Работа с документами является одной из наиболее важных составляющих работы менеджера туроператора, на которую им тратится основная часть рабочего времени. Внимательное и серьезное отношение к документальному сопровождению туроперейтинга необходимо в силу веских причин:
■ во-первых, туристическая услуга (как и любая другая услуга) отличается от товара изменчивостью своего качества, по этой причине все составляющие тур-продукта должны быть строго регламентированы, их малейшие изменения требуют оперативного отражения в соответствующих документах;
■ во-вторых, текущий туроперейтинг представляет собой большой поток информации, проходящей через менеджеров туроператора. При этом практически любая входящая и исходящая информация нуждается в учете и носит порой принципиальный характер для самого туроперейтинга;
■ в-третьих, наличие определенного перечня документов установленного образца является необходимым условием легального туроперейтинга и бухгалтерского учета.
Документы туроператора можно классифицировать по ряду признаков:
■ по кругу пользователей документацией можно выделить документы для внутреннего пользования и для пользования третьими лицами;
■ по источнику информации, содержащейся в документе, бывают входящие и исходящие;
■ по степени и форме волеизъявления в документе можно выделить согласительные, императивные, разрешительные, рекомендационные и консультационно-разъяснительные документы.
Ведущей классификацией документов туроперейтинга является классификация по отношению содержащейся в документах информации к той или иной сфере деятельности туроператора. На основании этой классификации можно выделить:
■ уставные документы;
■ бухгалтерские и статистические документы;
■ документы внутреннего распорядка;
■ документы, регламентирующие отношения с поставщиками;
■ документы, регламентирующие отношения с агентами;
■ документы, регламентирующие отношения с туристами;
■ документы, регламентирующие отношения с партнерами. Уставные документытуроператора имеют ряд характеристик:
■ их наличие и юридическая сила необходимы по действующим на территории страны или региона законам и подзаконным актам (например, на территории РФ любой туроператор обязан иметь лицензию);
■ они являются подтверждением легальности туристического бизнеса и содержат минимум информации о правовых основах деятельности туроператора.
По существующим нормативно-правовым актам к уставным документам туроператора можно отнести следующие:
■ Устав туроператора - основной документ, содержащий сведения о составе учредителей фирмы, их взносах в Уставный капитал, их правах и обязанностях в ходе управления фирмой;
■ Учредительный договор — смысл которого заключается в отражении добровольного характера объединения усилий учредителей для достижения совместных коммерческих целей и интересов;
■ Свидетельство о государственной регистрации фирмы — туроператора;
■ Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
■ Свидетельства о постановке на учет во внебюджетных фондах.
Данный неполный перечень уставных документов является общим для любых юридических лиц, действующих на территории Украины.
Частными для туроперейтинга уставными документами являются лицензия на право осуществления туроператорской деятельности, выдаваемая сроком на три года Министерством экономического развития и торговли, а также сертификаты качества и сертификаты соответствия государственным стандартам услуг, предлагаемых туроператором.
Перечисленные уставные документы (их оригиналы или нотариально заверенные копии) должны постоянно храниться в офисе туроператора и предоставляться по требованию клиентов, партнеров либо представителей органов государственной власти.
Бухгалтерские или статистические документы туроператора мало чем отличаются от подобных документов фирм, занимающихся другими видами коммерческой деятельности. Их характерными чертами являются:
■ строго установленный государственными властными органами образец документов и правила их заполнения;
■ предназначенность данной документации как для внутреннего пользования, так и для предоставления третьим лицам (например, отчеты перед налоговой инспекцией или внебюджетными фондами);
■ установленные государственными органами правила хранения этой документации;
■ право составления и подписи бухгалтерских или статистических документов принадлежит ограниченному кругу лиц, что закрепляется Уставом или приказами туроператора.
Бухгалтерские документы, в основном, регулируют следующие сферы работы туроператора:
■ осуществление наличных и безналичных расчетов;
■ соблюдение кассовой дисциплины;
■ выплата установленных налогов и сборов;
■ начисление заработной платы сотрудникам;
■ денежные или имущественные отношения между учредителями фирмы;
■ инвентаризация и учет фондов фирмы;
■ накопление резервных фондов;
■ учет и контроль дебиторской и кредиторской задолженности фирмы.
Перечисленные отношения регламентируются большим количеством бухгалтерской документации, которую также, в свою очередь, можно классифицировать на несколько групп:
■ банковские документы (платежные поручения, счета, счета-фактуры и др.);
■ кассовые документы (ордера, кассовая книга и др.);
■ документы по учету материальных ценностей или документов строгой отчетности;
■ документы по заработной плате (ведомости).
■ и т.д.
Статистические документы предоставляются в соответствующие статические органы, которые занимаются рекомендациями по повышению эффективности макроэкономического государственного регулирования туристического рынка.