Конспект лекций по предмету "Статистика национальной экономики"


Статистическое изучение рынка, методы его анализа и показатели

Средой хозяйственных процессов в условиях современной экономики является рынок. Рынком называют систему отношений субъектов ведения хозяйства при купле-продаже товаров и предоставления услуг, которая реализуется через инфраструктуру оптовой и розничной торговли. Статистическое изучение рынка проводится с целью определения сбалансированности товарной и денежной массы, анализа ресурсов и их использования, изучения спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг, обеспечение управления развитием ассортимента и качества товаров и услуг, разработки мероприятий государственного регулирования и защиты отечественного производителя.
При анализе рынка используют информационное обеспечение о состоянии и пополнении товарного ассортимента, товарных запасов, реализации заявок и заказов в отраслях ведения хозяйства, проведении оптовых ярмарок, функционировании товарных бирж, эффективности рекламной деятельности на новые товары и услуги и т. п. Для этого используют такие источники информации:
официальная государственная статистика для получения сведений об экономических и социальных процессах, которые позволяют оценить состояние рынка и его зависимость от отдельных факторов;
ведомственная статистика - о развитии и результатах деятельности отдельных министерств, ведомств, предприятий и организаций относительно поставок и заявок на товары, которые могут обосновать потребности рынка;
результаты выборочных обследований, опрос населения, потребителей, специалистов - о получении данных, которые отсутствуют в официальной государственной и ведомственной статистике (оценка потребительских качеств и ассортимента изделий и услуг по мнению населения, степень и характер неудовлетворенного спроса, мотивы поведения покупателей и др.);
мониторинг как специально организованное систематическое обследование для получения данных о регистрации результатов валютных торгов, аукционов;
экспертные оценки - о степени сбалансированности рынка, перспективах развития ассортимента товаров и услуг, приоритетах отдельных экономических и управленческих решений и т. п.
В анализе товарного рынка важная роль отводится учету требований отдельных групп потребителей. Дифференциация потребительских требований лежит в основе маркетинговой деятельности с учетом сегментации рынка. Под сегментацией рынка понимают деление рынка на отдельные части (сегменты) по признаку экономического поведения групп потребителей товаров и услуг. Оптимальными считают большие сегменты, с четко очерченными границами и прогрессивным спросом. Критерии сегментации разные для потребительского рынка (рынка продовольственных и непродовольственных товаров) и товарного рынка для товаров производственного назначения.
На основе сегментации рынка строится типология ассортимента, которая отвечает спросу определенных типов потребителей. С использованием рядов распределения, методов корреляционно-регрессивного анализа строят экономико-математические модели, которые применяют для анализа построенных структур рынка и оценки прогнозируемым структурам потребителей и их требований к количеству и качеству товаров.
Эффективным является проведение сегментации на рынке не только по потребителям товаров (услуг), но и по конкурентам. При этом осуществляют сравнительный анализ параметров, которые определяют успех товаров на рынке соответствующих характеристик, продуктов, услуг, цен на них, каналов сбыта, методов продвижения товаров на рынке.
Для характеристики товара на рынке оценивают его качество, главные технические параметры, престиж торговой марки, упаковку, уровень сервисного обслуживания, защищенность товара патентами и т. п.
Для оценки каналов сбыта используют данные о прямой доставке потребителям, доставке через посредников, запасах товаров у производителей и др.
При характеристике методов продвижения товаров на рынке определяют формы продвижения товаров по каналам торговли, эффективность рекламы, данные о ценах, сроки по виду платежа, условия кредита и другие финансовые условия о купле товара. Перечисленные параметры оценивают в баллах и дают оценку конкурентоспособности товара.
Для характеристики рыночных процессов применяют систему показателей, которые дают оценку таким факторам:
объем и структура спроса и предложения;
степень их сбалансированности на основе изучения соответствующих причинно-следственных связей в современном и будущем периодах;
показатели, связанные с производством (формирование предложения товаров, сбалансированность производства со спросом, соотношение производительности и оплаты труда);
показатели, связанные с распределением (часть фонда потребления в национальном доходе, предложения денежных доходов и товарной массы);
показатели, связанные с потреблением (объем и состав товарной массы, реализация на рынке).
