1
Раздел 1. Теория культуры. Термин «культура»
Всего количество часов -6, 2 лекции, 1семинарское занятие
Тема 1.1 Предмет культурологи и ее место в системе гуманитарного знания
Цели: - дать понятие об основных этапах развития культурологи как науки; о многообразии использования термина культуры и ее понимание в различные исторические периоды;
- развить знания о предмете культурологи, ее методах, развить представления о роли культуры в общественном прогрессе.
План.
1. Вступление. Понятие термина «культурология».
2. Значение слова «культура».
3. Культура как система.
4. Функции культуры.
1.Сегодня, в резко меняющихся социальных условиях, небывало возрастают требования к личности специалиста любого профиля, не только к его профессиональной, но и в целом интеллектуальной, общекультурной, гуманитарной подготовке. Таким образом, большое значение имеют решения законодательных и правительственных органов РФ по развитию гуманитарного образования в высших и средних специальных учебных заведениях. Таким образом, появилась и новая гуманитарная дисциплина - культурология (в переводе с греческого - «наука о культуре».)
Явления культуры изучает множество наук: археология, этнография, история, социология, философия и др. Каждая из них создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования, и «образ культуры» в различных науках выглядит по-разному. Это объясняется специфическими интересами конкретных наук и разнообразием мировоззренческих позиций, с которых рассматривается культура.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ - это наука о формах и типах культуры, о тех механизмах, которые лежат в основе взаимодействия культуры, общества и человека. Культурологию интересует культура не только в своих эмпирических представлениях (искусство, религия и т.п.), а культура как таковая, как феномен общественной жизни в целом. Другими словами, культура является основным предметом этой науки.
2. Значение и происхождение слова «культура». Термин в современном значении вошел в обиход европейской социальной мысли со второй половины ХУШ в. Но латинское слово культура известно с древнейших времен с несколькими значениями: возделывание, обработка, уход, улучшение, воспитание. Его употребляли в трактатах и письмах поэты и учёные Древнего Рима.
Римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон (234-149 гг. до н.э.) написал трактат о земледелии, название которого по латыни звучало так - агрикультура. Он посвящён не просто обработке земли, а именно уходу за участком, что предполагает не только возделывание почвы, но еще особое душевное отношение к ней. Следовательно, слово «культура» еще на первых порах употребления означало не только способ обработки земли, Нои почитание, даже поклонение. Не случайно существует и родственное слово «культ». Видимо, со временем слово «культура» перешло на обозначение всего комплекса традиций и жизненного уклада людей и общества. Мы приходим к выводу, что термин «культура» изначально многозначен. Необходимо знать главные подходы определения понятия «культура», существующие в научной литературе. Их три: антропологический, социологический и философский.
Суть первого: признание равноценности всех культур на земле и самоценности культуры каждого народа, на каком бы этапе своего развития он ни находился. Любая культура, как и любой человек, уникальна и неповторима. В мире существует множество «локальных» культур, каждая из которых содержит свои ценности и обладает своим уровнем развития.
Суть второго: выявление специфических признаков культуры. Здесь культура трактуется как фактор организации и образования жизни какого-либо общества. При этом подразумевается, что в каждом обществе есть некие культуротворческие силы, направляющие его жизнь по организованному, а не хаотическому пути развития. К ним относятся прочные верования, ценности и нормы поведения.
Суть третьего. Данный подход к культуре имеет свою специфику. Большинство людей полагает, что знает значение понятия «культура», но при попытке его определить, обнаруживает, что в сущности ничего не может сказать. Дело в том, что философский подход не ограничивается описанием или перечислением явлений культуры. Он предполагает проникновение (с помощью мышления, понимания) в их сущность. В философской трактовке понятия культуры существует как бы два подхода раскрытия ее сущности.
1. Культура - это что-то рукотворное, вторая природа, созданная человеком. Понять сущность культуры можно только через призму деятельности человека. Культура не существует вне человека, она изначально связана с его трудовой деятельностью, со становлением самого человека. (Отечественные исследователи: В.М. Межуев, Э.С. Маркарян, Л.Н. Коган).
2. Римский оратор и философ Цицерон (1 в. до н.э.) использовал это слово в применении к духовности. Философию он считал культурой духа или ума. В немецкой, а затем и русской философской традиции Х1Х - начала ХХ в. Получило распространение понятие культуры как результата не всей деятельности человека, а лишь той, что связана с поиском смысла, открытиями духа (Кант, Шиллер, Гегель, Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин и др.) Другими словами, под культурой понимается лишь деятельность в сфере духовной жизни.
3. Итак, приходим к выводу о том, что культура имеет отношение буквально ко всем сторонам человеческой жизни. Культура - это результат всей и всякой (производственной, интеллектуальной, духовной) деятельности людей за время их существования на планете Земля. Это живой, единый организм. Это система.
