7.1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями
Спорт - специфическая форма культуры, одна из сторон культурной деятельности общества. Ядро спорта составляет соревновательная деятельность, то есть деятельность, характерной формой которой является система состязаний, исторически сложившаяся преимущественно в области физической культуры общества как особая сфера выявления, развития и унифицированного сравнения человеческих возможностей (сил, способностей, умения рационально пользоваться ими).
Спорт - эго собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, специфические межчеловеческие отношения и установления в сфере этой деятельности, ее общественно значимые результаты, взятые в целом (Л П. Матвеев, А.Д. Новиков, 1976 г.).
Социальная ценность спорта заключается, прежде всего, в том, что он представляет собой совокупность наиболее действенных средств и методов физического воспитания, одну из основных форм подготовки человека к трудовой и другим общественно необходимым видам деятельности, а наряду с этим - и одно из важных средств этического и эстетического воспитания. Удовлетворения духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, способствующих взаимопониманию, сотрудничеству и дружбе между народами.
В чем же отличие спорта от других видов занятий физическими упражнения ми? Конечно, спорт оказывает огромное влияние на сохранение и укрепление здоровья занимающихся, повышение функциональных возможностей организма, питание гармонично развитой личности, однако принципиальным отличием является то, что основной целью спорта является подготовка к соревнованиям и достижение высшего спортивного результата. Отсутствие соревнования полностью разрушает спорт как вид социальной деятельности.
7.2. Массовый спорт и спорт высших достижений
Спорт принято разделять на массовый и спорт высших спортивных достижений. Массовый спорт предполагает занятия отдельными видами спорта с привлечением большого количества участников различного возраста и подготовленности с целью активного отдыха, снятия нервно-эмоционального напряжения, укрепления здоровья, повышения работоспособности, достижения физического совершенствования на основе сдачи зачетных нормативов и разрядной классификации.
В настоящее время понятие «спорт высших достижений», прочно вошло в практику и теорию физического воспитания и спорта. Под этим термином понимается определенное социальное явление, отличающееся тем, что спортивные достижения подкрепляются существенными материальными средствами с использованием новейших достижений науки, а проведение спортивных соревнований такого уровня является мощным фактором в международных отношениях.
Спорт высших достижений предполагает организацию системы тренировок и соревнований, в ходе которых ставится и решается задача достижения максимально возможных результатов, превышающих уже достигнутые.
В то же время спорт высших достижений тесно связан с массовым спортом. Поскольку, последний является источником для пополнения рядов участников «большого спорта». При этом имеются общие закономерности подготовки участников, однако в спорте высших достижений имеются присущие только ему социальные, психологические, физиологические и другие особенности.
7.3. Спортивная классификация
Спорт является многогранным общественным явлением. Существует спортивная классификация, разделяющая виды спорта на следующие группы:
1. Большинство основных видов спорта, представляющих собой активную двигательную деятельность с предельным напряжением психических и физических способностей спортсмена:
а) скоростносиловые – это виды спорта, в которых для достижения высокого спортивного результата постоянной массе необходимо придавать наибольшее ускорение (прыжки в длину, метание снаряда, толкание ядра и др.);
б) собственно-силовые, отличающиеся постоянным ускорением и меняющейся массой (штанга, гири);
в) циклические, имеющие в своем составе постоянно повторяющийся один и тог же цикл, одну и ту же совокупность движений (бег, ходьба, плавание, лыжи);
г) спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол и др.);
д) единоборства (бокс, борьба, фехтование и др.); е) многоборье.
2. Виды спорта, связанные с применением спортивного оружия. Двигательная деятельность обусловлена условиями поражения цели. Спортивный результат зависит от искусства владения этим оружием (стрельба из лука, пистолета, винтовки и др.)
3. Виды спорта с использованием специальных транспортных средств. Результат зависит от способности управления транспортным средством и использования внешних сил (мотоспорт, картинг, ралли и др.).
4. Виды спорта, характеризующиеся модельно-конструкторской деятельностью. Двигательной деятельностью является изготовление и управление моделью. Результат зависит от искусства управления моделью.
5. Виды спорта, где основным содержанием является абстрактно-логическая деятельность. Результат зависит от абстрактно-логического обыгрывания (шахматы).
Для обозначения спортивной квалификации в спорте существует разрядная система: 3 разряд, 2 разряд, 1 разряд, кандидат в мастера спорта (КМС), мастер спорта (МС), мастер спорта международного класса (МСМК). Присвоение каждого разряда предусматривает выполнение определенных нормативов, упражнений, победу в соревнованиях различного уровня с учетом специфики избранного вида спорта. Данная разрядная классификация существует не только у взрослых спортсменов, но и у юношей, и юниоров.
