Конспект лекций по предмету "Надежность систем"


Требования к ПО (Software Requirements)

Требования - это свойства, которыми должно обладать ПО для адекватного определения функций, условий и ограничений выполнения ПО, а также объемов данных, технического обеспечения и среды функционирования.
Требования отражают потребности людей (заказчиков, пользователей, разработчиков), заинтересованных в создании ПО. Заказчик и разработчик совместно проводят сбор требований, их анализ, пересмотр, определение необходимых ограничений и документирование. Различают требования к продукту и к процессу, а также функциональные, нефункциональные и системные требования. Требования к продукту и к процессу определяют условия функционирования и режимы работы ПО в операционной среде, ограничения на структуру и память компьютеров, на принципы взаимодействия программ и компьютеров и т.п. Функциональные требования определяют назначение и функции системы, а нефункциональные - условия выполнения ПО и доступа к данным. Системные требования описывают требования к программной системе, состоящей из взаимосвязанных программных и аппаратных подсистем и разных приложений. Требования могут быть количественные (например, количество запросов в сек., средний показатель ошибок и т.п.). Значительная часть требований относится к атрибутам качества: безотказность, надежность и др., а также к защите и безопасности как ПО, так и данных.
Область знаний "Требования к ПО (Software Requirements)" состоит из следующих разделов:
· инженерия требований (Requirement Engineering),
· выявление требований (Requirement Elicitation),
· анализ требований (Requirement Analysis),
· спецификация требований (Requirement Specification).
· валидация требований (Requirement validation),
· управление требованиями (Requirement Management).
Инженерия требований к ПО - это дисциплина анализа и документирования требований к ПО, которая заключается в преобразовании предложенных заказчиком требований к системе в описании требований к ПО и их валидация. Она базируется на модели процесса определения требований и действующих лицах, обеспечивающих управление и формирование требований, а также на методах достижения показателей качества.
Модель процесса определения требований - это схема процессов ЖЦ, которые выполняются от начала проекта и до тех пор, пока не будут определены и согласованы требования. При этом процессом может быть маркетинг и проверка осуществимости требований в данном проекте.
Управление требованиями к ПО заключается в контроле за выполнением требований и планировании использования ресурсов (человеческих, программных, технических, временных, стоимостных) в процессе разработки промежуточных рабочих продуктовна этапах ЖЦ.
Качество и процесс улучшения требований - это процесс формулировки характеристик и атрибутов качества (надежность, реактивность и др.), которыми должно обладать ПО, методы их достижения на этапах ЖЦ и оценивания полученных результатов.
Выявление требований - это процесс извлечения информации из разных источников (договоров, материалов аналитиков по декомпозиции задач и функций системы и др.), проведения технических мероприятий (собеседований, собраний и др.) для формирования отдельных требований к продукту и к процессу разработки. Исполнитель должен согласовать требования с заказчиком.
Анализ требований - процесс изучения потребностей и целей пользователей, классификация и преобразование их к требованиям к системе, аппаратуре и ПО, установление и разрешение конфликтов между требованиями, определение приоритетов, границ системы и принципов взаимодействия со средой функционирования. Требования могут быть функциональные и нефункциональные, которые определяют соответственно внешние и внутренние характеристики системы.
Функциональные требования характеризуют функции системы или ее ПО, способы поведения ПО в процессе выполнения функций и методы передачи и преобразования входных данных в результаты. Нефункциональные требования определяют условия и среду выполнения функций (например, защита и доступ к БД, секретность, взаимодействие компонентов и др.). Разработка требований и их локализация завершается на этапе проектирования архитектуры и отражается в специальном документе, по которому проводится согласование требований для достижения взаимопонимания между заказчиком и разработчиком.
Спецификация требований к ПО - процесс формализованного описания функциональных и нефункциональных требований, требований к характеристикам качества в соответствии со стандартом качества ISO/IEC 9126-94, которые будут отрабатываться на этапах ЖЦ ПО. В спецификации требований отражается структура ПО, требования к функциям, качеству и документации, а также задается в общих чертах архитектура системы и ПО, алгоритмы, логика управления и структура данных. Специфицируются также системные требования, нефункциональные требования и требования к взаимодействию с другими компонентами и платформами (БД, СУБД, маршаллинг данных, сеть и др.).
Валидация требований - это проверка изложенных в спецификации требований, выполняющаяся для того, чтобы путем отслеживания источников требований убедиться, что они определяют именно данную систему. Заказчик и разработчик ПО проводят экспертизу сформированного варианта требований с тем чтобы разработчик мог далее проводить проектирование ПО. Один из методов валидации - прототипирование, т.е. быстрая отработка отдельных требований на конкретном инструменте и исследование масштабов изменения требований, измерение объема функциональности и стоимости, а также создание моделей оценки зрелости требований.
Верификация требований - это процесс проверки правильности спецификаций требований на их соответствие, непротиворечивость, полноту и выполнимость, а также на соответствие стандартам. В результате проверки требований делается согласованный выходной документ, устанавливающий полноту и корректность требований к ПО, а также возможность продолжить проектирование ПО.
Управление требованиями - это руководство процессами формирования требований на всех этапах ЖЦ и включает управление изменениями и атрибутами требований, а также проведение мониторинга - восстановления источника требований. Управление изменениями возникает после того, когда ПО начинает работать в заданной среде и обнаруживаются ошибки в трактовке требований либо в невыполнении некоторого отдельного требования и т.п. Неотъемлемой составляющей процесса управления является трассирование требований для отслеживания правильности задания и реализации требований к системе и ПО на этапах ЖЦ, а также обратный процесс отслеживания в полученном продукте реализованных требований. Для исправления некоторых требований или добавления нового требования составляется план изменения требований, который согласуется с заказчиком. Внесенные изменения влекут за собой и изменения в созданный продукт или в отдельные его компоненты.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.