Для успешного осуществления задач в сфере борьбы с преступностью правоохранительные органы должны располагать не только общей концепцией на уровне страны, но и иметь ясное и полное представление о механизме влияния конкретных местных условий на состояние преступности в регионе. Разработка данной проблематики должна следовать по пути создания основ криминологического районирования и разработки организационно-методического обеспечения прогнозирования преступности и планирования ее предупреждения. Эффективность контроля над преступностью зависит от реалистичности предпринимаемых усилий. А это возможно лишь на основе объективного знания фактического состояния преступности и реальных результатов деятельности системы правоохранительных органов. Для этого правоохранительными органами должны на постоянной основе решаться две группы задач. Первая группа: реальная оценка криминологической обстановки, текущей, годовой, многолетней, и причиняемого преступностью физического, морального и материального ущерба людям, обществу, государству; определение основных тенденций преступности и ее различных видов; установление взаимосвязей между криминологическими показателями и сведениями о социальных, экономических, демографических, политических, правовых процессах в стране; составление многовариантных краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов преступности и возможных результатов борьбы с ней; оптимизация расчета сил, средств и бюджета, необходимых для удержания прогнозируемой преступности на социально терпимом уровне. Вторая группа: реальная оценка деятельности правоохранительных органов; определение и корректировка главных направлений правоохранительной деятельности; участие в разработке федеральных и региональных программ борьбы с преступностью и ее отдельными видами; участие в правотворческой деятельности по совершенствованию законодательства, на основе которого осуществляются контроль над преступностью, борьба с ней и ее предупреждение.
Организация криминологического прогнозирования преступности предусматривает:
а) сбор необходимой ведомственной и иной информации (статистические, демографические, экономические и иные данные);
б) определение сроков разработки прогноза;
в) установление форм взаимодействия между субъектами, осуществляющими прогнозирование.
В рамках работы по разработке прогноза возможно проведение и специальных исследований. В этих целях органы внутренних дел (штабы): определяют совместно с другими заинтересованными подразделениями органов внутренних дел потребности и тематику исследований, готовят заявки на их проведение; вносят руководству органов внутренних дел обоснованные предложения о необходимости привлечения для проведения исследований сторонних организаций (НИИ и др.) с приложением экономических расчетов; непосредственно участвуют в качестве соисполнителей совместно с другими подразделениями органов внутренних дел в проведении исследований, а также прогнозировании тенденций и процессов в оперативной обстановке; готовят совместно с научно-исследовательскими и образовательными учреждениями системы МВД России годовой прогноз развития криминогенной ситуации.
Криминологический прогноз состоит из следующих элементов: введение (цели прогноза); анализ и оценка криминогенной обстановки (в стране, субъекте Федерации, городе, населенном пункте, микрорайоне и т.д.); основные факторы, определяющие характер и развитие преступности в исследуемом регионе; собственно прогноз развития преступности; форма прогноза (текст - аналитический материал, схемы, диаграммы, графики). В современный период сроки, процедура и методы оценки преступности не регулируются какими-либо нормативными правовыми актами. Тем не менее на практике утвердились определенные традиции. Рассматривая оценку криминогенной обстановки как постоянный процесс познания состояния преступности, окружающей социальной среды и результатов функционирования правоохранительных и иных органов, методологически удобно этот процесс дифференцировать по следующим основным этапам:- сбор информации для анализа;- ее обработка;- анализ полученных данных и их оценка.
Сбор информации для анализа является исключительно ответственным этапом, поскольку на его протяжении решается ряд важных задач, предопределяющих целесообразность предстоящего исследования, правильность анализа и безошибочность оценки.
В этой связи первое место принадлежит определению цели предстоящего анализа, от которой зависит содержание информации, подлежащей сбору, основные направления анализа, его характер и методика. В качестве целей анализа могут рассматриваться как период, на который составляется прогноз, так и вид конечного документа, где будет использоваться прогноз (программа борьбы с преступностью, план работы МВД, УВД и т.п.). Столь же важно определить объем необходимой информации. Конкретный объем данных, необходимых для анализа и принятия решения, в каждом случае индивидуален, тем не менее практика накопила ряд требований, которыми следует руководствоваться при определении объема информации. К их числу относятся:- минимальность;- достаточность;- всесторонность.
