Конспект лекций по предмету "Физическая культура"


Тема 11. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста

11.1. Производственная физическая культура (ПФК). Понятие «производственная физическая культура»: её цели и задачи
Производственная физическая культура является важной составной частью общей культуры общества, способствующей сохранению здоровья трудящихся, адаптации к условиям труда и наилучшему освоению трудовых специальностей. К сожалению, трудные экономические условия последнего времени, недопонимание многими руководителями положительной роли физической культуры на производстве привели к потере тех достижений, которые были достигнуты в работе в советское время. Однако, важное значение производственной физической культуры тре­бует от будущих специалистов тщательного изучения методических основ ПФК.
В физическом воспитании производственная физическая культура понимается как вид человеческой деятельности, содержащий рационально избранную и методи­чески верно осуществляемую систему физических упражнений, профессионально прикладных, оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий, направ­ленных на достижение, повышение и устойчивое сохранение дееспособности человека в общественном производстве, готовности наилучшим образом действовать в условиях определенной профессиональной трудовой деятельности и конкретного рабочего места. Система ПФК строится с учетом особенностей производственной деятельно­сти. Ее целью является укрепление здоровья, достижение и устойчивое обеспечение готовности человека к выполнению им производственно-трудовой деятельности.
К средствам, используемым при организации ПФК, следует отнести теорети­ческие и программно-методичёские разработки; правовые основы и административ­ные акты; организационную структуру; кадры специалистов и общественный актив; систему пропаганды; материально-техническое и медицинское обеспечение.
ПФК имеет свои конкретные задачи, в соответствии с которыми строится ее система, в том числе развитие, совершенствование и поддержание на необходимом уровне трудоспособности работающих; длительное сохранение работоспособности в условиях производства, не всегда благоприятных; разработка и применение на прак­тике рациональных условий и режимов труда и отдыха в рамках рабочего дня; соз­дание благоприятного фона для начала работы и ее окончания с целью предупреж­дения и снижения факторов утомления; создание условий для послерабочего вос­становления организма; Профилактика профессиональных заболеваний.
11.2. Методические основы ПФК
Методические основы производственной физической культуры были заложе­ны в 20-е годы XX века. Предпосылками для рациональной организации ее явились работы русских физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Так, И.М. Семеновым, было доказано, что активный отдых или двигательные переключения способствуют более полноценному восстановлению сил организма, нежели пассивный отдых. При этом происходит более глубокое торможение (отдых) утомленных нервных центров (время работы) с последующей активизацией их Восстановления, то есть работоспособности, и даже «сверхвосстановлением» их функций.
Важной составляющей методических основ ПФК являются результаты работ С.А. Косилова, установившего, что в процессе обучения приемам труда и их совер­шенствования развивается сложная система рефлексов, образующая рабочий дина­мический стереотип (РДС), его называют еще интегральным образом рабочих действий Он направлен на решение трудовой задачи и подкрепляется положительным конечным результатом.
В зависимости от характера труда методика будет иметь различные по на­правленности характеристики (контрасты):
а) в случаях высокой физической нагрузки в труде она уменьшается при от­дыхе и наоборот;
б) если в трудовой деятельности включены большие группы мышц, то на заня­тиях ПФК создаются условия для их разгрузки и наоборот;
в) при большом нервно-эмоциональном напряжении в труде, то в занятиях ПФК такое напряжение, по возможности, уменьшается.
11.2.1.Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК в рабочее и свободное время
Определение выбора форм, методов и средств для ПФК ведется на основе учета условий трудовой деятельности. Здесь изучаются рабочая поза трудящегося, разнообразие рабочих движений, загруженность функциональных систем. Таким образом, после длительной работы сидя, упражнения проводятся в исходном положении стоя, и наоборот, если работа выполнялась стоя, то восстановительные и профилактические упражнения выполняются сидя или лежа. Такой метод подбора упражнений носит название «контрастного». При влиянии условий труда и быта специалистов следует учитывать также особенности состояния организма в зависи­мости от времени проведения занятий, цикличности развивающегося утомления в дневном, недельном, месячном и годичном периодах работы трудящихся.
Производственная физическая культура имеет две основные формы: ПФК в рабочее время (производственная гимнастика) и ПФК во внерабочее время.
