Конспект лекций по предмету "Физическая культура"


Тема 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или системы физических упражнений

7.1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями
Спорт - специфическая форма культуры, одна из сторон культурной деятельности общества. Ядро спорта составляет соревновательная деятельность, то есть деятельность, характерной формой которой является система состязаний, исторически сложившаяся преимущественно в области физической культуры общества как особая сфера выявления, развития и унифицированного сравнения человеческих возможностей (сил, способностей, умения рационально пользоваться ими).
Спорт - эго собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, специфические межчеловеческие отношения и установления в сфере этой деятельности, ее общественно значимые результаты, взятые в целом (Л П. Матвеев, А.Д. Новиков, 1976 г.).
Социальная ценность спорта заключается, прежде всего, в том, что он представляет собой совокупность наиболее действенных средств и методов физического воспитания, одну из основных форм подготовки человека к трудовой и другим об­щественно необходимым видам деятельности, а наряду с этим - и одно из важных средств этического и эстетического воспитания. Удовлетворения духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, способствующих взаимопониманию, сотрудничеству и дружбе между народами.
В чем же отличие спорта от других видов занятий физическими упражнения ми? Конечно, спорт оказывает огромное влияние на сохранение и укрепление здоровья занимающихся, повышение функциональных возможностей организма, питание гармонично развитой личности, однако принципиальным отличием является то, что основной целью спорта является подготовка к соревнованиям и достижение высшего спортивного результата. Отсутствие соревнования полностью разрушает спорт как вид социальной деятельности.
7.2. Массовый спорт и спорт высших достижений
Спорт принято разделять на массовый и спорт высших спортивных достиже­ний. Массовый спорт предполагает занятия отдельными видами спорта с привлече­нием большого количества участников различного возраста и подготовленности с целью активного отдыха, снятия нервно-эмоционального напряжения, укрепления здоровья, повышения работоспособности, достижения физического совершенствования на основе сдачи зачетных нормативов и разрядной классификации.
В настоящее время понятие «спорт высших достижений», прочно вошло в практику и теорию физического воспитания и спорта. Под этим термином понима­ется определенное социальное явление, отличающееся тем, что спортивные дости­жения подкрепляются существенными материальными средствами с использовани­ем новейших достижений науки, а проведение спортивных соревнований такого уровня является мощным фактором в международных отношениях.
Спорт высших достижений предполагает организацию системы тренировок и соревнований, в ходе которых ставится и решается задача достижения максимально возможных результатов, превышающих уже достигнутые.
В то же время спорт высших достижений тесно связан с массовым спортом. Поскольку, последний является источником для пополнения рядов участников «большого спорта». При этом имеются общие закономерности подготовки участни­ков, однако в спорте высших достижений имеются присущие только ему социаль­ные, психологические, физиологические и другие особенности.
7.3. Спортивная классификация
Спорт является многогранным общественным явлением. Существует спортив­ная классификация, разделяющая виды спорта на следующие группы:
1. Большинство основных видов спорта, представляющих собой активную двигательную деятельность с предельным напряжением психических и физических способностей спортсмена:
а) скоростносиловые – это виды спорта, в которых для достижения высокого спортивного результата постоянной массе необходимо придавать наибольшее уско­рение (прыжки в длину, метание снаряда, толкание ядра и др.);
б) собственно-силовые, отличающиеся постоянным ускорением и меняющейся массой (штанга, гири);
в) циклические, имеющие в своем составе постоянно повторяющийся один и тог же цикл, одну и ту же совокупность движений (бег, ходьба, плавание, лыжи);
г) спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол и др.);
д) единоборства (бокс, борьба, фехтование и др.); е) многоборье.
2. Виды спорта, связанные с применением спортивного оружия. Двигательная деятельность обусловлена условиями поражения цели. Спортивный результат зависит от искусства владения этим оружием (стрельба из лука, пистолета, винтовки и др.)
3. Виды спорта с использованием специальных транспортных средств. Резуль­тат зависит от способности управления транспортным средством и использования внешних сил (мотоспорт, картинг, ралли и др.).
4. Виды спорта, характеризующиеся модельно-конструкторской деятельностью. Двигательной деятельностью является изготовление и управление моделью. Результат зависит от искусства управления моделью.
5. Виды спорта, где основным содержанием является абстрактно-логическая деятельность. Результат зависит от абстрактно-логического обыгрывания (шахматы).
Для обозначения спортивной квалификации в спорте существует разрядная система: 3 разряд, 2 разряд, 1 разряд, кандидат в мастера спорта (КМС), мастер спорта (МС), мастер спорта международного класса (МСМК). Присвоение каждого разряда предусматривает выполнение определенных нормативов, упражнений, по­беду в соревнованиях различного уровня с учетом специфики избранного вида спорта. Данная разрядная классификация существует не только у взрослых спорт­сменов, но и у юношей, и юниоров.
