ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ
Пояснительная записка
Рыночная экономика наполняет новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучения тенденций и про-гнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных реше-ний на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.
Термин "статистика" употребляется в различных значениях. Под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, накоплению, обработке и анализу цифровых данных, характеризующих население, экономику, культуру, образование и другие яв-ления в жизни общества.
Статистикой также называют особую науку, т.е. отрасль знаний, изучающую явления в жизни общества с их количественной стороны. Как учебная дисциплина статистика составляет важный блок учебного плана подготовки коммерсантов, менеджеров, экономистов высшей квалификации.
Между статистической наукой и практикой существуют тесная связь и зависимость. Статистическая наука использует данные прак-тики, обобщает их и разрабатывает методы проведения ста-тистических исследований. В свою очередь, в практической дея-тельности применяются теоретические положения статистической науки для решения конкретных управленческих задач.
Становление экономико-рыночных отношений в нашей стране ставит перед школой новые задачи.
Умение анализировать, сравни-вать различные ситуации необходимо на сегодняшний день каждому современному человеку. Элективный курс «Общая теория статистики» с помощью математического аппарата даст начальные понятия о статистике, которые необходимы при решении управленческих задач. Курс рассчитан для учащихся 11 класса экономико-математического и соци-ально-экономического профиля.
В процессе прохождения данного курса учащиеся познакомятся с различными методами статистики, статистическими наблюдениями, статистическими сводками, группировками, таблицами, индексами, получат начальные понятия о задачах статистики в условиях рыночной экономики.
Общие понятия статистики имеют сугубо практическое назначе-ние. Предложенные методы разовьют математическое и экономиче-ское мышление, подтолкнут к самостоятельному решению нетра-диционных ситуаций.
Содержание курса дает возможность включить в учебный про-цесс исследовательскую деятельность, что дает учащемуся воз-можность реализовать себя в творческой работе.
Элективный курс «Общие понятия статистики » тесно связан с предме-тами: математика, информатика и экономика.
Объем требуемых математических знаний практически не выходит за пределы базового курса «Алгебры и начала анализа». Несложные примеры показывают практическое примене-ние арифметической и геометрической профессий, логарифмов, преде-лов, свойств степеней, вычисление процентов, что повышает интерес учащихся к математике и позволяет повысить качество подготовки к единому государственному экзамену.
Расчеты простых и сложных процентов, составление таблиц -помимо аналитического решения рассматриваются на компьютерах в программе Excel, что позволит расширить знания и возможности в компьютерной технологии.
Статистические термины, изучаемые на уроках экономики, закрепляются с помощью математического аппарата.
Взаимосвязь между перечисленными предметами активизирует познавательный интерес учащихся в их профессиональном самоопределении.
Цель элективного курса «Общие понятия статистики»
Помочь учащимся определиться в дальнейшем выборе будущей профессии, повысить математическую, компьютерную и финансовую грамотность и успешно сдать единый государственный экзамен по математике.
Задачи элективного курса «Общие понятия статистики»
1. Познакомить учащихся с историей возникновения статистики как науки.
2. Дать начальные понятия статистики, которые входят в блок базовых дисциплин университетской подготовки специалистов в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента, банковского дела.
3. Отработать вычислительные навыки.
4. Научить учащихся пользоваться инженерным калькулятором при вычислениях.
5. Развивать способности учащихся к математической деятельности.
6. Развивать у учащихся исследовательскую деятельность.
7. Научить учащихся самостоятельно составлять задачи по пройден-ному материалу с дальнейшим его решением.
8. Научить учащихся применять возможности компьютерных технологий в расчетах.
9. Научить разрешать самостоятельно экономические вопросы окружающие нас в повседневной жизни.
10. Обогатить жизненный опыт учащихся при помощи решения статистических задач.
Содержание курса
Тема 1. Предмет и метод статистической науки.
Вводный урок - лекция, знакомящая с историей возникновения статистики как науки, о ее предмете исследования, о статистических показателях, совокупности, методах статистики.
Тема 2. Статистическое наблюдение.
Разбираются понятия: статистическая информация, статистическое наблюдение, общегосударственная и ведомственная отчетности, единицы наблюдения и совокупности, статистические формуляры.
Тема 3. Статистическая сводка. Группировка. Таблицы.
Формулировка задачи сводки на основе целей статистического исследования, формирование групп и подгрупп, определение группировочных признаков, числа групп, проверка полноты и качества собранного материала, оформление статистического наблюдения в виде статистических рядов, простых и групповых таблиц
Тема 4. Графический метод в изучении коммерческой деятельности. Классификация статистических графиков
Разбираются понятия диаграмм: линейная, столбиковая, ленточная (полосовая), круговая, радиальная, фигурная.
Тема 5. Обобщающие статистические показатели.
Абсолютные и относительные величины, их значения и виды. Разбираются примеры.
Тема 6. Средние величины.
