Конспект лекций по предмету "Системное программирование"


ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ:
КУРС ЛЕКЦИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Баталко Т.И., Милашевич Е.П.,
Лебедева С.В., Виноградова Т.Я.


Основы психологии и педагогики:
курс лекций для студентов
заочной формы обучения

ВИТЕБСК

ББК 88;74.00
О – 75
Рецензент:


ISBN 987-985-481-239-7



Курс лекций включает основные разделы, предусмотренные учебной программой по курсу «Основы психологии и педагогики», тематику контрольных работ, вопросы к экзамену и зачету, требования к написанию и оформлению контрольных работ, а также литературу по курсу.
Предназначен для самостоятельной подготовки студентов всех специальностей заочной формы обучения.


УДК 159.9+37.0(075.8)
ББК 88;74.00

ISBN 987-985-481-239-7 © Баталко Т.И., 2011
© Милашевич Е.П., 2011
© Лебедева С.В., 2011
© Виноградова Т.Я., 2011
© УО «ВГТУ», 2011


Содержание

ВВЕДЕНИЕ5
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ6
Раздел 1. введение в современную психологию8
1.1 Предмет изучения психологии на основных этапах ее становления
как науки 8
1.2 Система явлений, которые изучает психология 11
1.3 Отрасли психологии 13
1.4 Методы психологического исследования 15
1.5 Сознание как высшая форма отражения внешних и внутренних
явлений 20
1.6 Сознательное, предсознательное и бессознательное 21
1.7 Общая структура деятельности и поведения 21

Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ26
2.1 Ощущение. Виды ощущений 26
2.2 Восприятие. Общая характеристика восприятия 29
2.3 Внимание. Виды и основные свойства внимания 32
2.4 Память как психический процесс 34
2.5 Мышление как процесс 39
2.6 Воображение и его виды 42
Раздел 3. психология личности 46
3.1 Понятие о личности. Соотношение понятий «индивид», «индиви- дуальность», «личность» 46
3.2 Структура личности. Биологическое и социальное в личности 48
3.3 Половозрастные особенности личности 50
3.4 Психические свойства личности 52
3.5 Социализация личности 59
Раздел 4. социальное поведение человека65
4.1 Межличностные отношения 65
4.2 Общение как социально-психологическое явление 69
4.3 Виды общения 73
4.4 Понятие конфликта в современной психологии 75
4.5 Виды конфликтов 77
4.6 Причины конфликтов в организации 79
4.7 Способы разрешения конфликтных ситуаций 81
4.8 Взаимодействие людей в малых группах 85

Раздел 5. общие основы педагогики94
5.1 Основные этапы развития педагогической науки 94
5.2 Предмет педагогики. Ее связь с другими науками. Система
педагогических наук. Основные методологические принципы
педагогики, ее методы и категории 96
5.3 Образование в современных условиях как механизм развития
личности. Основные функции образования и соответствующие им
модели образования. Мировые образовательные тенденции.
Особенности системы образования в Республике Беларусь 98
5.4 Обучение как целенаправленный процесс развития личности.
Структура учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы,
цели, задачи и учебные действия 100
5.5 Воспитание как целенаправленное воздействие на личность
с целью формирования у нее определенных психических и
личностных качеств 102
5.6 Принципы и содержание семейного воспитания. Роль и функции
семьи в развитии, воспитании, социализации личности. Виды и типы
семей, особенности их влияния на воспитание детей. Пути, средства и
условия успешного воспитания в семье 106
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ113

ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ124
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ПСИХО
ЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ»127
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
И ПЕДАГОГИКИ»128
ЛИТЕРАТУРА130


ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия возросла популярность психологии и педагогики во всем мире. Это объясняется тем, что современность предъявляет особые требования к психологической культуре людей, к компетентности профессиональной деятельности, умению увидеть новые перспективы общения, эффективному обмену информацией, использованию своих ресурсов, чтобы справиться с новыми сложными задачами. В связи с этим курс «Основы психологии и педагогики» является обязательной дисциплиной в учебном плане подготовки студентов различных специальностей. Данный курс лекций по учебной дисциплине предназначен для самостоятельной подготовки студентов заочной формы обучения.
Целью курса лекций (данного издания) является обобщение и закрепление знаний, полученных на лекциях, овладение студентами научных понятий по дисциплине, формирование и развитие навыков и умений решения жизненных проблем.
Дидактическая задача курса лекций определила структуру и содержание работы. Она включает 5 разделов, предусмотренных учебной программой по «Основам психологии и педагогики», тематику контрольных работ, требования к написанию и оформлению контрольных работ, вопросы к экзамену и зачету, а также литературу по курсу.
При написании издания использованы современные и классические разработки в области психологии и педагогики.