7.4. Национальные виды спорта
Существенное влияние на спорт в целом оказывают национальные виды спорта, то есть те, которые можно считать традиционными для определенных национальных общностей в масштабах региона, страны: например, японская борьба «сумо», которая сейчас вышла из рамок одной страны и приобрела международные масштабы. Борьба «самбо» имеет наши национальные корни, но теперь стала международным видом спорта.
Национальные виды обычно связаны с бытом отдельного народа, способствуют демонстраций и совершенствованию жизненно важных сторон подготовки спортсменов. Так, для населения, занимающегося скотоводчеством, характерны конные скачки, различные игры всадников. Для народов Севера характерны гонки на оленьих упряжках. Практически у всех народов есть свой разновидности борьбы, развивающиеся с давних времен. Из русских народных видов спорта следует отметить такие увлекательные виды, как городки и лапту. Зрелищные и несложные по своей организации, они развивают важные прикладные навыки и качества.
7.5. Студенческий спорт
Спортивная деятельность студентов имеет свои характерные особенности. С одной стороны, в рамках студенческого спорта происходит адаптация к условиям занятий и необходимости успешно сочетать учебу со спортом вчерашним школьникам, выпускникам детских спортивных школ. С другой стороны, студенческий спорт является ближайшим резервом профессионального спорта, что требует высокой организации тренировочного и соревновательного процессов в вузах. Таким образом, работа со студентами-спортсменами требует от педагогов внимательного отношения к новичкам, высококвалифицированной организации тренировок и соревнований с созданием условий для успешной учебы. От студентов же требуется высокая дисциплина, творчество в спорте, трудолюбие в освоении своей будущей специальности. Студенческий спорт также характеризуется высокой инициативностью студентов-спортсменов в организации тренировочного процесса и соревнований, и хотя руководящая роль принадлежит тренерам-педагогам, студенты широко привлекаются к организации спортивных секций, судейству соревнований и др.
Студенческий спорт в высших учебных заведениях находит выражение как при обучении на основном отделении (на уроках по физическому воспитанию), так и на более высоком уровне - в отделениях спортивного совершенствования.
7.6. Специальные зачётные требования и нормативы. Спорт в свободное время
Согласно положению о физической культуре и спорту в высших учебных заведениях каждый студент обязан посещать занятия по физическому воспитанию. Занятия основной группы проводятся по специализациям. В конце каждого семестра студенты сдают специальные зачетные нормативы по общей физической и специальной подготовке. Нормативы являются способом оценки физической подготовленности студентов и их активного участия в обучении.
В свободное от учебы время студенты посещают занятия в отделениях спортивного совершенствования. Как правило, такие занятия проводятся три-четыре раза в неделю. В студенческих общежитиях избираются физорги для организации спортивно-массовой работы, создаются самодеятельные секции по видам спорта, проводятся тренировки и соревнования.
Занятия физической культурой и спортом наряду с укреплением здоровья повышением физической подготовленности способствуют развитию отдельных физических качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости и т;д.
7.7. Спортивные соревнования
Незаменимым фактором роста спортивного мастерства являются соревнования, так как они повышают и выявляют уровень физической, технической и тактической подготовленности участников, формируют у них потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и способствуют привитию нравственных норм и эстетических привычек. Наряду с этим, соревнования обладают особой зрелищностью и привлекательностью не только для спортсменов, но и для зрителей., давая им огромный заряд положительных эмоций.
На академических занятиях соревновательная деятельность студентов используется с целью совершенствования основных функций организма, контроля за подготовленностью, отбора по специализациям, разнообразия организации занятий, повышения интереса занимающихся к физической культуре. В спортивных отделениях к приведенным целям добавляется достижение высоких спортивных результатов.
Спортивные соревнования для студентов-спортсменов имеют особое место в их подготовке:
1) соревнование по избранному виду спорта выступает для спортсмена как основное целевое направление его деятельности;
2) соревнования для спортсмена выступают не только как цель, но и как конкретное событие во времени и пространстве;
3) в современном спорте соревнования используются как средство и как форма подготовки спортсмена;
4) соревнования используются для оценки подготовленности,
5) соревнования служат для отбора спортсменов.
Система студенческих спортивных соревнований имеет несложную структуру и содержит следующие этапы: первенство учебной группы, первенство курса (потока), первенство факультета, первенство вуза, первенство вузов города, соревнования среди вузов различных городов, международные соревнования, всемирные студенческие игры (универсиады). Ранг студенческих соревнований постепенно увеличивается, тем самым они обладают массовостью и способствуют постепенному росту спортивного мастерства. Кроме этого, они способствуют расширению знаний о вузе, стране, мире и являются источником передачи передового опыта.
