Конспект лекций по предмету "Социология"


Религиозный социальный институт

Оглавление




Религиозный социальный институт





Страница 2



Что мы подразумеваем под словом религия? Герхард Ленски определяет религию как "систему верований о сущности сил, которые управляют в конечном счете судьбой человека, и связанных с ними ритуалов, исполняемых членами определенной группы". Однако данное определение представляется слишком широким; оно включает и другие системы верований, например коммунизм, социализм, светский гуманизм. Эти системы верований, играющие важную роль в жизни людей, не совсем соответствуют нашему обычному представлению о религии. Определение Рональда Л. Джонстоуна кажется более подходящим: "Религией называется система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным"
Джонстоун перечислил пять основных элементов, помогающих понять является ли религией система верований. Во-первых, религия предполагает наличие группы верующих. Хотя религия может быть связана с глубоко личным переживанием. Социологов интересуют религиозные группы и то, чем они отличаются от других групп в обществе. Исследование религии опирается на изучение определенных общностей например католиков, протестантов, иудаистов или таких организаций, как секты.
Во-вторых, религия ассоциируется с понятиями, которые считаются священными. Она проводит различие между предметами повседневной жизни и необычными явлениями - чудесами (вроде исцеления человека, находившегося в коматозном состоянии после несчастного случая и спасенного несколькими часами молитвы, или превращения Иисусом воды в вино). Эти явления становятся священными потому, что считаются связанными с чем-то сверхъестественным - с какой-то силой или существом, возможности которого не ограничены законами природы. В различных религиях существуют свои разные священные предметы и события. Для большинства американцев корова относится к категории предметов повседневной жизни, но индус считает ее священной: она связана с богом Вишну (именно поэтому членам секты Хари Кришна запрещено носить кожаную обувь).
В-третьих, религия подразумевает определенную совокупность верований - вероисповедание. Эти верования объясняют человеческую натуру, окружающую природу и сверхъестественные силы, которые считаются священными. Например, буддист из секты нихирен верит, что души людей могут достичь совершенства путем непрерывных перевоплощений, поэтому в системе мироздания жук не менее важен, чем президент.
В-четвертых, религия предполагает особую совокупность действий или ритуалов. Ритуалы - образцы поведения по отношению к священным и сверхъестественным силам (например, проходя мимо церкви, католик крестится или произносит молитву). Дюркгейм определил ритуалы как ценности, предписывающие, как людям следует себя вести в присутствии священных предметов. Сами ритуалы не заключают в себе религиозного смысла. Однако они приобретают религиозное значение, когда люди используют их в определенных ситуациях для выражения своей связи со священными силами. Например, в повседневной жизни вода употребляется для питья или принятия душа. Но при совершении обряда крещения она становится священной и символизирует вступление нового члена в религиозную общность.
Наконец, религия включает некоторые представления о праведном образе жизни. Большинство религий предписывают верующим систему заповедей, или норм, регулирующих поведение. Эти нормы определяют, как следует себя вести при различных обстоятельствах. В таких массовых и сложных религиях, как христианство, иудаизм или ислам, сформулированы четкие моральные принципы. Наверное, самый наглядный пример - десять христианских заповедей, запрещающих убийство, прелюбодеяние и другие грехи.
Как социологи классифицируют религии? Входит ли буддизм (Дополнение 3) в систему, включающую также и науковедение? Можно ли охарактеризовать христианство и учение Хари Кришны, употребляя одинаковые термины?
Лучше всего классифицировать религии по названиям, данным их приверженцами: протестантская, католическая, иудаистская, мусульманская и т.д.
Социологи разработали ряд систематичных способов классификации религий. Один из них - система эволюции от примитивных до современных вероучений. Впервые она была популярно изложена антропологами в конце XIX в. В начале XX в. эта система осуждалась, но социологи одобрили новую теорию, предложенную Робертом Беллахом.
Беллах классифицировал религии прошлого и настоящего времени, выделив пять категорий: примитивную, архаичную, историческую, раннемодерную и модерную. Эти категории не связаны с "прогрессом" - Беллах не считает, что более сложные религии совершеннее, чем простые. Они лишь описывают переход от простых форм религии к более сложным. Он учитывает самобытность каждой религии; не обязательно все они должны проходить в своем развитии одинаковые этапы; у некоторых религий могут быть черты, присущие двум или нескольким стадиям. Кроме того, не всегда на основе простых вероучений формируются более сложные - иногда наблюдается возврат к более ранним стадиям или отсутствие какого бы то ни было развития .
Макс Вебер классифицировал религии в зависимости от их подхода к спасению души. Какое поведение принесет после смерти вечное блаженство? Какое поведение обрекает на ад забвение? Вебер проанализировал различные воззрения спасение души, обратив особое внимание на два момента:
1) требует ли спасение души пассивного созерцания (мистицизма) или активного управления своей волей (аскетизма)
2) происходит ли спасение души в этом или в каком-то «ном мире (во внутреннем мире человека или вне его, в царстве небесном)? Согласно большинству восточных религий, спасение души обретается на основе мистицизма - индуисты занимаются к медитацией или йогой, буддисты воспевают духовное просветление. В западных религиях главное значение придается аскетизму, требующему самопожертвования и самодисциплины во имя высокого идеала. Когда мусульмане жертвуют любимой пищей и не занимаются делами в праздник рамадана (напоминающий великий пост), они проявляют аскетизм.
На основе этих подходов к спасению души, можно, несколько упрощая, составить классификацию основных религий мира. С одной стороны, принимается во внимание различия между этим и потусторонними мирами, с другой - между мистицизмом и аскетизмом. Конфуцианство, индуизм, иудаизм и католицизм отличаются друг от друга в зависимости от того, какие из этих особенностей преобладают.
Учение Конфуция предполагает спасение души в нашем, посюстороннем мире. Это мистическое вероучение призывает к созерцанию окружающего мира и достижению гармонии с ним. Индуизм также призывает к созерцанию, но главное в нем - вера в потустороннее перерождение душ.
Иудаизм подчеркивает значение активных действий -строгого ритуала. Окончательная награда воздается в этой жизни в результате божьей милости или гнева. И наконец, ранние христиане и католики придают главное значение загробной жизни; воскресение Христа - олицетворение веры в загробную жизнь; этот призыв к самопожертвованию, самоотречению овеян духом аскетизма.Пред. - След. »


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.