Методические рекомендации для студентов

Уважаемые студенты! Для начала вам рекомендуется ознакомиться с целями и задачами изучения данной дисциплины и основными формами учебной работы,… Для системной работы с пособием студенту рекомендуется изучить информационные… Важным является овладение студентом научной терминологией по теме лекции, что обеспечивается через знакомство со…

Раздел 1. введение в современную психологию


1.1. Предмет изучения психологии на основных этапах ее становления как науки.
1.2. Система явлений, которые изучает психология.
1.3. Отрасли психологии.
1.4. Методы психологического исследования.
1.5. Сознание как высшая форма отражения внешних и внутренних явлений.
1.6. Сознательное, предсознательное и бессознательное.
1.7. Общая структура деятельности и поведения.

Ключевые слова: психология, душа, сознание, мировоззрение, индивид, психофизиологические лаборатории, бихевиоризм, условный рефлекс, психические свойства, психические состояния, отрасли психологии, методы психологического исследования, психика, мозг, личность, сознание, состояние, рефлексия, деятельность, субъект, потребность, действие, поведение, цель, мотив.






Предмет изучения психологии на основных этапах ее становления как науки

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея – смертная, обретшая бессмертие, –… Само слово «психология» от греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (изучение,… Психология имеет короткую историю, сформировавшись в конце прошлого столетия. Однако первые попытки описать…





Система явлений, которые изучает психология

Явления, изучаемые психологией и объединенные общими понятиями «умственная (психическая) деятельность», «поведение», условно можно разделить на:… Психические процессы охватывают:
1) познавательные процессы: ощущения и восприятия, память, воображение и мышление;






Отрасли психологии

Фундаментальные, или базовые, отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания психики и поведения людей независимо от того, какой… Наряду с ними выделяют прикладные отрасли науки, призванные исследовать… Отрасли психологии можно классифицировать и в зависимости от того, тяготеют они к биологическим наукам (отрасли…





Методы психологического исследования

Под методом следует понимать способ организации деятельности. В широком смысле к способам относятся и самые общие принципы, и вполне конкретные… В психологии для подтверждения или опровержения правомерности гипотезы… Наблюдение. Один из наиболее типичных способов работы исследователя – слежение за объектом (человеком, группой) в…





Сознание как высшая форма отражения внешних и внутренних явлений

§ внешний мир;
§ полноценная деятельность мозга;
§ взаимодействие с людьми.






Сознательное, предсознательное и бессознательное

Далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Происходит гармоничное взаимодействие сознания и…
· сознательное;
· подсознательное;
· …





Общая структура деятельности и поведения

Определим понятие деятельности. Деятельность – это активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство определенного продукта… В структуре деятельности вычленяются собственно деятельность и входящие в ее… В психологии выделяют различные виды деятельности: предметно-манипулятивную, игровую, учебную, трудовую и др. На…

Вопросы для обсуждения и размышления

2. Дайте определение психологии как науки.
3. В чем состоят различия между научной и житейской психологией?
4. Что относится к фундаментальным отраслям современной психологии?


Словарь терминов

Валидность теста –показатель, в какой мере он измеряет то качество (свойство, способность, характеристику), для оценки которого он предназначен.
Деятельность – активное взаимодействие человека с окружающей средой по… Душа –нематериальное, глубоко личностное начало в человеке, его внутренний мир как уникальное целое, остающееся…