Таким образом, второй вопрос понимания феномена культуры - это понимание ее как системы. Особенности данной системы: ей несвойственна четкая внутренняя организация, границы культурных явлений широки и неопределенны. Деление на виды и роды условны. Но их нужно знать.
1.В зависимости от рода деятельности людей культуру делят:
- на материальную - культура труда и материального производства, быта, места жительства, физическая культура и т.п.;
- на духовную - интеллектуальная, нравственная, художественная, правовая, педагогическая, религиозная и т.п.
2.Если за основу берется носитель культуры, то ее подразделяют:
- на мировую - синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населявших и населяющих Землю;
- на национальную - синтез культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества.
3.В соответствии с конкретными носителями выделяются виды культуры: городская, сельская, профессиональная, молодежная, классовая, сословная, семейная, отдельного человека.
4.Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной, фольклорной) и профессиональной (элитной, массовой) культуры.
5.Есть виды культуры, которые нельзя отнести ни к материальной, ни к духовной. Это так называемое вертикальное сечение культуры, пронизывающее всю ее систему - экономическая, политическая, экологическая и эстетическая культуры.
4. Основные функции культуры:
1.Человеческая, или гуманистическая. Это функция формирования самого человека, его духовности;
2.трансляции (передачи) социального опыта или информационная, Это функция исторической преемственности;
3.познавательная (гносеологическая). Культура, накапливая опыт и знания, дает возможность познания и освоения мира;
4.регулятивная (нормативная) - дает установки, нормы и правила поведения. Поддерживается моралью и правом;
5.семиотическая (знаковая) - дает возможность овладеть знаковой системой той или иной культуры, а значит, понимать культуры и свободно жить в ней. Язык - важнейший знак культуры. Специфические языки культуры - музыка, живопись, языки ЭВМ и т.п.;
6.ценностная (аксиологическая) - формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. С данной функцией тесно связан вопрос о культурных ценностях как особых категориях культуры. Культурные ценности - это те явления культуры, которые в данный период времени принимаются как наиболее значимые для жизни данного общества. Как это понимать?
Каждая сфера жизни людей имеет свои ценности: политика - политические, искусство - художественные, наука - интеллектуальные и т.п. Одни и те же предметы и идеи могут занимать разное положение в шкале ценностей у разных людей и социальных групп, т.е. культурные ценности разнообразны и не распространены равномерно среди всех членов общества. В современном развитом обществе, неоднородном по своему культурному составу, выделяют 4 уровня культурных ценностей:
1)общечеловеческие, или общезначимые, - ценность жизни, семьи, продолжения рода, любви, дружбы;
2)локально-групповые - конфессиональные ценности (христианские, мусульманские и др.);
3)сословные, или социально-классовые, - интересы и предпочтения людей в зависимости от их социального положения в обществе;
4)индивидуально-личностные - предметы и идеи, соответствующие вкусам и склонностям каждого человека, отобранные из тех, что имеются в окружающей его социокультурной среде.
Такое деление, конечно, условно. Культурные ценности не остаются в обществе неподвижными. Меняется человек, общество, меняются и предпочтения, вкусы.
Итак, мы познакомились с системой культуры, рассмотрели ее основные категории, ее структуру и функции, культурные ценности.
Подытоживая сказанное, хочу еще раз подчеркнуть: культура - исторически развивающаяся система, и поэтому важно постоянно иметь в виду исторический контекст этого явления. Культура Функционирует согласно собственным законам развития, которые не всегда можно объяснить с позиций социальных причин. Культура не переставала развиваться даже в самые неблагоприятные исторические периоды: в средние века, в годы тоталитарных режимов. В такие времена видоизменялись формы культурных явлений, достигая в отдельных своих проявлениях небывалых высот. Но во все времена ни одна новация в культуре не происходит без преемственности. В этом смысле любая культура одновременно традиционна и прерывна. Это единство прерывности и непрерывности позволяет выделить в развитии культуры определенные этапы, периоды, эпохи. Например, эпоха античной культуры и Возрождения. В русской истории - культура Киевской Руси, золотой век русской культуры Х1Х столетия и др.
Духовность и культура. В основе культуры средневековья лежит взаимодействие двух начал: варварской культуры и культурных традиций Западной Римской империи - права, науки, искусства, религии. В духовной сфере главная роль принадлежала христианству. Христианство наложило глубокий отпечаток на общественно-политическое, нравственное, интеллектуальное, художественное развитие европейской и мировой культуры. Идеология христианства содержала лозунг спасения мира, основанной на нравственной и социальной концепции (идеях любви, добра, справедливости, равенства, братства). Именно христианство на протяжении столетий обеспечивало культурное единство Западной Европы.