Вводится понятие средней величины, её виды: средняя арифметическая, средняя геометрическая, средняя гармоническая, средняя квадратичная. Рассматриваются понятия: мода и медиана.
Тема 7. Индексный метод в статистических исследованиях коммерческой деятельности.
Применение индексов в экономических разработках государственной и ведомственной статистики на примере об индексах цен на потребительские товары по каналам реализации.
Свойства индексов: синтетические и аналитические. Индексируемая величина.
Тема 8. Решение общей задачи линейного программирования.
Рассмотреть ряд примеров, дающих представление о линейном программировании:
задача о банке, задача о диете, задача об использовании ресурсов, транспортная задача.
Тема 9. Итоговый урок.
Презентация учебных проектов. Проводится в конце 11 класса. В начале учебного года учащимся предоставляется перечень тем, по которым может проводиться исследовательская работа. Работы могут быть как индивидуальные, так и групповые. Данный урок можно проводить в виде конкурса, где победителей определяют жюри из приглашенных на этот урок.
В результате изученного курса учащиеся cмогут:
- анализировать некоторые статистические данные;
- сформировать собственный взгляд на дальнейший выбор будущего образования.
Научатся:
- с помощью предложенных методов разрешать некоторые статистические проблемы;
- использовать исследовательскую деятельность для расширения своего кругозора;
- использовать компьютерные технологии для обработки статистических данных.
Календарно-тематический план курса
№ |
Тема занятий |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
|
Тема 1. Предмет и метод статистической науки |
2 |
|
|||
1 |
Статистика как наука. Предмет статистической науки. Методы статистики |
1 |
|||
2 |
Задачи статистики в условиях рыночной экономики |
1 |
|||
Тема 2. Статистическое наблюдение |
2 |
|
|||
3 |
Понятие о статистической информации. Основные организационные формы, виды и способы статистического наблюдения. |
1 |
|||
4 |
Программно-методологические вопросы статистического наблюдения |
1 |
|||
Тема 3. Статистическая сводка. Группировка. Таблицы |
6 |
|
|||
5 |
Понятия о статистической сводке |
1 |
|||
6 |
Методологические вопросы статистических группировок, их значение в экономическом исследовании |
1 |
|||
7 |
Задачи статистических группировок и их виды. |
|
1 |
||
8 |
Принципы выбора группировочного признака. Образование групп и интервалов группировки. |
|
1 |
||
9 |
Статистические ряды распределения. |
|
1 |
||
10 |
Статистические таблицы. |
|
1 |
||
Тема 4. Графический метод в изучении коммерческой деятельности. Классификация статистических графиков |
4 |
|
|||
11 |
Признаки статистических графиков. Диаграммы, картограммы, картодиаграммы. |
2 |
|||
12 |
Самостоятельная работа по теме: «Статистические графики» |
2 |
|||
Тема 5. Обобщающие статистические показатели |
3 |
|
|||
13 |
Абсолютные величины, их основные виды. |
|
1 |
||
14 |
Относительные величины, их значение и основные виды |
|
1 |
||
15 |
Самостоятельная работа по теме: «Абсолютные величины» |
|
1 |
||
Тема 6. Средние величины. |
4 |
|
|||
16 |
Сущность и значение средней величины. |
|
1 |
||
17 |
Виды средних и методы их расчета. |
1 |
|||
18 |
Структурные средние величины. |
1 |
|||
19 |
Самостоятельная работа по теме: «Средние величины». |
1 |
|||
Тема 7. Индексный метод в статистических исследованиях коммерческой деятельности |
3 |
|
|||
20 |
Статистические индексы и их роль в изучении коммерческой деятельности. |
1 |
|||
21 |
Индивидуальные и общие индексы |
|
2 |
||
Тема 8. Решение общей задачи линейного программирования |
4 |
|
|||
22 |
Задача о банке, задача о диете, задача об использовании ресурсов, транспортная задача |
|
|
4 |
|
23 |
Итоговая контрольная работа . |
2 |
|
||
Тема 9. Итоговый урок. |
4 |
|
|||
24 |
Презентация итоговых работ. |
4 |
Литература
1. А.В. Баскаков, О.Б.Баскакова «Математика. Статистика. Информатика» М.: ЗШ МИФИ 2000 год.
2. В.В. Ковалев, В.А.Уланов «Финансы и статистика».М.: 1994 год.
3. Е.И. Кочович «Финансовая математика. Статистика». М.:1996 год.
4. Г.И. Просветов «Математика в экономике». М.: РДЛ, 2004 год.
5. Е.М. Н.Е.Васильева «Финансовые экономические расчеты. Финансы и статистика». М.: Дело, 2001 год.
6. Е.М.Четыркин «Методы финансовых и коммерческих расчетов». М.: Дело Лтд 1995 год.
7. А.П. Черенков «Информационные системы для экономистов». М.: Экзамен, 2000 год.
8. П.Е. Данко «Высшая математика в упражнениях и задачах». М.: ОНИКС 21 век Мир и Образование, 2003 год.
! | Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать. |