Литература

1. Климов, Е. А. Общая психология. Общеобразовательный курс : учеб. пособие / Е. А. Климов. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
2. Общая психология : курс лекций / сост. Е. И. Рогов. – Москва, 1999.
3. Психология : учебник / под общ. ред. В. Н. Дружинина. – Санкт-Петербург, 2000.
4. Реан, А. А., Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – Санкт-Петербург, 2000.
5. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология : учеб. пособие / Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону, 2000.
6. Чеховских, М. И. Основы психологии : учеб. пособие / М. И. Чеховских. – Минск, 2002.
7. Ительсон, Л. Б. Лекции по общей психологии : учеб. пособие / Л. Б. Ительсон. – Москва, 2002.
8. Годфруа, Ж. Что такое психология. В 2 т. / Ж. Годфруа. – Москва, 1996.
9. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введению в общую психологию / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва, 1998.
10. Немов, Р. С. Психология : учебник для высших пед. уч. заведений. Кн.1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – Москва, 1998.
11. Общая психология / под ред. В. В. Богословского [и др.]. – Москва, 1981.
12. Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах / Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону, 1999.

Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Ощущение. Виды ощущений.
2.2. Восприятие. Общая характеристика восприятия.
2.3. Внимание. Виды и основные свойства внимания.
2.4. Память как психический процесс.
2.5. Мышление как процесс.
2.6. Воображение и его виды.

Ключевые слова:психический процесс, ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, классификация.






Ощущение. Виды ощущений

Задачей психологии является исследование психических явлений, к которым обычно относят психические процессы.
Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных… Психические процессы в общем и целом выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека, при помощи которых…





Восприятие. Общая характеристика восприятия

Любое ощущение для нас – это ассоциация с ранее запомненным предметом или каким-либо его признаком. Именно поэтому, когда мы говорим «видеть», мы не… Таким образом, восприятие–это психический процесс осмысленного отражения… Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их…





Внимание. Виды и основные свойства внимания

Одним из основных принципов психологии является принцип единства сознания и деятельности. Однако степень осознания человеком его действий и… Человек не может одновременно воспринимать все окружающие его раздражители,… Внимание – это избирательная направленность сознания субъекта на объект, ее сохранение и поддержание в течение…





Память как психический процесс

Психическое развитие человека возможно потому, что он сохраняет приобретенный опыт и знания. Именно благодаря памяти осуществляется связь прошлого с… Память – это психический процесс получения, хранения и воспроизведения… Память, как и все другие психические процессы, носит характер деятельности. Запоминает ли человек, вспоминает ли,…





Мышление как процесс

Мышление – это психический процесс, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности в ее связях и отношениях.
Мышление является предметом комплексных, междисциплинарных исследований. В… Физиология изучает мозговые механизмы, с помощью которых реализуются акты мышления. Психология рассматривает мышление…





Воображение и его виды

Воображение тесно связано с мышлением и характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.
Воображение – это психический процесс создания нового образа или идеи, это… Выделяют следующие виды воображения:


Словарь терминов

Аккомодация–перестройка механизмов восприятия таким образом, чтобы новая информация, недостаточно согласованная с органами чувств, была усвоена,… Анализатор–орган, обеспечивающий образование ощущений и восприятий; термин… Апперцепция–зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека.


Вопросы для обсуждения и размышления

1. Как связаны между собой основные познавательные процессы (ощущение, внимание, память, мышление)?
2. Можно ли взаимосвязь памяти и мышления объяснить путем использования… 3. Почему в межличностных отношениях важно учитывать индивидуальные различия восприятий?


Литература


1. Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики : учеб. пособие / Н. А. Березовин, В. Т. Чепиков, М. И. Чеховских. – Минск, 2004.
2. Бороздина, Г. В. Основы психологии и педагогики : учеб. пособие / Г. В. Бороздина. – Минск, 2004.
3. Вайнштейн, Л. А. Общая психология : учеб. пособие / Л. А. Вайнштейн [и др.]. – Минск, 2005.
4. Вайнштейн, Л. А. Психология восприятия / Л. А. Вайнштейн. – Минск, 2005.
5. Годфруа, Ж. Что такое психология : в 2 т. / Ж. Годфруа. – Москва, 2004.
6. Ефимова, Н. С. Основы общей психологии : учебник / Н. С. Ефимова. – Москва, 2007.
7. Козубовский, В. М. Общая психология : познавательные процессы : учеб. пособие / В. М. Козубовский. – Минск, 2004.
8. Кроль, В. М. Психология и педагогика : учеб. пособие для студ. техн. вузов / В. М. Кроль. – Москва, 2001.
9. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – Санкт-Петербург, 2001.
10. Немов, Р. С. Общая психология : краткий курс / Р. С. Немов. – СПб., 2009.
11. Петровский, А. В. Психология : учебник для студ. вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Москва, 2001.
12. Пронина, Е. Н. Психология и педагогика : учебник для вузов / Е. Н. Пронина, В. В. Лукашевич. – Москва, 2004.
13. Психология : курс лекций : в 2 ч. / под общ. ред. И. А. Фурманова, Л. Н. Дичковской, Л. А. Вайнштейна. – Минск, 2002. – Ч. 1.
14. Психология : учеб. для техн. вузов / под общ. ред. В. И. Дружинина. – Санкт-Петербург, 2000.
15. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург, 2008.
16. Старовойтенко, Е. Б. Современная психология : формы интеллектуальной жизни / Е. Б. Старовойтенко. – Москва, 2001.
17. Чеховских, М. И. Основы психологии / М. И. Чеховских. – Минск, 2002.


