Конспект лекций по предмету "Психология"


Когнитивная теория личности

Слово "когнитивный" происходит от латинского глагола - знать. Психологи, сплотившиеся вокруг этого подхода,  утверждают,  что человек - это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее:  анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту.
Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896 - 1980), поставив перед собой задачу выяснить, каким образом человек познает реальный мир, изучал закономерности развития мышления у ребенка и пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий. Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает, и тем, что он стремится понять. Все дети проходят эти стадии развития в одной и той же последовательности, причем некоторые проходят через все стадии,  тогда как у других развитие тормозится или блокируется на каком-то этапе из-за  недостатка  одного или нескольких необходимых факторов.
Это продвижение вперед определяется совместным воздействием созревания нервной системы, опыта обращения с различными предметами и таких социальных факторов, как язык и воспитание. Когнитивные теории личности исходят из понимания человека как "понимающего,  анализирующего", поскольку человек находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать.
Поступок человека включает три компонента:
1) само действие,
2) мысли,
3) чувства, испытываемые при выполнении определенного  действия.
Внешне похожие поступки могут быть разные,  т.к. мысли и чувства были иными. Оказавшись в реальной ситуации, человек не имеет возможности  всестороннего анализа обстоятельств (мало времени, нехватка знаний),  ему нужно решать, человек делает выбор и совершает поступок (бихевиористы тут заканчивают анализ поведения), но когнитивная и эмоциональная часть поступка еще не завершена, т.к. сам поступок является источником информации, позволяющей формулировать или изменять мнение о себе или о других.
Психолог Зимбардо, изучая формы антисоциального поведения, сделал вывод, что большая часть таких отрицательных поступков может быть объяснена с помощью анализа ситуационных и межличностных факторов, а не устойчивыми личностными особенностями человека, напротив, даже "хорошие" люди могут совершать отрицательные поступки в сложных обстоятельствах и ситуациях. Ситуации создают потенциальные силы, способствующие актуализации или препятствующие реализации намерений человека. Находя или создавая соответствующий канал ситуационных явлений, можно добиться кардинального изменения поведения людей за счет манипулирования отдельными характеристиками ситуации, и наоборот, не найдя такого, можно безрезультатно потратить много усилий, организуя внешнее воздействие на людей.
Субъективная интерпретация ситуаций есть более истинный фактор принятия решения, чем "объективное" значение этих ситуаций. Разные люди по-разному "видят", интерпретируют ситуации, в которых они действуют. Существует внутренняя изменчивость личных актуализируемых в конкретных ситуациях схем интерпретации, что является причиной неточного предсказания людьми своего собственного будущего поведения.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.