На основании отмеченных факторов осуществляется анализ рынка. Процесс анализа рынка состоит из изучения таких вопросов:
товар и его возможности удовлетворить существующие и перспективные потребности потребителей;
рынок, его географическое положение, сегментация, структура, тенденция развития и т. п.;
потребители как существующие, так и возможные, их сегментация, потребности, степень удовлетворения потребностей, влияние на них определенных факторов;
конкуренты, их состав, методы и результаты их деятельности-
Показателями конкурентоспособности товара могут служить такие:
индекс конкурентоспособности товара
где П1, П0- часть товара в общем объеме производства за отчетный и базисный периоды;
коэффициент конкурентоспособности товара
где ГТ- групповой показатель по соответствующему предприятию.
Для обоснования тактики конкурентной борьбы на рынке продукции необходимо использовать такие границы преимущества коэффициента конкурентоспособности:
если преимущество по конкурентоспособности одного конкурента над другим до 30%, то это низкая конкурентоспособность товара;
если преимущество лежит в диапазоне 30-50%, то это отвечает стойкости товара на рынке;
преимущество в диапазоне 50-70% свидетельствует об успешной работе и необходимости наращивать темпы;
когда преимущество больше 70%, то можно контролировать рынок этого товара и работать над новыми разработками для сохранения новых позиций.
На основе анализа и изучения рынка характеризуют его конъюнктуру. Под конъюнктурой рынка понимают ситуацию, которая складывается на рынке и характеризуется соотношением между спросом и предложением, уровнем цен, товарных запасов и т. п. К элементам анализа конъюнктуры рынка относят:
динамику объемов производства, структуры, использование производственных мощностей, портфеля заказов;
спрос и потребление отдельных групп потребителей под воздействием ряда факторов;
товар, его сбыт, конкурентоспособность товара;
международную торговлю;
цены, их уровень, динамику, политику ценообразования.
При изучении конъюнктуры рынка определяют характер и возможности соотношения спроса и предложения, особенности реакции этих элементов рыночного механизма к изменению цен разных групп товаров. Характеризуют взаимное приспособление спроса и предложения таким понятие, как «ценовая эластичность спроса и предложения», под которым понимают степень их реакции на относительное изменение уровня рыночной цены. Количественная сторона этого понятия определяется коэффициентами эластичности.
Коэффициент ценовой эластичности спроса показывает, на сколько процентов изменился спрос при изменении цены на 1% и вычисляется по формуле:
где р0, р1 - цена товара соответственно в базисном и отчетном периодах; D0, D1 - объем спроса на товар соответственно в базисном и отчетном периодах.
Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает, на сколько процентов изменилось предложение товаров при изменении цены на 1%. Его рассчитывают по формуле:
где S0, S1 - объем предложения на товар соответственно в базисом и отчетном периодах.
Значения коэффициента эластичности.
На основании этих и других данных определяют виды конъюнктуры:
конъюнктура считается высокой, если ей отвечают относительное постоянство высоких цен и активность потребителей и поставщиков;
при низкой конъюнктуре наблюдается затоваривание рынка (когда предложение превышает спрос), снижение рыночных цен, сокращение доходов.
Анализ конъюнктуры рынка осуществляется на микро- и макроуровнях.
На микроуровне (уровни отдельных товаров на внутреннем рынке) анализ конъюнктуры рынка может проводиться при изучении таких факторов:
структуры потребителей; в поведения потребителей;
результатов поведения потребителей;
структуры рынка товаропроизводителей;
поведения товаропроизводителей;
результатов деятельности товаропроизводителей.
Структура потребителей изучается статистикой прежде всего путем анализа дифференциации населения по доходам (расходам). Показатели дифференциации доходов (расходов) позволяют определить покупательную способность и покупательную активность населения, а также привлекательность страны в качестве экспортного рынка. Статистическое изучение распределения населения страны и регионов по среднедушевому совокупному доходу проводится центральным статистическим органом страны (Госкомстатом) по данным выборочного обследования домохозяйств. Соответственно по доходам (расходам) определяется вместимость рынка как товарный эквивалент дохода.
Показатели покупательной способности и активности населения рассчитываются по формулам .
Результаты поведения потребителей изучаются статистикой посредством таких показателей:
уровнем и качеством потребления продовольственных товаров по калорийности, наличием микро- и макроэлементов, сбалансированностью питания по ингредиентам;
уровнем обеспеченности населения непродовольственными товарами;
уровнем качества жилья;
уровнем инвестирования экономики через вклады в банки;
уровнем потребления рыночных и нерыночных услуг (транспорта, связи, образования, охраны здоровья и т. п.).
