Конспект лекций по предмету "Социология"


Понимание личности

Социология личности является специфической и даже уникальной отраслью социологического знания. Почему? Потому, что в любой области социологии - экономической, политической, юридической или иной специальной социологической теории - на передний план, так или иначе, в том или ином контексте выступает проблема личности в ее экономических, политических и иных взаимодействиях с другими личностями, их общностями и обществом в целом.
Однако социология не является единственной наукой, изучающей человека и личность. Она входит в целую систему знания, где рассматриваются различные аспекты познания человека. Понятие «личность» употребляется в научной литературе в разных значениях; его содержание зависит от мировоззренческой позиции ученого и его профессиональной принадлежности.
Так, в философии личность рассматривается с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, общения, познания и творчества; заслугой философии является разработка деятельностного подхода как методологической основы для изучения природы и структуры личности в социологии.
Психологический подход позволяет исследовать личность как устойчивую целостность психических и социальных свойств, характерных для каждого отдельного человека; психология отражает строение «внутренней» стороны человеческой личности; социально-психологическая характеристика личности связана с изучением психологических процессов и механизмов ее включения в социальные группы и общности.
Антропологический подход связан, с одной стороны, с описанием жизненных форм, в которые включена личность посредством культуры, а с другой - с изучением типовых (базисных, модальных и пр.) характеристик и моделей личности, встречающихся в данном обществе и изменяющихся под воздействием институтов культуры.
В связи с этим, социология не может игнорировать влияние философских, психологических и антропологических концепций. Она впитала в себя многие традиции психологии и антропологии, породив тем самым междисциплинарные направления и подходы (например, психологическое направление и антропологическую школу в истории социологической мысли). Однако разнообразие рассмотренных научных подходов не должно заслонять особенностей собственно социологического познания личности.
В чем же заключается специфика социологии личности?
Социология в силу своего научного статуса изучает не человека вообще, а современное общество. Поэтому ее объект - не общество в человеке (как в социальной психологии), а человек в обществе, его место и роль.
Социология изучает человека не просто в его социальном качестве, т. е. как личность, что ее сближает с другими социальными науками, а в совокупности его институциональных связей с обществом. Человек как личность в реальной социальной жизни является представителем множества социальных институтов - семьи, школы, трудового коллектива или организации и т. д. Проблема социальной природы человека (наряду с проблемами культуры и социального взаимодействия) лежит в фундаменте общесоциологической теории.
Предметную область социологии личности составляет изучение социально-исторических и социально-культурных типов личности, а также социально-типических компонентов структуры личности, являющихся своеобразной кристаллизацией общественно необходимых функций, выполняемых индивидом в его взаимодействиях с другими индивидами и их общностями.
В целом, различие подходов в науках о человеке можно представить следующим образом (см. табл.).
Основные параметры научных подходов
Антропология
Психология
Социология


биологическая
социальная (культурная)




