В районных судах документы первичного учета карточной формы ведутся на подсудимых, уголовные и гражданские дела, на исполнительные производства (см. приложение). Очень важным документом первичного учета является карточка по учету сумм ущерба, причиненного преступлением имуществу различных форм собственности. При рассмотрении судебных дел в кассационной и надзорной инстанциях дела регистрируются также в учетно-статистических карточках (формы № 7, 10, 33, 34). По некоторым направлениям работы народных судов (рассмотрению материалов в порядке исполнения приговоров, дел об административных правонарушениях и др.) ведутся специальные журналы. Так, для учета материалов об административных правонарушениях в районных судах ведутся два журнала: один - для регистрации материалов о мелком хулиганстве, другой - для всех остальных материалов об административных правонарушениях. Регистрационные журналы, как и карточки, являются документами первичного учета. Учет административных правонарушений, рассмотрение которых отнесено к компетенции органов МВД, ведется как в журналах, так и в карточках. В учреждениях, исполняющих уголовные наказания, документами первичного учета являются: личное дело осужденного, учетная карточка на осужденного, ранее отбывавшего наказание в местах лишения свободы и вновь поступившего в данное учреждение, и др. Сведения для заполнения документов первичного учета берутся в основном из материалов уголовных и гражданских дел, судебных приговоров и решений. Ведомственными нормативными актами (инструкциями) установлены строгие правила и порядок их заполнения, обязательные для исполнения соответствующими должностными лицами (следователем, лицом, производившим дознание, районным судьей, судебным исполнителем и т.д.). Их соблюдение очень важно, поскольку документы первичного учета являются исходным материалом для составления высококачественной официальной статистической отчетности как первой и основной формы статистического наблюдения, широко используемой в науке и практике борьбы с преступностью. В связи со все большим внедрением механизации и компьютеризации в статистическую практику правоохранительных органов многие из документов первичного учета сконструированы с таким расчетом, чтобы они могли быть подвергнуты автоматизированной обработке на ЭВМ.
В систему органов юстиции, понимаемую в широком смысле, входят такие правоприменительные организации, как нотариат и судебно-экспертные учреждения, органы записи актов гражданского состояния и адвокатура. Эти организации также периодически представляют статистическую отчетность о своей деятельности на основе соответствующих документов первичного статистического учета.
Так, в нотариальных конторах (в том числе и частными нотариусами) статистическое наблюдение осуществляется по списочной форме, т.е. в одном реестре (списке) регистрируются сведения о всех нотариальных действиях (удостоверение сделок, доверенностей, завещаний, выдача свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов и т.д.). Формы реестров регистрации нотариальных действий, как и все нотариальное делопроизводство, устанавливаются Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой. В последние годы, особенно после принятия новых законов о собственности, земле, приватизации, Гражданского кодекса (двух частей), значительно расширилась сфера деятельности нотариата, появились новые виды гражданско-правовых отношений, требующих нотариального оформления, резко возросло общее количество нотариальных действий. Теперь визит к нотариусу становится обязательным во многих житейских делах. Новое законодательство возлагает на нотариусов удостоверение отчуждения квартир, жилых домов, дорогостоящего имущества, автотранспорта, В дальнейшем предстоит удостоверение сделок, связанных с приобретением права собственности на землю, землепользованием и землевладением. Законодатель отводит нотариусу очень важную роль в преобразовании отношений собственности на средства производства путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, в деле обеспечения правовой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в условиях формирования рыночных структур и отношений. Естественно, надлежащая постановка первичного учета всех нотариальных действий - важная гарантия обеспечения защиты как конституционных прав и интересов граждан и юридических лиц, с одной стороны, так и контроля за деятельностью нотариальных контор, с другой стороны. Органы записи актов гражданского состояния (загс), осуществляя статистическое наблюдение за демографическими процессами в стране, используют также списочные формуляры - книги регистрации актов гражданского состояния. Органы загса производят регистрацию семи видов актов: о рождении, смерти, заключении брака, расторжении брака, об установлении отцовства, усыновлении (удочерении), о перемене фамилии, имени, отчества. Книги регистрации актов гражданского состояния содержат в себе сведения, относящиеся к личности родившихся, умерших, вступивших в брак, расторгших брак. На основе информации, содержащейся в этих книгах, составляются статистические отчеты. Показатели статистических отчетов загсов имеют значительный познавательный интерес, на их основе проводится большая исследовательская работа демографами, социологами, юристами, экономистами и другими специалистами для подготовки предложений по разработке социальных программ.
Документами первичного учета в судебно-экспертных учреждениях являются учетные карточки по экспертному производству, регистрационные журналы и книги учета работы судебно-экспертных учреждений. Объем фиксируемой в них информации обеспечивает составление отчета о работе этих учреждений.