Эпоха Ренессанса, начавшаяся в 14-15 вв. в Италии. Под этим термином понималось тогда новое рождение, повторное открытие античного наследия. Сегодня Возрождение понимается как форма культурного подъема через обращение к классической древности. Возрождение связано с переворотом в мировоззрении европейцев 14-15 веков, произошедшим под влиянием нового прочтения античности.
В 18 в. гегемоном духовной жизни Европы становится Франция, а знаменем - Просвещение, вера в возможность прогресса на основе рационального преобразования общества. Главная идея просветителей - это вера в силу человеческого разума, поэтому в деятельности просветителей важное место занимает критика религии, церкви, которые препятствуют свободному развитию человека. Просветители считали, что главная причина человеческих несчастий состоит в невежестве людей. Следовательно, для устранения всех бедствий необходимо просвещать людей, - отсюда само название эпохи. Эпоху Просвещения часто называют веком философии, и, действительно, в это время именно она, а не религия, играет ведущую роль в духовной культуре общества. В концепции Ж.Ж. Руссо не исключается взаимосвязь культуры и цивилизации, однако цивилизация рассматривается как искусственный мир, созданный деятельностью людей. По Руссо, к культуре относится лишь собственное человеческое в цивилизации, а именно все то, что имеет разумное основание.
В разные культурные эпохи у разных народов формировалось свое понимание культуры. Так эллины видели в «пайдейе», т.е. «воспитанности», главное свое отличие от «некультурных» варваров. В послеримскую эпоху наряду с греческим представлением о культуре зародился иной комплекс значений - городской уклад социальной жизни. Это понимание жизни распространилось в средние века и приблизилось по значению к понятию «цивилизация».
Данную тему мы рассмотрим на следующей лекции.
Тест по теме.
1.Что изучает культурология как наука?
А) художественное творчество;
Б) формы организации социальных групп;
В) Интеллектуальную и духовную культуру;
Г) генезис, формы и типы культуры, ее функционирование в обществе;
Д) нормы и правила поведения в обществе.
2.Каково этимологически первое значение термина «культура»?
а) община, город, государство;
Б) возделывание, обработка, уход, улучшение, воспитание;
В) усовершенствование человеческого рода;
Г) умение мыслить, рассуждать;
Д) традиционное ведение хозяйства.
3.Какие главные подходы к определению понятия «культура» принято выделять?
А) естественнонаучный, психологический, биологический;
Б) исторический, политический, экономический;
В) антропологический, социологический, философский;
Г) социокультурный, эстетический, антропологический;
Д) экологический, экономический, социологический.
4.Кто из ученых дал первое научное определение культуры?
А) Л.Г.Морган;
Б) Н.А. Бердяев;
В) П.А. Сорокин;
Г) О. Шпенглер;
Д) Э.Б.Тайлор
5.Какое из предлагаемых определений культуры наиболее полно раскрывает ее сущность?
А) результат всей человеческой деятельности;
Б) нечто культовое, чему естественно поклоняться;
В) установленный или принятый порядок поведения, хорошие манеры, умение себя вести;
Г) просвещенность и совершенство вкуса;
Д) высокий уровень развития чего-нибудь.
6.В каком из приведенных делений культуры не подсистемы критерием является род деятельности людей?
А) мировая и национальная;
Б) городская, сельская, профессиональная, молодежная и т.д.;
В) материальная и духовная;
Г) экономическая, политическая, экологическая, эстетическая;
Д) язык, знания и убеждения, ценности, идеология.
7.Какая из перечисленных функций культуры является основной, формирующей все остальные?
А) информативно-трансляционная;
Б) ценностно-ориентирующая;
В) нормативно-регулятивная;
Г) гуманистическая, человекоформирующая;
Д) знаковая.
8.Что можно назвать культурными ценностями?
А) то, что возвышает человека над биологическими обстоятельствами его бытия;
Б) явления культуры, которые в данный период времени принимаются как наиболее значимые для жизни данного общества;
в) нечто культовое, чему естественно поклоняться;
г) энергетика духа, способ и форма его самоорганизации;
д) дорогостоящие предметы искусства.
9.Развернутое культурологическое определение цивилизации допускает все приведенные ниже толкования, за исключением одного - какого?
А) стадия развития, наступающая вслед за дикостью;
Б) технологическая культура общества;
В) материально-техническое обустройство человеческого бытия;
Г) западное общество;
Д) род человеческий, живущий на планете Земля;
Е) показатель уровня общественного и технологического развития.
10.Какая особенность развития культуры позволяет выделять в развитии того или иного культурного типа отдельные периоды, этапы, эпохи?
А) единство прерывности и непрерывности, традиции и новаторство;
Б) сочетание объективного и субъективного в историческом процессе;
В) разница между законами развития природы и общества;
Г) деятельность выдающихся исторических личностей;
Д) разнообразие форм человеческой деятельности.
Преподаватель ЕАТК ГА Онопко Л.В.
! | Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать. |