7.4. Национальные виды спорта
Существенное влияние на спорт в целом оказывают национальные виды спор­та, то есть те, которые можно считать традиционными для определенных нацио­нальных общностей в масштабах региона, страны: например, японская борьба «сумо», которая сейчас вышла из рамок одной страны и приобрела международные масштабы. Борьба «самбо» имеет наши национальные корни, но теперь стала международным видом спорта.
Национальные виды обычно связаны с бытом отдельного народа, способству­ют демонстраций и совершенствованию жизненно важных сторон подготовки спортсменов. Так, для населения, занимающегося скотоводчеством, характерны конные скачки, различные игры всадников. Для народов Севера характерны гонки на оленьих упряжках. Практически у всех народов есть свой разновидности борьбы, развивающиеся с давних времен. Из русских народных видов спорта следует отме­тить такие увлекательные виды, как городки и лапту. Зрелищные и несложные по своей организации, они развивают важные прикладные навыки и качества.
7.5. Студенческий спорт
Спортивная деятельность студентов имеет свои характерные особенности. С одной стороны, в рамках студенческого спорта происходит адаптация к условиям занятий и необходимости успешно сочетать учебу со спортом вчерашним школьни­кам, выпускникам детских спортивных школ. С другой стороны, студенческий спорт является ближайшим резервом профессионального спорта, что требует высокой организации тренировочного и соревновательного процессов в вузах. Таким образом, работа со студентами-спортсменами требует от педагогов внимательного отношения к новичкам, высококвалифицированной организации тренировок и соревнований с созданием условий для успешной учебы. От студентов же требуется высокая дисциплина, творчество в спорте, трудолюбие в освоении своей будущей специальности. Студенческий спорт также характеризуется высокой инициативностью студентов-спортсменов в организации тренировочного процесса и соревнований, и хотя руководящая роль принадлежит тренерам-педагогам, студенты широко при­влекаются к организации спортивных секций, судейству соревнований и др.
Студенческий спорт в высших учебных заведениях находит выражение как при обучении на основном отделении (на уроках по физическому воспитанию), так и на более высоком уровне - в отделениях спортивного совершенствования.
7.6. Специальные зачётные требования и нормативы. Спорт в свободное время
Согласно положению о физической культуре и спорту в высших учебных за­ведениях каждый студент обязан посещать занятия по физическому воспитанию. Занятия основной группы проводятся по специализациям. В конце каждого семестра студенты сдают специальные зачетные нормативы по общей физической и специ­альной подготовке. Нормативы являются способом оценки физической подготов­ленности студентов и их активного участия в обучении.
В свободное от учебы время студенты посещают занятия в отделениях спор­тивного совершенствования. Как правило, такие занятия проводятся три-четыре раза в неделю. В студенческих общежитиях избираются физорги для организации спор­тивно-массовой работы, создаются самодеятельные секции по видам спорта, прово­дятся тренировки и соревнования.
Занятия физической культурой и спортом наряду с укреплением здоровья повышением физической подготовленности способствуют развитию отдельных фи­зических качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости и т;д.
7.7. Спортивные соревнования
Незаменимым фактором роста спортивного мастерства являются соревнова­ния, так как они повышают и выявляют уровень физической, технической и такти­ческой подготовленности участников, формируют у них потребность в систематиче­ских занятиях физическими упражнениями и способствуют привитию нравственных норм и эстетических привычек. Наряду с этим, соревнования обладают особой зрелищностью и привлекательностью не только для спортсменов, но и для зрителей., давая им огромный заряд положительных эмоций.
На академических занятиях соревновательная деятельность студентов исполь­зуется с целью совершенствования основных функций организма, контроля за под­готовленностью, отбора по специализациям, разнообразия организации занятий, по­вышения интереса занимающихся к физической культуре. В спортивных отделени­ях к приведенным целям добавляется достижение высоких спортивных результатов.
Спортивные соревнования для студентов-спортсменов имеют особое место в их подготовке:
1) соревнование по избранному виду спорта выступает для спортсмена как ос­новное целевое направление его деятельности;
2) соревнования для спортсмена выступают не только как цель, но и как кон­кретное событие во времени и пространстве;
3) в современном спорте соревнования используются как средство и как фор­ма подготовки спортсмена;
4) соревнования используются для оценки подготовленности,
5) соревнования служат для отбора спортсменов.
Система студенческих спортивных соревнований имеет несложную структуру и содержит следующие этапы: первенство учебной группы, первенство курса (пото­ка), первенство факультета, первенство вуза, первенство вузов города, соревнования среди вузов различных городов, международные соревнования, всемирные студен­ческие игры (универсиады). Ранг студенческих соревнований постепенно увели­чивается, тем самым они обладают массовостью и способствуют постепенному росту спортивного мастерства. Кроме этого, они способствуют расширению знаний о вузе, стране, мире и являются источником передачи передового опыта.