11.2.2.Производственная физическая культура в рабочее время («Производственная гимнастика»)
Название «Производственная гимнастика» не совсем точно отражает подбор средств физической культуры для занятий в рабочее время, т к, кроме гимнастиче­ских упражнений, в отдельных случаях могут включаться и другие упражнения, на­ пример упражнения на тренажерных устройствах. Кроме производственной гимна­стики применяются и такие ее формы, как вводная гимнастика, физкультурная пау­за, физкультурная минутка, микропауза активного отдыха, которые будут рассмот­рены ниже.
Производственная гимнастика содержит комплексы специальных упражнений (гимнастических), используемых в режиме тру да, способствующих повышению об­щей и специфической работоспособности в процессе труда и имеющих, профилакти­ческий восстановительный и компенсаторный эффекты.
Вводная гимнастика, с которой должен начинаться рабочий день, предназна­чена для активизации работы органов и систем, не вызывая усталости организма. Проводится она за 5-7 мин до работы и содержит 5-8 общеразвивающих и специаль­ных упражнений. В комплексы вводной гимнастики необходимо включить упраж­нения, по своему характеру близкие к рабочим движениям предстоящего труда Тем
самым идет подготовка организма к предстоящей деятельности.
Для организации срочного активного отдыха проводятся физкультурные пау­зы. Цель такой паузы - предупреждение или ослабление утомления, сохранение ра­ботоспособности в течение рабочего дня. В физкультурных паузах применяется 7-8 упражнений, в течение 5-10 мин, обычно через 2-2,5 ч после начала работы и за 1-1,5 ч до конца труда, упражнения выполняются на рабочих местах.
Подбор упражнений нужно делать с учетом особенностей рабочей позы, тру­довых операций, тяжести и напряжения труда.
Физкультурная минутка - это индивидуальная форма краткой физкультуры для локального восстановления без перерыва труда отдельных групп мышц частей тела, для которых необходим отдых. Она проводится в течение дня от 2 до 5 раз по 2-3 мин и содержит не более трех упражнений (потягивания, прогибания, расслаб ления или напряжения отдельных групп мышц и упражнения для активизации пе­риферического кровообращения).
Для успешного применения этой формы ПФК нужны предварительная разъяс­нительная работа и специальная подготовка занимающихся.
Микропауза активного отдыха - используется для ослабления общего или ло­кального утомления организма путем частичного или локального снижения или по­вышения возбудимости центральной нервной системы. Длительность такой паузы 20-30 с. В микропаузах применяются упражнения на напряжение и расслабление, приемы самомассажа, позволяющие снимать утомление некоторых анализаторных систем, нормализовать работу периферического и мозгового кровообращения. Примером применения упражнений в микропаузе является гимнастика глаз, позволяю­щая снимать накопившееся утомление.
11.2.3.Методика составления комплексов в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня
Комплексы упражнений вводной гимнастики состоят из упражнений органи­зующего характера для туловища, рук и ног, упражнения в быстром темпе с музыкальным сопровождением под ритмичную, бодрую музыку.
Для людей, работающих с высоким напряжением внимания и психики, с ма­лой физической нагрузкой, подбираются комбинированные динамические упраж­нения с участием различных групп мышц, требующих высокой координации движений. Пик физической нагрузки планируется на первую часть комплекса.
С целью профилактики сутулости от длительного пребывания в вынужденной позе «сидя» и утомления зрительного анализатора используются специальные корригирующие упражнения.
При составлении комплексов упражнений необходимо учитывать характеристику труда. Проведшие физкультуры в течение рабочего дня должно либо предшество­вать первым признакам утомления, либо совпадать с его началом. Для людей тяже­лого физического труда рекомендуется проводить производственную гимнастику через 1-1,5 ч, а для лиц умственного труда - через 2,5-3 ч от начала работ, т.е. в кон­це фаз высокой производительности для более «плавного» перехода состояния орга­низма в период наступающего утомления.
Следует помнить, что время проведения микропауз и физкультминуток опре­деляют сами работающие в течение рабочего дня по своим субъективным ощущени­ям. В основном это несколько упражнений на мышечные группы, которые находи­лись в вынужденном положении при работе.