Избыточность затушевывает основное содержание изучаемых явлений, засоряет информационный массив и влечет неоправданные затраты на его переработку. Недостаточность информации ведет к поверхностной, неглубокой оценке факторов, а отсутствие всесторонности приводит к однобоким решениям. Например, если разрабатывается годовой прогноз, то информация о преступности не должна быть меньше 5-7 предшествующих прогнозному году лет, если прогноз составляется на пять лет, то предыдущая криминологическая информация должна охватывать период в 10-15 лет.
Большое значение для правильного сбора информации имеет знание источников, откуда могут быть почерпнуты сведения о состоянии преступности и противодействующей ей системы. Их условно можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним можно отнести данные о преступности и общей правонарушаемости, регистрируемые в органах внутренних дел, и данные о результатах противодействия преступности - о количестве выявленных и задержанных лиц, подозреваемых в совершении преступлений, об их раскрываемости и иные данные. К внешним источникам относятся прежде всего данные о социально-экономической и демографической обстановке в исследуемом регионе, результаты изучения общественного мнения, а также иная информация, оказывающая существенное влияние на рост или снижение преступности.
Основным и наиболее достоверным источником о динамике, тенденциях и структуре преступности является государственная статистическая отчетность. Кроме того, разнообразные повседневные данные о характере преступлений и иных правонарушений, времени, месте и способах их совершения, лицах, их совершивших, отражаются в различных картотеках, журналах и разнообразных разовых документах - письмах (информациях) медицинских учреждений, сводках и др.
Обработка собранных исходных данных является весьма ответственным этапом работы, от которого зависит адекватность выводов фактическому состоянию. Он начинается, как правило, с оценки собранной информации, определения ее качества, полноты и достоверности. Наиболее полной и достоверной может быть признана та информация, которая в нормативном порядке поступает или собирается для включения в статистическую отчетность. Однако следует учитывать, что статистическая информация, формируемая в различных ведомствах, в силу специфики их деятельности или подходов к ведению статистики может оказаться несовпадающей, противоречивой и даже несопоставимой. Для криминологических прогнозов характерно наличие обратной информационной связи. Криминолог-прогнозист «движется» не только от настоящего к будущему, но и от будущего (взятого в качестве цели) к настоящему. Таким образом, можно увидеть отдельные этапы на пути к осуществлению желаемых изменений и установить связь между целью и имеющимися в наличии средствами и ресурсами; дать ответ на такие вопросы, как пригодность средств (экономических, социальных, организационных, культурных и др.) для сокращения преступности; способы и последовательность использования средств и т.д.
Посредством обратной связи устанавливается взаимодействие объекта и субъекта прогноза, которое затем, расширяясь, включает в себя и другие социальные коллективы (государственные органы, общественные объединения и пр.).
Наличие обратной информационной связи оказывает весьма полезный эффект в нескольких направлениях борьбы с преступностью:
а) позволяет осуществить обоснованную оценку существующих возможностей, средств и ресурсов, их интенсивности и результативности; сделать вывод о необходимости отказа от некоторых существующих форм вследствие их неэффективности и о создании новых форм, расширить сферу антикриминогенных воздействий в различных социальных областях, предоставив для этого необходимые средства и возможности;
б) помогает уточнить критерии эффективности организации борьбы с преступностью, эффективности работы органов, на которые возложены соответствующие задачи в данной области, а также критерии улучшения форм, методов, стиля этой борьбы;
в) содействует переориентации основных направлений в борьбе с преступностью в соответствии с требованиями будущего; таким образом общество подготавливается к встрече с новыми явлениями в данной области;
г) сам криминологический прогноз, сообразованный с целями борьбы с преступностью, служит стимулом к усилению этой борьбы, улучшению и совершенствованию деятельности специализированных органов, к повышению активности общественности, уровня организации борьбы с преступностью.
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}