашей точки зрения, оба понятия имеют право на существование, поскольку в первом из них в узком смысле, а во втором в широком смысле, раскрыто содержание криминологического прогнозирования.
Первым прогностическим исследованием считается опубликованная в 1923 году работа Уорнера «Факторы, определяющие условно-досрочное освобождение из массачутстского реформатория». В нашей стране попытки прогнозирования были предприняты ещё в 1967 году научно- исследовательской лабораторией кибернетических методов в криминологии и правовой статистике ЦНИИСЭ, которая занималась разработкой математических методов криминологического прогнозирования. В результате были получены интересные данные, позволившие сделать прогноз динамики отдельных видов преступлений.
Целью криминологического прогнозирования, по мнению С.В. Бородина, должно быть не только выявление нежелательных, но и положительных тенденций и закономерностей развития преступности.
Основная цель прогнозирования преступности - это установление наиболее общих показателей, характеризующих развитие (изменение) преступности в будущем, выявление её отрицательных и положительных тенденций, выработка на этой основе способов изменения и стабилизации этих тенденций в нужном для общества и государства направлений.
Одной из наиболее важных задач криминологического прогнозирования является составление информации о возможном будущем состоянии борьбы с преступностью, о выборе целесообразных средств и методов этой борьбы. Прогноз помогает наметить направления деятельности, прежде всего, органов внутренних дел, прокуратуры, суда, общественных организаций в сфере борьбы с преступностью.
При прогнозировании в области криминологии должны совместно работать юристы, социологи, экономисты, психологи, статистики, математики.
Необходимо иметь в виду, что следует различать понятия «прогнозирование» и «прогноз». Если прогнозирование-это процесс познания будущего, то прогноз результат этого процесса, выраженные в форме вывода или ряда выводов.
2. Научно обоснованный криминологический прогноз - это результат прогнозирования, своеобразная модель будущей преступности, состояния науки, деятельности людей как в области развития криминологии, так и в области борьбы с преступностью. Вместе с тем, такая модель не норматив, а предположение, поскольку совершенно точных прогнозов в криминологии быть не может. Степень вероятности прогноза будет зависеть от числа учитываемых факторов, а также от срока прогнозирования, качества исходной информации и некоторых других обстоятельств. Чем более отдалён
срок наступления предполагаемого события, тем ниже степень вероятности
прогноза, и наоборот. Но даже при самом кратком сроке прогнозирования нельзя достичь высокой степени вероятности, если отсутствует или плохо используется соответствующая исходная информация.
Целью научного прогноза является установление не только того, что может произойти и при каких условиях, но и определение различных возможностей, которые бы позволили развить или, наоборот, ограничить появление тех или иных явлений, процессов, событий и т.д.
Криминологические прогнозы могут классифицироваться по различным признакам (критериям).
Рассмотрим несколько примеров. Во-первых, общий криминологический прогноз распадается на прогноз науки криминологии и прогноз преступности. Во-вторых, прогноз преступности, в свою очередь, делиться на прогноз первичной и прогноз рецидивной преступности. В каждой из них возможны прогнозы отдельно состояния преступности, её структуры, характера и динамики. В третьих, по времени при прогнозировании первичной и рецидивной преступности возможно получение краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов.
Самостоятельным видом можно считать прогнозы индивидуального поведения. Индивидуальные прогнозы производятся в отношении лиц, в прошлом уже совершавшим преступление или допускавшим антиобщественное поведение. Отрицательный индивидуальный прогноз, который заключается в предположении о совершении тем или иным лицом нового преступления, не имеет ничего общего с признанием лица в качестве неизбежного преступника. Индивидуальный прогноз (как и любой другой) всегда носит вероятностный характер. На качество индивидуального прогноза влияет количество и качество факторов, учитываемых исследователем. В практике индивидуального прогнозирования наиболее целесообразен учёт 16-20 факторов, оказывающих влияние на прогнозируемого.
Классифицировать криминологические прогнозы можно и по ряду других признаков. Однако в результате из частных прогнозов должен складываться совокупный прогноз преступности.
В ходе криминологического прогнозирования могут применяться различные методы. Мы рассмотрим несколько из них.