За полноту и правильность данных, вносимых в учетную документацию, несет ответственность эксперт. Для учета многогранной деятельности адвокатуры по оказанию юридической помощи физическим и юридическим лицам, в отправлении правосудия, в соблюдении конституционной законности во всех коллегиях адвокатов введены регистрационные карточки на совет, заявление, соглашение о ведении уголовных и гражданских дел. Эти документы, являясь основной формой финансовой отчетности адвокатов, служат одновременно и документами первичного статистического учета в юридических консультациях. Порядок заполнения документов первичного учета в указанных органах регулируется ведомственными инструкциями, согласно которым контроль за их ведением возлагается на руководителя соответствующего органа. Современная криминогенная ситуация свидетельствует, что, несмотря на отсутствие на территории бывшего СССР единого законодательного пространства, в странах СНГ сформировались организованные преступные группировки. Отсутствие границ, как и их прозрачность, способствует росту ненаказуемости преступности. В этой обстановке участники СНГ должны как можно быстрее на межгосударственном уровне урегулировать информационные отношения в области сбора, накопления, хранения и использования унифицированной информации (объединенных банков данных о преступлениях и лицах, их совершивших) в сфере обеспечения правопорядка. Кратко остановимся на статистической отчетности судебных органов, освещающей деятельность судов по рассмотрению уголовных и гражданских дел. Основным звеном судебной системы является районный суд, с которого и начинается формирование судебной статистической отчетности. Именно по этой причине отчетность районного суда - самая подробная по сравнению с отчетностью кассационной и надзорной инстанций. Районные суды представляют статистические отчеты в отделы юстиции исполнительных органов власти области (республики, края, области) по следующим основным формам:
- форма Ml - отчет о работе судов первой инстанции по рассмотрению уголовных дел;
-форма № 1-АГТ - отчет о рассмотрении судами дел об административных правонарушениях;
-форма № 2 - отчет о работе судов первой инстанции по рассмотрению гражданских дел;
-форма № 4 - отчет о работе судов по исполнению приговоров и решений.
Эти отчеты содержат такие показатели, по которым можно сулить не только о количестве и характере судебных дел, рассмотренных судами, но и об оперативности правосудия, профилактической работе судей, суммах материального ущерба от преступлений и т.д. Формы отчетности едины для судов различных категорий. Это обстоятельство обеспечивает единообразный подход к учету тех или иных социально-правовых фактов, объектов статистического наблюдения судов, что является важнейшим условием для статистического анализа. Областные (краевые, городские, автономных областей, окружные) суды также составляют статистические отчеты, в частности, по следующим формам:
- форма № 1 и форма № 2 - отчеты, аналогичные отчетам по этим формам районных судов, т.е. отчеты о рассмотрении уголовных и гражданских дел по первой инстанции;
- форма № 6 - отчет о работе по рассмотрению уголовных кассационных дел;
- форма № 7 - отчет о работе по рассмотрению гражданских кассационных дел; - форма № 8 - отчет о работе по рассмотрению уголовных надзорных дел;
- форма № 9 - отчет о работе по рассмотрению гражданских надзорных дел. Название статистических отчетов раскрывает их содержание.
По формам отчетов № 6-9 можно судить в определенной степени о качестве работы районных судов, так как их показатели содержат сведения об отмене, изменении решений и приговоров, вынесенных районными судами. Верховный Суд РФ составляет отчеты по аналогичным формам, что и нижестоящие суды, с той лишь разницей, что отчеты по формам № 8 и № 9 составляются раздельно о работе: а) пленума, б) президиума, в) судебных коллегий Верховного Суда РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998г. при Верховном Суде Российской Федерации учрежден федеральный государственный орган - Судебный департамент. На него возложено организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краев и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов всех инстанций в целях создания условий для полного и независимого осуществления правосудия. На одно из его структурных подразделений - управление (отдел) в центре и на местах возложена разработка научно обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппаратов судов, ведение их статистического и персонального учета, делопроизводства и работы архивов судов, а также ведение судебной статистики. При составлении сводного статистического отчета эти подразделения взаимодействуют с соответствующими управлениями (отделами) органов юстиции.
Статистическая отчетность органов юстиции (нотариальных контор, загсов, коллегии адвокатов и судебно-экспертных учреждений) так же, как и отчетность судов, предназначена для анализа состояния деятельности этих органов. Особая роль в сборе и обработке статистической информации о деятельности судов и органов юстиции наряду с председателями судов, секретарями и заведующими канцелярией судов отводится Министерству юстиции РФ, управлениям (отделам) юстиции субъектов Федерации, где в соответствующих аппаратах (отделах статистики и аналитических обобщений) наряду с отчетами районных судов сосредоточиваются отчеты всех органов и учреждений системы юстиции, а также статистические карточки на подсудимых по делам, рассмотренным всеми судами общей юрисдикции субъекта Федерации. По итогам обработки статистических карточек на подсудимых в министерствах (отделах) юстиции субъектов Федерации составляются следующие формы отчетности:
-форма № 10 - отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания (по приговорам и определениям, вступившим в законную силу);
- форма № 11 - отчет о месте, времени совершения преступления и составе осужденных;
-форма № 12 - отчет об осужденных несовершеннолетних;
-форма № 10-а - приложение к отчетам № 10-12, где содержатся сведения о числе осужденных по каждой статье УК РФ.
Как перечисленные, так и некоторые другие отчеты Минюста представляют наибольший интерес для анализа судимости, а также причин и условий, способствующих совершению преступлений, поскольку они содержат достаточно показателей как правового, так и социально-демографического, криминологического характера, необходимых для научно-практического изучения преступности. На их основе подготавливаются аналитические обзоры и вносятся предложения по улучшению деятельности судов и органов юстиции, а также по совершенствованию законодательства.
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}