Конспект лекций по предмету "Логистика"


Проблемы учета издержек в логистике

Логистика материальных потоков изучает комплекс опера­ций, обеспечивающих продвижение вещественных предметов и продуктов труда от первичного источника сырья к конечно­му потребителю. Принятие решений по этим операциям с пози­ции интересов сквозной системы позволяет говорить о них как о логистических операциях. В противном случае прилагательное "логистический" будет неуместно.
Использование термина "логистические операции" предпо­лагает конечную цель логистического менеджмента — рацио­нализацию именно сквозных цепей.
Логистические издержки (logistical cost) — затраты на вы­полнение логистических операций.
Логистические операции с предметами и продуктами труда выполняются как в сфере обращения, так и в сфере производ­ства. Соответственно, издержки на выполнение логистических операций включают в себя как часть издержек обращения, так и часть издержек производства.
Основными составляющими логистических издержек яв­ляются:
• транспортно-заготовительные расходы;
• затраты на содержание запасов.
Значимость задачи сокращения этих издержек посредством системной организации процессов определяется той долей, ко­торую они занимают в общем объеме издержек производства и обращения.
В общенациональном масштабе логистические издержки рассчитываются в процентах от ВНП. Например, в США в 1987 г. логистические издержки составляли 462 млрд. долл., или 10,27% ВНП. Из них 285 млрд долл. — транспортно-заготовительные расходы, 158 млрд. долл. — затраты на формирование и хране­ние запасов, 19 млрд. долл. административно-управленческие расходы.
В пределах предприятия логистические издержки рассчи­тывают:
• в процентах от суммы продаж;
• процентах от стоимости чистой продукции;
• денежном выражении в расчете на единицу массы сырья, материалов, готовой продукции.
Специфика учета издержек в логистике заключается в суммировании всех затрат, связанных с реализацией процесса.
Традиционные методы учета зачастую не обеспечивают возможности идентификации всей цепочки затрат, связанных с тем или иным процессом. Основная причина заключается в том, что калькуляция расходов осуществляется по отдельным функ­циональным областям, тогда как материальные потоки проходят "сквозь" организацию, взаимодействуя с множеством под­разделений.
Традиционные методы учета объединяют издержки в крупные агрегаты, что не позволяет провести детальный анализ различных по происхождению затрат, учесть все последствия принятых управленческих решений, а также их воздействие на корпоративную организацию. В результате решения, принятые в одной функциональной области, приводят к непредвиденным результатам в других, смежных с ней областях.
Проблемы, связанные с определением суммарного воздей­ствия системы движения материальных потоков на общую систе­му предприятия, чрезвычайно разнообразны. Логистика по своей природе "пронизывает" предприятие, оказывая существенное воздействие на множество его подсистем. Традиционные системы учета не позволяют определять это воздействие, агрегируя логи­стические издержки в другие группы корпоративных затрат. В главе 15 будет представлена декомпозиция процесса товароснабжения на отдельные операции. Расходы, связанные с общим процессом, складываются из множества издержек, возникающих в разных сферах, и интегрировать их в единую статью расходов в рамках функционально организованного учета весьма сложно.
Например, одно из предприятий пищевой промышленности Москвы при организации товароснабжения мелкорозничной торговой сети использовало следующий порядок. Заказы тор­говых точек, находящихся на заранее установленных маршру­тах, перед погрузкой комплектовались по товарному признаку, т. е. одинаковые товары, заказанные разными магазинами, со­бирались на одном поддоне[20]. Прибыв по маршруту в очередной магазин, водитель отбирал для него товары из разных поддонов и ящиков (в соответствии с заказом). Фактически комплекта­цию осуществлял водитель, автомобиль в это время простаи­вал. Транспортная служба завода смогла убедить руководство завода в необходимости осуществления предварительной комплектации на складе готовой продукции в соответствии с заказа­ми отдельных магазинов. Основной аргумент — повышение эф­фективности использования транспорта. Комплектацию пере­дали складу готовой продукции, однако никто при этом не про­считал, насколько здесь увеличились затраты ресурсов. Транс­портной службе решение, очевидно, выгодно, но выгодно ли дан­ное решение в целом для завода неизвестно.
Управлять процессом, не зная точно, как в ходе его реали­зации расходуются ресурсы, — это управлять автомобилем с завязанными глазами.
Логистика предусматривает ведение пооперационного учета издержек на всем пути движения материального потока. Нали­чие данной системы учета позволяет использовать показатель изменения суммы издержек по процессу в качестве критерия эффективности принимаемых решений в сфере управления материальными потоками.
Подводя итог, сформулируем основные проблемы, связан­ные с учетом издержек в логистике:
• высокая доля затрат на операции, связанные с продви­жением товарных и материальных ресурсов в сферах произ­водства и обращения, в общем объеме издержек. Постоянный, опережающий общий уровень инфляции, рост стоимости работ на большинстве из этих операций;
• отсутствие в общем случае, при традиционно организо­ванном учете критерия принятия решений по рациональной организации логистического процесса;
• резкий рост чувствительности логистических затрат к изменению качественных показателей работы логистических систем в области высокого качества их функционирования, ха­рактерной для конкурентных рынков;


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.