11.3.Физическая культура и спорт специалиста в свободное от работы время
Физическая культура и спорт в свободное от работы время должны занимать существенное место, так как в условиях производства в рабочее время невозможно в достаточной мере решить задачи по укреплению здоровья, подготовке к профессио­нальной деятельности, а в условиях вредного для здоровья труда это вообще не представляется возможным. В настоящее время приняты следующие формы физи­ческой культуры в свободное время: утренняя гигиеническая гимнастика; утренние специально направленные занятия физическими упражнениями; краткие занятия в обеденный перерыв; попутная тренировка; физкультурно-спортивные занятия с це­лью активного отдыха и повышения функциональных возможностей.
11.3.1.Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ)
Целью такой гимнастики или, как раньше ее называли, зарядки является обес­печение плавного перехода всех функций организма от сна к состоянию активной бодрости путем снятия влияния вагусного или блуждающего нерва, тормозящего работу всех органов и систем в ночное время!
Примерная схема последовательности упражнений в УГГ для работников ум­ственного труда. Комплекс содержит следующие упражнения: потягивание, ходьба бег; махи руками, неглубокие выпады для активизации работы сердечнососудистой системы; вращения и наклоны головы, туловища, упражнения на гибкость и силовые упражнения; упражнения для увеличения подвижности суставов; укрепления брюшного пресса и мышц ног; упражнения на расслабление и восстановление ды­хания. В среднем зарядка длится 8-15 мин. 11.3.2.Утренние специально направленные занятия физическими упражнениями
Специально направленными упражнениями стремятся исключить вредные по­следствия от малоподвижного, тяжелого физического, однообразного труда, повы­шенной нервно-эмоциональной напряженности, вредных условий рабочей среды.
Борьба с гипокинезией и гиподинамией достигается путем увеличения физи­ческой активности, а также развития силы, подвижности суставов, координации движений, ловкости. При повышенной нервно-эмоциональной напряженности при­меняются упражнения на расслабление мышц, а также упражнения, способствующие нормализации частоты сердечных сокращений. Подобным образом с учетом условий труда и индивидуальных особенностей организма можно подобрать ком­плексы, компенсирующие влияние многих неблагоприятных факторов на работающих, в том числе - вибрации, укачивания, гипоксии и т.д. Так, специалистами ре­комендуется при работах в однообразной рабочей позе применять упражнения для коррекций осанки, исключения застойных явлений в нижних конечностях, профи­лактики остеохондроза. А при работе в неблагоприятных, вредных условиях исполь­зовать упражнения для улучшения дыхательной функции, включать закаливающие процедуры.
11.3.3.Попутная тренировка
Под попутной тренировкой понимают индивидуальную подготовку с целью повышения двигательной активности. Отличается попутная тренировка тем, что она не требует дополнительных затрат времени, проводится в обычных условиях труда и быта, например передвижение на работу пешком, на велосипеде. Полезен подъем по лестницам. При подъеме по обычной лестнице в среднем темпе человек расходу­ет 0,012 ккал/ кг на каждый метр подъема, а при спуске по лестнице - одну треть за­трат на подъем. В качестве дополнительных нагрузок используются хозяйственные работы по дому, на дачном участке и т.п., что приравнивается к труду средней тяже­сти. Полезно также применять изометрические упражнения на любые группы мышц, внешне почти незаметные для окружающих.
11.3.4.Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей
Одной из форм ПФК являются организованные занятия в группах здоровья, общефизической подготовки в спортивных секциях. К этим формам можно смело отнести и занятия в клубах по интересам, фитнес-клубы и другие современные фор­мы занятий. Для посещения таких занятий необходим допуск врача и регулярные медицинские наблюдения за занимающимися. Комплектование групп ведется с уче­том пола, возраста, состояния здоровья и физической подготовленности занимаю­щихся.
Группы здоровья. Основной целью занятий в группах здоровья является укрепление защитных свойств организма к воздействию внешних факторов и условий производства, повышение уровня общей подготовленности организма к трудовой деятельности. При организации занятий в группах здоровья необходимо использовать различные виды спортивной деятельности, профилактические процедуры - массаж и самомассаж, сауну и др.
Группы обшей физической подготовки (ОФП). Группы обшей физической подготовки организуют для лиц, стремящихся к развитию или поддержанию на достаточном уровне основных физических качеств - силы, выносливости, гибкости, ловкости.