Раздел 3. психология личности

3.1. Понятие о личности. Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность».
3.2. Структура личности. Биологическое и социальное в личности.
3.3. Половозрастные особенности личности.
3.4. Психические свойства личности.
3.5. Социализация личности.
3.1 Понятие о личности. Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность»
В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Она не является сугубо психологической и изучается, по существу, всеми общественными науками. Личность – сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Она – продукт общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития – с другой.
Понятие личности начало складываться в древности. Слово личность ("personality") в английском языке происходит от латинского "persona". Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Впоследствии термин "личность" стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни. Психология под личностью понимает конкретного человека, являющегося представителем определенного общества, национальности, класса, коллектива, занимающегося каким-либо видом деятельности, осознающего свое отношение к окружающему и наделенного индивидуальными психическими особенностями. В определении личности следует выделить, прежде всего, ее общественную сущность.
Термин "личность" употребляется только по отношению к человеку, и притом, начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим "личность животного", "личность новорожденного". Мы всерьез не говорим о личности двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои наследственные особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения. Личность есть относительно поздний продукт онтогенетического развития (С.Л. Рубинштейн).
До настоящего времени точного определения понятия «личность» не существует. Лаконично об этом не скажешь, объяснение «потянет» на несколько страниц и все равно не будет корректным и исчерпывающим. Врачи, психологи, педагоги используют этот термин, имея в виду неповторимое сочетание свойств каждого и то впечатление, которое человек производит при общении. При этом подразумевается, что облик человека и его индивидуальные черты как заданы природой, так и являются результатом влияния среды, социальных отношений, воспитания. Кто-то считает, что личностями можно назвать только людей, достигших выдающихся результатов в определенной области – искусстве, литературе, науке, политике. Леонардо да Винчи, Ф.М. Достоевский, Колумб, Наполеон, Петр Первый, Эйнштейн... Этот список можно продолжать до бесконечности. Однако неповторимой личностью с определенным набором душевных качеств, со свойственными только этому субъекту талантами, направленностью интересов является любой человек, независимо от его социального статуса. Личность – это конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием.
Наряду с понятием «личность» в науке нередко употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Рассмотрим их отличия. Человек как вид – это представитель вполне определенного биологического вида (вида живых существ), отличающийся от других животных конкретными специфическими особенностями и уровнем физиологического и психологического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, говорить и принимать решение, контролировать свои действия, поступки, эмоции и чувства. Индивид – человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.
В понятии человека как индивида выражаются два основных признака:
1) человек – это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт;
2) отдельный представитель человеческой общности, выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.
Человек рождается человеком, но личностью он становится в процессе общественной и трудовой деятельности. Каждый индивид обладает индивидуальностью.Индивидуальность – своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, эмоциональной и волевой сферах, интересах, потребностях и особенностях человека. Личность также обладает индивидуальностью. Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями.
Человек как личность с точки зрения психологии характеризуется:
§ развивающимся самосознанием, являющимся основой формирования умственной активности, самостоятельности личности в ее суждениях и действиях и ориентированным, прежде всего, на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни;
§ активностью – стремлением выйти за пределы реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний, расширить сферу деятельности;
§ наличием Я-образа – системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.;
§ направленностью – устойчивой системой мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений и т.д.;
§ способностями, свойствами и качествами, обеспечивающими успешность выполнения определенной деятельности;
§ характером, представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обусловливающих типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования.
Можно сказать, что личность – это системное качество индивида, которое формируется во взаимодействии социальным окружением. Это взаимодействие осуществляется в трёх основных формах: общении, деятельности, познании.

