В нач. 4 в. был окончательно решён вопрос о времени празднования Пасхи. I Всел. Собор (325 г.) постановил праздновать её в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния (т.е. после 21 марта). Об этом дне ежегодно объявляли особым окружным посланием и императорский эдикт в этот день давал амнистию всем преступникам не-душегубам.
Сам ритуал Пасхи был ещё во многом схож с III веком: "До пения петухов" (т.е. до 12 ночи) проходили:
1. Утреня.
2. Литургия оглашенных.
3. Крещение оглашенных.
4. (в 12-00) Евангелие о Воскресении Христа.
5. Пасхальная проповедь.
6. Евхаристия с агапой (которая "разрешала" Вел. пост). (См. "Апостольские постановления", 5, 12).
Пасхальная седмица фактически удлиняла праздник с 1 до 7 дней. В это время не разрешалось заставлять работать даже рабов. Запрет имп. Феодосия Великого на цирковые представления и проч. публичные зрелища, касающийся воскресных дней, в 389 г. был распространён на Страстную и Светлую седмицы.
Августин Блаженный называл эту седмицу "неделей неофитов" или "неделей в белом" ("dominica in albis"), т.к. неофиты не снимали свои белые крещальные одежды до Фомина дня. Сильвия не находит больших различий в богослужении этих дней на Востоке и на Западе: "Все восемь дней Пасхи празднуются здесь так же, как и у нас дома". Но отмечает интересную Иерусалимскую особенность: "В первый воскресный день все собираются на Литургию в главную церковь, в Мартириум. Также и в понедельник и во вторник... В среду все собираются на Елеоне, в четверг — в храме Воскресения, в пятницу — на Сионе, в субботу — у Креста". (стр. 213).