Метод экстраполяции. Суть его состоит в изучении тенденций преступности в прошлом и настоящем и перенесении выявленных закономерностей развития преступности в будущее. Например, мы располагаем такими статистическими данными, характеризующими динамику преступности в каком либо районе: в одном из прошлых лет здесь было совершено 300 преступлений, в последующее время (за каждый год в отдельности до настоящего периода)-250, 200, 180, 150, 120, 100, 50 преступлений. Как видно из этого статистического ряда, наблюдается устойчивая закономерность снижения преступности в районе. Продолжая, то есть экстраполируя, этот ряд, можно сделать вывод, что в следующем году и даже в последующие годы преступность будет снижаться. С помощью специальных методов математической статистики в принципе можно определить и число возможных преступлений в предстоящие годы.
Данный метод оказывается эффективным для прогнозирования стационарных, устойчивых процессов. Преступность же явление сложное, зависящее от множества меняющихся факторов. Поэтому для получения достаточно надёжного прогноза необходимо глубоко анализировать изменения этого отрицательного общественного явления за длительный период времени, вскрыть разнообразные тенденции.
Метод экстраполяции применяется при прогнозировании на короткий период времени и только по отношению к «наблюдаемой» (обозначенной количественно) исследователем части преступности.
Метод моделирования. Непосредственное изучение преступности будущего затрудняется в силу того, что эта преступность ещё не существует. Следовательно, необходимо создать модель прогнозируемой преступности и, изучая её, делать определённые выводы. На основе сведений о существующей преступности создаётся модель последней. При этом основные элементы существующей преступности выражаются в основном количественно. Количественная модель преступности отражает её зависимость от ряда факторов. Подставив в модель значение факторов преступности на планируемый период, определяют будущее состояние преступности. Сложность этого метода состоит в недостаточном знании факторов преступности и механизма их действия, степени связи этих факторов с преступностью. Однако построение таких моделей возможно. Например, возможен прогноз преступности на основе демографического прогноза изменений в численности и структуре населения. Данные о социально-демографическом составе правонарушителей накладываются на предполагаемую демографическую структуру. В результате и определяется вероятностный уровень преступности.
Метод экспертных оценок. Он заключается в сборе мнений специалистов о возможном изменении тенденций и закономерностей преступности на планируемый период.
Наибольшей популярностью среди методов экспертизы пользуется дельфийский метод. По этому методу вопросы экспертам ставятся так, чтобы они имели какую-то количественную характеристику. Опросы проводятся в несколько туров, в ходе которых вопросы и ответы уточняются. При отклонении прогноза от мнения большинства эксперты обосновывают свою точку зрения. В ходе экспертизы возможно привлечение дополнительных экспертов. На основе прогнозов всех привлечённых экспертов составляется общий прогноз, в котором находят отражение наиболее распространённые точки зрения. Данный способ наиболее распространён в практике.
Чтобы успешно решать задачи, поставленные перед органами, осуществляющими борьбу с правонарушениями, нужно не только предвидеть изменения преступности, но и «управлять» ею, необходимо осуществлять планирование работы по предупреждению преступлений.
3. Понятие, значение и задачи планирования борьбы с преступностью.
Планирование предупреждения преступности - это деятельность представительных органов власти по разработке и внедрению системы мероприятий, направленных на создание и развитие позитивных объективных и субъективных условий, исключающих или нейтрализующих возможность поведения людей, отклоняющегося от норм уголовного законодательства.
Целью планирования является достижение или сохранение тенденции снижения преступности и позитивного изменения её характера и структуры в планируемый период.
Планы, основанные на прогнозах преступности, позволят определить, какие проблемы должны быть решены в первую очередь и в какой последовательности. Не менее существенно и то, что в таких планах мероприятия, намеченные к исполнению, логически связаны между собой таким образом, что любое из них, будучи составным элементом более общей проблемы, в свою очередь распадается на составные элементы. И наконец, план содержит в себе не только предвидение определённых результатов, но и является организующей, мобилизующей силой, которая побуждает добиваться намеченной цели. Планирование вносит организующее начало в деятельность органов, осуществляющих борьбу с преступностью.
Очевидно, что на основе долгосрочных прогнозов (и прогнозов на средние сроки) должны составляться перспективные планы предупреждения преступности, а на основе краткосрочных прогнозов - текущие планы, которые охватывают относительно короткие периоды времени. Перспективное планирование определяет главные направления в работе, выбор основных путей и средств достижения поставленных целей, действенную систему контроля. Текущее планирование призвано решать проблемы, возникающие в связи с изменением состояния и структуры преступности, в ходе осуществления предупредительной деятельности, например, правоохранительных органов.