К задачам таких групп относятся улучшение общей физической подготовки, освоение навыков спортивных упражнений, развитие физических качеств. В этих группах могут заниматься как молодые, так и люди среднего возраста (группа 15-20 человек). Занятия проводятся обычно 2-3 раза в неделю в течение 2 ч. Специалисты рекомендуют организаторам таких секций соблюдать педагогические принципы, стремиться к разностороннему воздействию на занимающихся, использовать круго­вой метод тренировки. Следует использовать как подготовку к отдельным видам спорта, так и к многоборью, включать в занятия спортивные игры.
К сожалению, в наше время не существует Комплекс ГТО и, соответственно, нет специальных групп по освоению нормативов его. Тем не менее, при организации занятий в группах ОФП необходимо использовать богатейший опыт работы по Комплексу ГТО, в частности, применять методические подходы по теоретической и практической подготовке занимающихся, использовать систему оценок подготов­ленности занимающихся, основанную на достижениях отечественной спортивной науки и учитывающей пол и возрастные особенности занимающихся, определенные ступени роста мастерства в разных видах спорта. Освоение нормативов Комплекса будет вполне отвечать созданию «базовой» общефизической подготовки современ­ного специалиста, готовности его осуществлять интенсивный труд в сложных, быстро меняющихся условиях современного производства, в непростых условиях нашей жизни.
Занятия в спортивных секциях. Спортивные секции создаются по различ­ным видам спорта. Их основной целью является совершенствование и поддержание спортивного мастерства людей разных возрастных категорий. В спортивных секциях участвуют даже спортсмены высокого класса. Содержание занятий в спортивных секциях строится на основе спортивной методики, принятой в нашей стране, главной целью их является подготовка к уча­стию в соревнованиях с другими спортсменами, командами. Виды спорта подбира­ются с учетом специфики труда участников секций.
Если молодой специалист приходит на работу в коллектив, где не ведется спортивная работа или нет занятий по интересующему его виду спорта, нужно сме­ло браться за организацию спортивной секции. Первым шагом для этого являются подбор необходимого для занятий места (спорткомплекса, лыжной базы, бассейна, спортзала), выявление нескольких энтузиастов, желающих заниматься. Далее необ­ходимо организовать внутренние соревнования, например - блицтурнир с участием команд отделов, служб, цехов, где выявится еще несколько способных спортсменов Главное при этом - сформировать цели спортивной подготовки, обеспечить условия тренировки, регулярность занятий и их методическую правильность. Нужно при этом помнить, что руководителем секции, команды может стать не обязательно лучший из спортсменов, а наиболее методически подготовленный и любящий свой вид спорта, работу с людьми, Поэтому серьезный, системный подход к отбору спортсменов, обеспечению медицинского контроля и условий для занятий и сорев­нований во многом обеспечит дальнейшие успехи команды.
Самостоятельные физкультурные занятия и спортивная тренировка. Та­кие занятия могут быть как дополнительными к секционным, так и полностью само­стоятельными. Желательно, чтобы занимающиеся имели достаточный физкультур­ный либо спортивный опыт. Перед началом занятий необходимо получить консуль­тации у специалистов физической культуры, врачей. Большую помощь участникам таких занятий окажут изучение специальной литературы, составление планов занятий, ведение индивидуального дневника самоконтроля.
11.4. Использование дополнительных средств повышения общей и профессиональной работоспособности в процессе занятий физическими упражнениями
В качестве дополнительных средств физической культуры в занятиях исполь­зуют гантели, набивные мячи, гимнастические палки и другие предметы, позво­ляющие акцентировать направленность тренировочных воздействий, повышающие интенсивность упражнений, регламентирующие величину получаемой нагрузки. Этим целям также служит применение различных тренажеров. В последние годы выпускают тренажеры с так называемой «обратной связью», т.е. при установлении нагрузки на определенных величинах одновременно выдается занимающемуся ко­личественная информация об ответной реакции организма по наиболее важным по­казателям: частоты сердечных сокращений, артериального давления, истраченных килокалорий и т.д.
К обязательным средствам восстановления работоспособности относится применение водно-тепловых процедур, способствующих расслаблению организма и повышению его резистентности. Используются душевые установки с дождевым, восходящим и контрастным водными потоками; подводный массаж, русские бани и сауны. Этим же целям служат: использование музыкального сопровождения; орга­низация комнат психологической разгрузки с видео и аудиоэффектами; средства, создающих запахи цветов, хвои, скошенного сена и т.д. - все это обогащает средства ПФК, повышая трудоспособность и воспроизводство рабочей силы.