Объект изучения
Человек как вид.
Человек как субъект культуры и представитель общности или этноса
Человек как личность и индивидуальность (носитель психических качеств)
Человек как социальный агент (актер) и деятель
Главные явления человеческой жизни (предмет изучения)
Видовые особенности (инстинкты, реакции и пр.)
Культурные модели, стили и характеристики
Индивидуальные и социально-психологические особенности
Институциональные формы и модели: социальные статусы, роли и диспозиции
Факторы интеграции
Стадность (совместность природных условий жизни)
Культурная идентичность (общность стилей и паттернов)
Психологическая совместимость и общность целей и мотивации
Социальная идентичность и солидарность (единство норм)
Факторы дифференциации людей
Естественные (физические) различия
Культурные различия
Психические различия
Социальные различия как различия статусов и позиций
Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии.
Человек представляет собой многоуровневую систему, стороны которой фиксируются при помощи частных понятий. Он является одновременно биологической и социальной системой, социальной и психической системой. На этом этапе познания личность выступает как одно из системных свойств человека.
В качестве частных определений человека, имеющих системное происхождение, выступают «родовой человек», «индивид», «индивидуальность» и «личность».
Смысловые отличия указанных системных свойств или характеристик человека содержатся в различных формах активности - физической, психической и социальной.
В широком смысле активность - универсальная форма взаимодействия человека с миром, поведение - это как активное, так и пассивное отношение субъекта к миру, связанное, как правило, с его приспособлением к условиям среды, и, наконец, действие есть единичная форма деятельности, характеризующаяся активным, сознательным и предметно-преобразующим характером взаимодействия человеках миром.
Активность характеризуется, прежде всего, единством «внешней» формы и «внутреннего» содержания. Внешняя активность опосредует взаимодействие организма со средой, а внутренняя - отношения между его подсистемами. При этом поведение выражает процесс перехода внутренней активности во внешнюю, то есть внешне наблюдаемый и непосредственный актактивности. Психическая жизнь человека является выражением его «внутренней» активности.
Каждому состоянию активности, рассматриваемой в ее широком значении, соответствует определенное системное качество или свойство человека.
Человек рассматривается как целостное родовое существо, характеризующееся единством биологических, психических и социальных начал. С точки зрения биологической природы, он представляет собой организм - способ телесного (физическою или психофизического) существования человека.
Понятием «индивид» фиксируются его же психофизические и биосоциальные свойства, взятые вместе. Следовательно, этим понятием обозначаются переходные состояния человека от организма к личности. Индивид - это способ телесно-душевного существования человека как единичного представителя всего человеческого рода.
Понятие «личность» фиксирует в себе социальное качество человека, обусловленное его деятельностью.
Таким образом, взяв за основу философское понятие активности, выделяют ее разные системные свойства, которым соответствуют определенные типы (формы) активности: (1) организм (человек как носитель или субстрат психофизической активности); (2) индивид (человек как субъект «внешней» адаптивной активности, то есть поведения); (3) индивидуальность (человек как субъект «внутренней», психической, активности); (4) личность (человек как субъект адаптивно-адаптирующей, внешне-внутренней, сознательной и целенаправленной активности, т.е. деятельности).
Первый уровень относится к органической реальности, второй - к биопсихической и биосоциальной, третий - к собственно психической, четвертый - к психосоциальной.
Соотношение между понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность» и «личность» можно также выразить при помощи категорий общего (всеобщего), особенного и единичного.
Так, понятие «родовой человек» есть выражение всеобщего в человеческом бытии. Оно характеризует целостное единство биологических, психических и социальных (социокультурных) сторон жизнедеятельности человека. «Человек» выступает субъектом сущностных сил и способностей, выражающих его интегративные связи с природой, обществом и другими людьми.
Понятие «индивид» характеризует человека в его особенном измерении, т. е. как отдельного представителя человеческого рода. Это - биосоциальное существо, имеющее как типические, так и особенные черты. Индивид концентрирует в себе некоторые общие черты, присущие всему роду.
Понятие «индивидуальность» выражает единичное (индивидуальное качество или свойство) в человеке. Другими словами, индивидуальность есть единичность и уникальность человеческого бытия во всех его проявлениях. Данное понятие фиксирует в себе отличия людей на разных уровнях - биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом и социальном. В психологическом плане индивидуальность есть неповторимое своеобразие психологических особенностей характера, темперамента и различных психических процессов. В социологическом смысле индивидуальностью обладает личность как субъект социальных отношений. Это проявляется в индивидуальной манере или стиле: исполнения и проигрывания социальных ролей, в особенностях ролевого поведения личности в конкретных ситуациях взаимодействия.
Что же касается понятия «личность», то его смысловое содержание определяется деятельностью как специфическим человеческим способом существования и развития. Личность, как и человек вообще, есть целостное единство всеобщего, особенного и единичного. Однако в отличие от организма она существует и развивается на психологическом и социальном уровнях. Всеобщее в ней представлено родовыми социальными качествами, особенное - уникальными чертами, а единичное - конкретными свойствами, определяющими реальный облик отдельной личности.
Следовательно, понятие «человек» конкретизируется с точки зрения формально-логических связей в понятиях «родовой человек» (всеобщее), «индивид» (особенное), «индивидуальность» (единичное) и «личность» (общее, особенное и единичное).
Итак, социология личности представляет собой специальную социологическую дисциплину, исследующую личность как социально-типическое выражение и индивидуальное воплощение определенной системы общественных отношений и одновременно как социально-типического субъекта этих отношений.
Личность в социологии определяется, во-первых, как системное качество индивида, обновленное его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; во-вторых, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
В отличие от естественных наук социология изучает социальную природу человека, то есть подчеркивается неприродная (“надприродная”, социальная) сущность человека и индивида; а в отличие от других социальных наук (социальной антропологии, социальной психологии и пр.) она рассматривает человека в контексте институциональных связей, т. е. как представителя различных социальных институтов - устойчивых форм организации социальной жизни.


Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.