Возможна классификация планов и по другим критериям. Например, по срокам: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. По составу и роли исполнителей: комплексно-территориальные, комплексно- отраслевые, отраслевые (ведомственные).
Ведомственное планирование, как правило, предусмотрено соответствующими правовыми актами. Так, приказ МВД РФ от 6 декабря 1999 года № 994 «Об упорядочении отдельных направлений управленческой деятельности в системе МВД России» предусматривает в городских и районных управлениях (отделах) внутренних дел, линейных управлениях (отделах) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и управлениях (отделах) внутренних дел в закрытых административно- территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах следующие виды планов:
• Работы, в том числе в их подразделениях,- на полугодие.
• Охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении общественно-политических, спортивных и иных массовых мероприятий; взаимодействия органов внутренних дел сопредельных районов и органов внутренних дел на транспорте по раскрытию преступлений, розыску и задержанию преступников; выполнения решений органов местного самоуправления - по мере необходимости.
• Планы оперативно-розыскных мероприятий - по мере необходимости
• В главных управлениях, управлениях МВД России, Следственном комитете при МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОУМТиВС, РУБОП, УВД (ОВД) УРО МВД России, входящих в них управлениях (отделах), горрайлинорганах внутренних дел, образовательных и научно-иследовательских учреждениях МВД России тематические планы занятий с сотрудниками органов внутренних дел в системе профессиональной подготовки разрабатываются на год.
• В МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОУМТиВС, РУБОП, УВД (ОВД) УРО МВД России, входящих в них управлениях (отделах), горрайлинорганах внутренних дел, образовательных и научно-исследовательских учреждениях МВД России.
Программирование - это научно сформулированная постановка основных задач общества в области борьбы с преступностью, в частности и главным образом перед органами, осуществляющими борьбу с преступностью.
Программа позволяет участникам её реализации чётко представить свою роль и оценить точки взаимодействия с другими исполнителями программных мероприятий.
Известные в настоящее время программы можно разделить на общесоциальные и специальные.
Общесоциальные программы по предупреждению преступности предусматривают осуществление мероприятий, которые косвенным образом влияют на состояние и структуру преступности, и противоправное поведение граждан. Однако это влияние весьма значительно. В свою очередь общесоциальные программы также можно подразделить. Некоторые из них, например, Федеральные целевые программы «Социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000г.г.», «Содействия занятости населения Российской Федерации на 1996-1997 г.г.», имеют, условно говоря, «общий характер». Другие же, например, Федеральная миграционная программа на 1998-2000г.г., Федеральная целевая программа «Молодёжь России (1998-2000 годы)» рассчитаны на действие в отношении определённой категории граждан.
Специальные программы по предупреждению преступности предусматривают мероприятия, непосредственно направленных на предупреждение преступлений. Эти программы также как и общесоциальные неоднородны. Среди них, прежде всего, следует отметить Федеральные целевые программы по усилению борьбы с преступностью, принятые в 1994, 1996, 1999 годах. Наличие в структуре Программы разделов о профилактике правонарушений даёт возможность: предотвратить нарушение приоритетности предупредительных мероприятий в отношении наиболее общественно опасных преступных посягательств; не допустить использование не по назначению сил и средств, выделенных на профилактику; обеспечить постоянное выполнение профилактических мероприятий в соответствии с Программами и осуществить контроль за их реализацией и т.д. С учётом основных направлений и требований Федеральных программ принимаются региональные, которые нацеливают на максимальное использование местных потенциальных возможностей для укрепления законности и правопорядка, защиты законных интересов граждан и государства от преступных и иных противоправных проявлений. Региональные программы, как правило, учитывают специфические особенности «местной» преступности и ориентируются на неё.
Среди специальных программ есть и такие, которые рассчитаны на воздействие в отношении определённой категории граждан. Например, Федеральные целевые программы «Содействие трудовой занятости осуждённых к наказанию в виде лишения свободы на период до 2000 года», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 1998-2000 годы. Разработка таких Программ важна в предупреждении преступлений, так как учёт особенностей этих граждан позволяет более детально определить и профилактические мероприятия в отношении них.
В заключении следует сказать, что через различные программы государство и общество выполняет свою обязанность по предупреждению преступности.