7.8. Нетрадиционные виды спорта
В последнее время стали популярными нетрадиционные виды спорта, такие как карате, кун фу, ушу и др. С одной стороны, данные виды способствуют укреп­лению здоровья, улучшению осанки, развитию силы, гибкости, выносливости, уве­личению продолжительности жизни, обучают самообороне, с другой стороны - они несут с собой элементы восточной культуры, мировоззрения. Задача педагогов со­стоит в том, чтобы взять от этих видов все лучшее для спорта и здоровья и повыше­ния культуры занимающихся.
В то же время, следует помнить, что использование элементов восточных единоборств должно иметь место исключительно для самообороны и только в самых крайних случаях. Вспышки насилия недопустимы как на занятиях физической культурой, так и вне учебного заведения. Об этом должны помнить студенты и педагог, использующий в обучении элементы нетрадиционных видов спорта, и способство­вать развитию чувства коллективизма, товарищества, дружелюбия.
7.9. Мотивы индивидуального выбора студентом конкретного вида спорта
Согласно программе физического воспитания высших учебных заведений спортивная деятельность студентов может осуществляться по избранным специализациям соответственно интересам.
Как правило, такой выбор легко осуществляется, окончившими ДЮСШ, либо занимавшимися в школьных спортивных секциях. Для студентов, не имеющих спортивной подготовки, он бывает, затруднителен, и здесь им на помощь приходят педагоги. При отборе учитываются результаты тестирования по общефизической подготовке, технической и тактической подготовленности по избранному виду спорта, обучаемость (динамика освоения новых упражнений), перспектива дальнейшего роста.
Для студентов, выбирающих какую-либо спортивную специализацию и не за­нимавшихся ранее, преподаватель проводит специальное тестирование правильного выбора вида спорта. Студент должен адекватно оценить уровень своей подготов­ленности. На основе результатов тестирования определяются слабые и сильные сто­роны подготовленности и намечается конкретная специализация. При этом учитывается, конечно, и мотивационная сторона этого выбора, то есть желание освоить тот или иной вид спортивной деятельности.
Целями выбора могут быть:
- укрепление здоровья, коррекция отдельных недостатков физического развития и телосложения. Многие студенты имеют слабое развитие плечевого пояса. Можно им рекомендовать занятия по индивидуальным планам, либо в секциях тяжелой ат­летики. При недостаточной выносливости также рекомендуются самостоятельные занятия, либо занятия легкой атлетикой. Для коррекции осанки упражнения подби­раются тренером и выполняются сначала под контролем педагога, а затем, по мере правильного усвоения, самостоятельно;
- развитие функциональных возможностей организма для увеличения общей работоспособности (умственной и физической);
- психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельности и овладение жизненно необходимыми умениями и навыками. Многочисленными ис­следованиями в спортивной науке доказано, что физическая культура и сперт явля­ются прекрасным средством целенаправленного развития таких важнейших сторон психики человека, как внимание, быстрота и точность сенсомоторного реагирова­ния, эмоциональной устойчивости, личностных качеств и т.д. В то же время, у каж­дого студента имеются большие возможности выбора форм физической культуры, видов спорта для развития конкретных сторон жизненно необходимых умений или профессионально-прикладной подготовки; достижение высоких спортивных результатов. Это возможно при следующих условиях:
- высокой мотивации студента к определенному виду спорта;
- высокой квалификации и энтузиазма тренера;
- создания предпосылок для успешной подготовки, в том числе - спортивной базы, питания, возможности для участия в соревнованиях высокого ранга.
7.10.Характеристика основных групп видов спорта, развивающих определенные физические качества
Специфическое содержание физической подготовки составляет воспитание силовых и скоростных способностей, выносливости, ловкости и гибкости.
Каждый вид спорта имеет свою специфику, что отражается на преимущест­венном развитии каких-либо физических качеств. Рассмотрим психофизические характеристики основных групп видов спорта, оказывающих наибольшее влияние на развитие выносливости. К ним относятся циклические виды: легкая атлетика (бег на длинные и средние дистанции), лыжные гонки, отдельные виды плавания, спортивное ориентирование.
Преимущественное развитие силы проявляется в тяжелой атлетике (занятия штангой, гиревым спортом), следует отметить некоторое однообразие спортивной деятельности у занимающихся этими видами спорта. Поэтому для профилактики развития монотонии и разностороннего совершенствования необходимо вносить в тренировочный процесс упражнения, используемые в других видах спорта: напри­мер, периодически заниматься спортивными играми, легкой атлетикой.
У спортсменов, занимающихся спортивными играми, развивается быстрота реакций, таких как внимание, оперативная память, улучшение точности координа­ционных движений и др. Нагрузка распределяется как на нижние, так и на верхние конечности. В таких видах игр, как футбол, баскетбол, хоккей предполагается раз­витие общей и специальной выносливости.
Комплексное влияние на организм оказывают такие виды спорта, как лыжи, 6и-атлон, плавание, волейбол, хоккей.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.