SHAPE \* MERGEFORMAT
Структура рынка товаропроизводителей товаров и услуг рассматривается по основному виду деятельности отдельных предприятий для последующей их группировки в сектора экономики и отрасли.
Показателем рынка товаропроизводителей может быть конкурентная позиция i-го производителя Кп, которая рассчитывается как отношение части рынка i-го производителя d. к части конкурента - производителя rfmov, что составляет наибольшую часть в реализации продукции всей отраслью:
В формуле di - часть рынка i-го производителя, dmax - часть рынка конкурента - производителя наибольшей части в реализации продукции всей отраслью, qi - объем реализации i-го производителя в натуральном объеме, Σqi - объем реализации отраслью в целом.
Для определения границы рынка товара i-го производителя могут быть использованы коэффициенты перекрестной эластичности (или коэффициенты корреляции цен):
В формуле pA0, pA1 - цена товара А соответственно в базисном и отчетном периоде, pБ0, pБ1 - цена товара Б соответственно в базисном и отчетном периоде целом
Значение коэффициента перекрестной эластичности представлено в таблице 4.2.
Поведение товаропроизводителей изучается статистикой посредством показателей:
коэффициента ценовой эластичности предложения;
коэффициента использования производственных мощностей:
изменения спроса на кредитные деньги при изменении процентных ставок;
деловой активности;
инвестиционной и инновационной деятельности;
теневой деятельности;
части бартерных операций при изменении кредиторской или дебиторской задолженности и др.
Для анализа деловой активности предприятий центральные статистические органы могут проводить выборочные исследования.
Для более оперативного анализа можно использовать такой показатель деловой активности, как скорость оборота оборотных средств:
где п - количество оборотов оборотных средств; ОР - объем реализации продукции; J - средние запасы.
Результат деятельности товаропроизводителей статистикой оценивается по показателям валовой и чистой прибыли, соотношением прибыли Тс объему реализации или капитала к себестоимости (или валовой добавленной стоимости).
Анализ конъюнктуры рынка включает также изучение колебаний спроса под воздействием таких основных факторов, как природоклиматические, социально-бытовые; экономические и демографические. Построенный временной ряд с использованием методов корреляционно-регрессионного анализа можно анализировать по таким четырем компонентам:
построением тренда Т (линейного или криволинейного), который выражает основные тенденции в демографических процессах, капиталовложениях, технологиях;
колебанием объема сбыта К, когда временной ряд характеризуется достаточно постоянной амплитудой и периодичностью изменения; выделение циклической компоненты особенно важно при прогнозировании;
сезонность СН, показывающая колебание сбыта на протяжении года, которое регулярно повторяется; сезонность может быть связана с природоклиматическими, социально-бытовыми и экономическими факторами; для характеристики сезонных колебаний рассчитывают сезонную волну, в частности в виде ряда Фурье;
нерегулярность колебания сбыта Н под воздействием разных социальных потрясений, стихийных бедствий, других отклонений от нормальной ситуации.
Классификация статистических показателей макроэкономического спроса (предложения)
В случае изготовления производителями больше товаров, чем смогли продать, нереализованные товары будут зарегистрированы как прирост запасов материальных оборотных средств ДЗ со знаком (+) и в обратной ситуации - со знаком (-). Тогда макроэкономическая модель товарного рынка, которая описывает баланс предложения и спроса товаров и услуг, отвечает уравнению: Y + M = П + I ± ΔЗ + Э
С учетом того, что макроэкономический спрос (ВВП) равняется разности валового выпуска (ВВ) и промежуточного потребления (ПП), то уравнению (при добавлении ПП в левую и правую части уравнения) можно придать такой вид: ВВ + М = ПП + П + I ± ΔЗ + Э
Особенностью уравнения является то, что его можно использовать не только на макроуровне, но и на микроуровне (на уровне отдельных видов товаров) на товарном рынке. Уравнение на микроуровне применяется для сбалансирования национальных счетов и имеет название метода товарных потоков.
Существует также другой метод, который позволяет определить макроэкономическое равновесие на денежном уровне между спросом и предложением - метод денежных потоков. Он предусматривает тождественность показателей изъятия денег, с одной стороны, за счет сбережений (С), налогов (Л) и импорта (М) и поступления денег, с другой стороны, при валовом накоплении основного капитала (I), расходов органов государственного управления (Д), которые должны покрываться за счет налогов, и экспорта (Э), то есть: С + Л + М = I + Д + Э


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.