3.2 Структура личности. Биологическое и социальное в личности

Попытки определить структуру личности, ее составные части предпринимались давно. Так как данный предмет изучения, являясь одним из проявлений психики, нематериален и его нельзя потрогать руками, то у разных авторов, в разных психологических направлениях понятие структуры личности разное. Это зависит от того, что понимать под личностью. Психология прошла ряд этапов, начиная с понимания личности как души, заканчивая пониманием личности как человека. В трудах отечественных психологов вопрос о личности и ее структуре теоретически обоснован, создана стройная научная система.
В динамической концепции развития К.К. Платонова предложена следующая структура личности:
1-я подструктура называется направленностью личности. Сюда входят: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют врожденных задатков, а полностью социально обусловлены и формируются путем воспитания. Наиболее активной и устойчивой формой направленности являются убеждения. Совокупность их составляет мировоззрение человека, которое может быть пассивным — просто имеется в наличии. Но в подструктуру направленности входит и воля — она-то и может придавать убеждениям активный характер, способствуя их воплощению в жизнь.
2-я подструктура называется опытом. Она объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в обществе путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически и даже генетически обусловленных свойств человека. Не все входящие сюда свойства можно рассматривать как свойства личности. Только начинающийся формироваться навык или однократное действие еще не свойство личности. Но типичные для данного индивида проявления, так же как и закрепленные знания, навык и тем более умение и привычка — уже, бесспорно, свойство личности. Опыт также может быть пассивным «мертвым грузом». Но благодаря отдельным волевым навыкам он может стать активным, когда знания и умения не просто «знаемые», но и используемые.
3-я подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов (функций): памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Ведь у всех нас разная память, эмоции, восприятие и т.д. Эти индивидуальные особенности, закрепляясь, становятся чертами личности. У кого-то — «тонкое восприятие искусства», у другого — «дырявая» память, у третьего — «шквал эмоций из-за пустяка». Все составляющие этой подструктуры формируются путем упражнения, то есть частоты и способа использования данной функции. Так как эмоции и ощущения свойственны и животным, то можно говорить, что в личностных чертах 3-й подструктуры биологический компонент начинает преобладать над социальным.
4-я подструктура объединяет свойства темперамента, или типологические свойства личности (как принадлежащей к какому-то типу). Они почти полностью зависят от физиологических свойств мозга: скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и. т.п. Сюда же относятся половые и возрастные свойства, а также особенности личности, вызванные какой-то патологией (болезнью). Эти биологически обусловленные черты с трудом поддаются изменениям, но иногда возможно формирование нужной черты путем тренировки. Активность подструктуры темперамента определяется силой нервных процессов; если у вас слабость нервных процессов, то у вас будет «слабый» тип нервной системы и тип темперамента с более пассивным поведением.
Таким образом, социальное и биологическое в человеке рассматривается в диалектическом единстве. Биологический фактор определенным образом влияет на формирование личности. Так, генетически передаются особенности нервных процессов возбуждения и торможения, что определяет своеобразие типа высшей нервной деятельности человека, такие анатомо-физические особенности, как рост, отчасти телосложение, вес и другие. Однако эти биологические особенности не являются определяющими в личности, а в этом единстве в качестве основных и определяющих выступают социальные факторы.
В заключение стоит отметить, что ни отдельные черты личности, ни личность в целом не остаются неизменными в течение жизни человека. Но изменения личности могут быть связаны не только с ее развитием в результате взросления, но и с социальным распадом, со старческой деградацией и с патологическим развитием. Изменяться человек может как в лучшую, так и в худшую сторону. Кроме того, изменчивость черт личности зависит от компенсации одних, недостаточно развитых черт личности, другими, и от изменения способов и степени этой компенсации. Таким образом, структура личности является динамической — изменяющейся, а не статической (неизменной).






