Французский либерализм
Падение Наполеона и возвращение бурбонов не остановило идейной борьбы, которая развернулась во Франции с 1789г. за утверждение в стране новых капиталистических отношений.
Дворянская аристократия, отстаивая феодальные начала, все же признала основные политико-юридические завоевания революции.
Буржуазия упорно боролась против реставрации сословных привилегий, защищала право частной собственности, хотя и признала отказ от республиканских завоеваний. Идеологию последней в первой половине 19 века выражали Б. Констан и А де Токвиль.
В идеологическом обосновании власти буржуазии важную роль сыграл Бенджамин Констан. В его лекциях и выступлениях 1767-1830 гг., объединенных в «Курс конституционной политики», изложены основные положения его либерального учения о государстве.
1. Проблема индивидуальной свободы.
Различаются античное и буржуазное понимание свободы. Первое связано с коллективным осуществлением полисной власти, непосредственным участием в управлении полисом и подчинением индивида публичной власти.
Второе - с личной независимостью, самостоятельностью, постоянным участием каждого индивида в отправлении функций государства.
Материальная и духовная автономия человека стоят у Констана на первом месте в практическом и политическом отношении. Организация политической жизни, институты государства вырастают на фундаменте прав личности и ассоциаций.
2. Соблюдении права - центральная задача деятельности политических институтов.
Государство не должно быть слабым. Жесткое определение пределов полномочий органов власти очерчивает разумный объем компетенции государственной власти. «Не нужно, чтобы правительство выходило из своей сферы, но власть его в этой сфере должна быть неограниченной».
Лучшее правление - конституционная монархия, «нейтральная власть», независимая от законодательной, исполнительной и судебной, и поэтому способная обеспечивать их кооперацию. «Король вполне заинтересован в том, чтобы ни одна власть не ниспровергала другую, а напротив, чтобы они взаимно поддерживали друг друга и действовали в согласии и гармонии».
Гарант индивидуальной свободы в государстве - право, противостоящее всякому произволу.
Правовые формы - «ангелы-хранители человеческого общества», способ бытия социальности, «единственно возможная основа отношений между людьми».
Алексис де Токвиль (1805-1859)
Работы: 1. «О демократии в Америке» 2. «Старый режим и революция»
Основные положения работ Токвиля:
1. Концепция демократии
В демократии он усматривал самое знаменательное явление эпохи. Демократия трактуется им как общественный строй, противоположный феодальному и не знающий сословных ограничений, устанавливающих баланс свободы и равенства.
Демократия основана на стремлении к свободе и равенству, но она сама должна контролировать это стремление, избегая социальных взрывов.
«Постепенное установление равенства есть предначертанная свыше неизбежность. Благоразумно ли считать, что столь далеко зашедший социальный процесс может быть приостановлен усилиями одного поколения. Неужели кто-то полагает, что, победив королей, демократия остановится перед буржуазией и богачами?».
Перспективы демократии и равенства понимались Токвилем как равенство общественного положения разных индивидов, равенство их стартовых возможностей в сферах экономической, социальной, политической жизнедеятельности.
По мнению Токвиля, люди предпочитают равенство свободе. Но порознь они не самодостаточны как условия подлинно человеческого бытия.
Демократия возможна только при тесном союзе (балансе) равенства и свободы.
А. де Токвиль критикует вульгарно-утилитаристские иллюзии. Он считает, что нельзя ожидать от свободы каких-то чудес, уподоблять её некоему рогу изобилия, способному в одночасье обеспечить всех и каждого массой благ. «Кто ищет в свободе чего-либо другого, а не её самой, тот создан для рабства».
Токвиль сравнивал исторический опыт Франции и США. Серьезной помехой свободе и демократии он считал чрезмерную централизацию власти.
Заслуга Токвиля в том, что он выделил политические основы демократии:
1. Разделение властей;
2. Местное (общинное) самоуправление как исток народного суверенитета. Местное самоуправление - школа демократии. Оно открывает дорогу к свободе и учит пользоваться ею, формирует политическое и правовое сознание);
3. Свобода печати;
4. Религиозная веротерпимость;
5. Суд присяжных;
6. Независимость судей;
7. Представительное правление (независимо от того, монархия это или республика).
Токвиль понимал, что ни равенство, ни свобода, взятые порознь, не являются самодостаточными условиями подлинно человеческого бытия. Токвиль - выдающийся теоретик демократии и одновременно либерал, который глубоко осмыслил истину, что либерализм должен пойти навстречу демократии.