11.5.Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры
Создание действенной защиты организма трудящихся от вероятности возник­новения профессиональных заболеваний и травматизма - одна из важнейших задач физической культуры. С этой целью в нашей стране физическая культура была вве­дена в 1923 г. в систему НОТ. В числе основных задач производственной физиче­ской культуры, перечисленных в начале этой лекции, неотъемлемой частью физиче­ской культуры и системе НОТ являются профилактика профессиональных заболева­ний и травматизма на производстве. И хотя в настоящее время система научной организации труда разрушена на многих предприятиях, эти функции и направления в работе должны нести специалисты физкультуры, активисты и руководители произ­водства. Основные направления:
- создание благоприятных условий труда и охрана здоровья работающих;
- ус­ловий производства в виде сбалансированного режима труда и отдыха, учета специ­фики производства.
При этом выделяют два аспекта положительного влияния физи­ческой культуры: а) эффект срочного активного отдыха, борьбы с утомлением и со­хранение работоспособности в течение рабочего времени,
б) постепенно накапли­ваемое (кумулятивное) развитие физических и духовных сил человека труда с по­мощью активного отдыха, тренировочных воздействий, использования восстанови­тельных средств физической культуры;
в) рационализация приемов труда, уменьшение нервно-психологического на­пряжения, рационализация трудовых движений (операций), уменьшение затрат энергии за счет улучшения показателей координации движений, переносимых на процесс труда, экономизации, точности и ритмичности трудовых операций;
г) подготовка физкультурных общественных кадров, повышение культурно-технического образования трудящихся. Принято рассматривать неспецифическую и специфическую подготовку человека к труду, в том числе всестороннее и гармонич­ное развитие личности, укрепление здоровья, улучшение общей и специальной ра­ботоспособности, и противодействие влиянию производственной среды;
д) развитие творческой инициативы, что имеет прямое влияние на результаты труда, создание благоприятной обстановки в отделе, цехе, предприятии.
11.6.Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических факторов на содержание производственной физической культуры
При организации производственной физической культуры необходимо со­блюдать приведенные выше основные правила. Рассмотрим дополнительно некото­рые из них:
1) учет индивидуальных особенностей занимающихся. В связи с этим, произ­водственная физическая культура для женского и мужского контингента должны отличаться по подбору и направленности упражнений. Возможно также в данном случае разделение группы на подгруппы, работающие с разными комплексами уп­ражнений. Необходимо разделить группы занимающихся, не только по возрасту, но и отклонениям в состоянии здоровья, например, имеющих заболевания сердечно­сосудистой системы, желудочно-кишечные нарушения или заболевания опорно-двигательного аппарата и т.д. В таких случаях используются специально подобран­ные методики с элементами лечебно-профилактической направленности. Такое применение средств физической культуры будет способствовать исключению возникновения производственных травм и возможного брака на производстве, буди обеспечивать плавный переход от выполнения в перерывах физических упражнений к выполнению трудовых операций.
2) проведение производственной физкультуры должно строиться с учетом времени суток, недели, периода климатических условий. С этой целью вносятся коррективы в подбор средств, учитывающих изменения состояния организма в режиме дня, период выполнения производственного задания (конец квартала, года, сдача ответственного объекта и т.п.). Кроме того, принимаются во внимание темпе­ратурные условия проведения занятий, например, в прохладном помещении возникает необходимость разогреть организм работающих. В жаркую погоду следует применять упражнения с небольшой нагрузкой, плавными спокойными движения­ми, а также упражнения на расслабление.
11.7.Роль личности руководителя во внедрении физической культуры в производственный коллектив
Большей части будущих специалистов предстоит стать руководителями про­изводственных коллективов. Развитие ПФК, здоровье, успехи коллектива во многом будут зависеть от понимания руководителем значимости физической культуры, умений вовлечь в занятия абсолютно каждого» от степени его компетентности в этих вопросах, умения точно оценить возможности развития ПФК и ее экономический эффект. К этому необходимо добавить, что личный пример руководителя, его глу­бокая убежденность, основанная на багаже специальных знаний - залог успеха раз­вития производственной физической культуры нужно смело браться за это нелегкое, но очень полезное дело. Для этого необязательно, чтобы руководитель был спортсменом высокого класса даже при скромной спортивной подготовке, сам факт настойчивости руководящего состава в развитии ПФК в коллективе и личный поло­жительный пример будут иметь решающее значение


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.