7.8. Нетрадиционные виды спорта
В последнее время стали популярными нетрадиционные виды спорта, такие как карате, кун фу, ушу и др. С одной стороны, данные виды способствуют укреплению здоровья, улучшению осанки, развитию силы, гибкости, выносливости, увеличению продолжительности жизни, обучают самообороне, с другой стороны - они несут с собой элементы восточной культуры, мировоззрения. Задача педагогов состоит в том, чтобы взять от этих видов все лучшее для спорта и здоровья и повышения культуры занимающихся.
В то же время, следует помнить, что использование элементов восточных единоборств должно иметь место исключительно для самообороны и только в самых крайних случаях. Вспышки насилия недопустимы как на занятиях физической культурой, так и вне учебного заведения. Об этом должны помнить студенты и педагог, использующий в обучении элементы нетрадиционных видов спорта, и способствовать развитию чувства коллективизма, товарищества, дружелюбия.
7.9. Мотивы индивидуального выбора студентом конкретного вида спорта
Согласно программе физического воспитания высших учебных заведений спортивная деятельность студентов может осуществляться по избранным специализациям соответственно интересам.
Как правило, такой выбор легко осуществляется, окончившими ДЮСШ, либо занимавшимися в школьных спортивных секциях. Для студентов, не имеющих спортивной подготовки, он бывает, затруднителен, и здесь им на помощь приходят педагоги. При отборе учитываются результаты тестирования по общефизической подготовке, технической и тактической подготовленности по избранному виду спорта, обучаемость (динамика освоения новых упражнений), перспектива дальнейшего роста.
Для студентов, выбирающих какую-либо спортивную специализацию и не занимавшихся ранее, преподаватель проводит специальное тестирование правильного выбора вида спорта. Студент должен адекватно оценить уровень своей подготовленности. На основе результатов тестирования определяются слабые и сильные стороны подготовленности и намечается конкретная специализация. При этом учитывается, конечно, и мотивационная сторона этого выбора, то есть желание освоить тот или иной вид спортивной деятельности.
Целями выбора могут быть:
- укрепление здоровья, коррекция отдельных недостатков физического развития и телосложения. Многие студенты имеют слабое развитие плечевого пояса. Можно им рекомендовать занятия по индивидуальным планам, либо в секциях тяжелой атлетики. При недостаточной выносливости также рекомендуются самостоятельные занятия, либо занятия легкой атлетикой. Для коррекции осанки упражнения подбираются тренером и выполняются сначала под контролем педагога, а затем, по мере правильного усвоения, самостоятельно;
- развитие функциональных возможностей организма для увеличения общей работоспособности (умственной и физической);
- психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельности и овладение жизненно необходимыми умениями и навыками. Многочисленными исследованиями в спортивной науке доказано, что физическая культура и сперт являются прекрасным средством целенаправленного развития таких важнейших сторон психики человека, как внимание, быстрота и точность сенсомоторного реагирования, эмоциональной устойчивости, личностных качеств и т.д. В то же время, у каждого студента имеются большие возможности выбора форм физической культуры, видов спорта для развития конкретных сторон жизненно необходимых умений или профессионально-прикладной подготовки; достижение высоких спортивных результатов. Это возможно при следующих условиях:
- высокой мотивации студента к определенному виду спорта;
- высокой квалификации и энтузиазма тренера;
- создания предпосылок для успешной подготовки, в том числе - спортивной базы, питания, возможности для участия в соревнованиях высокого ранга.
7.10.Характеристика основных групп видов спорта, развивающих определенные физические качества
Специфическое содержание физической подготовки составляет воспитание силовых и скоростных способностей, выносливости, ловкости и гибкости.
Каждый вид спорта имеет свою специфику, что отражается на преимущественном развитии каких-либо физических качеств. Рассмотрим психофизические характеристики основных групп видов спорта, оказывающих наибольшее влияние на развитие выносливости. К ним относятся циклические виды: легкая атлетика (бег на длинные и средние дистанции), лыжные гонки, отдельные виды плавания, спортивное ориентирование.
Преимущественное развитие силы проявляется в тяжелой атлетике (занятия штангой, гиревым спортом), следует отметить некоторое однообразие спортивной деятельности у занимающихся этими видами спорта. Поэтому для профилактики развития монотонии и разностороннего совершенствования необходимо вносить в тренировочный процесс упражнения, используемые в других видах спорта: например, периодически заниматься спортивными играми, легкой атлетикой.
У спортсменов, занимающихся спортивными играми, развивается быстрота реакций, таких как внимание, оперативная память, улучшение точности координационных движений и др. Нагрузка распределяется как на нижние, так и на верхние конечности. В таких видах игр, как футбол, баскетбол, хоккей предполагается развитие общей и специальной выносливости.
Комплексное влияние на организм оказывают такие виды спорта, как лыжи, 6и-атлон, плавание, волейбол, хоккей.