Половозрастные особенности личности

Многообразие общественных отношений, вступая в которые живет и действует современный человек, требует от него существенного расширения “ролевого… Жестко закрепленная социальная половая роль, ее точное соблюдение, будучи… Социальная адекватность человека, его полноценная жизнь предполагают, таким образом, не подчинение социальным ролям и…





Психические свойства личности

Проблеме темперамента уже более 25 столетий. Интерес к ней связан с очевидностью индивидуальных различий между людьми. Психика каждого человека… К биологическим обусловленным подструктурам личности относится прежде всего… При всем разнообразии подходов к проблеме ученые и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на…

Типы темпераментов

1. Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции… 2. Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние… 3. Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и…





Социализация личности

Социализация(лат. solialis – общественный) – это особый процесс включения индивида в общество, результат усвоения и активного воспроизводства им… Понятие «социализация» было введено в 40-е годы XX в. А. Доллардом и Дж.… В отечественной социальной психологии существует узкое и широкое толкование социализации. Такой подход к ее пониманию…

Вопросы для обсуждения и размышления

1. В чем основное различие между понятиями «индивид», «индивидуальность», «личность»?
2. Какой смысл вкладывают в понятия «личность мужчины» и «личность женщины»?
… 3. Какие факторы обусловливают формирование личности индивида?


Словарь терминов

Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее… Личность – 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной… Развитие личности – процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его…

Литература


1. Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики : учеб. пособие / Н. А. Березовин, В. Т. Чепиков, М. И. Чеховских. – Минск, 2004.
2. Бороздина, Г. В. Основы психологии и педагогики : учеб. пособие / Г. В. Бороздина. – Минск, 2004.
3. Вайнштейн, Л. А. Общая психология : учеб. пособие / Л. А. Вайнштейн [и др.]. – Минск, 2005.
4. Годфруа, Ж. Что такое психология : в 2 т. / Ж. Годфруа. – Москва, 2004.
5. Ефимова, Н. С. Основы общей психологии : учебник / Н. С. Ефимова. – Москва, 2007.
6. Кроль, В. М. Психология и педагогика : учеб. пособие для студ. техн. вузов / В. М. Кроль. – Москва, 2001.
7. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – Санкт-Петербург, 2001.
8. Немов, Р. С. Общая психология : краткий курс / Р. С. Немов. – Санкт-Петербург, 2009.
9. Петровский, А. В. Психология : учебник для студ. вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Москва, 2001.
10. Пронина, Е. Н. Психология и педагогика : учебник для вузов / Е. Н. Пронина, В. В. Лукашевич. – Москва, 2004.
11. Психология : курс лекций : в 2 ч. / под общ. ред. И. А. Фурманова, Л. Н. Дичковской, Л. А. Вайнштейна. – Минск, 2002. – Ч. 1.
12. Психология : учеб. для техн. вузов / под общ. ред. В. И. Дружинина. – Санкт-Петербург, 2000.
13. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург, 2008.
14. Чеховских, М. И. Основы психологии / М. И. Чеховских. – Минск, 2002.


Раздел 4. социальное поведение человека



Без многого может обходиться человек,



Но только не без человека

4.1. Межличностные отношения.
4.2. Общение как социально-психологическое явление.
4.3. Виды общения.






Межличностные отношения

Человек не может жить обособленно. На протяжении всей своей жизни мы вступаем в контакт с окружающими нас людьми, формируем определённые… Общественные отношения – основа существования общества, т.е. материальные,… Характер, содержание и особенности общественных отношений во многом обусловлены спецификой и обстоятельствами самого…





Общение как социально-психологическое явление

Термин «общение» всё чаще встречается в педагогической, философской, социологической, психологической литературе, в периодической печати. Этот… Общение – это по большей мере импровизация. Но импровизировать на пустом месте… Недаром говорят, что общение – это одновременно наука и искусство. С одной стороны, это установленные наукой факты и…





Виды общения

1. По средствам общение может быть:
§ Непосредственное – исторически первая форма контактов людей друг с другом.… § Опосредованное– это психологический контакт при помощи специальных средств и орудий. Это или природные предметы…





Понятие конфликта в современной психологии

Конфликты существуют ровно столько, сколько существует человек, так как возникают они только в процессе общения людей. Большую часть времени человек… Структура конфликта. Кроме того, каждый конфликт имеет также более или менее… Стадии конфликта. Несмотря на свою специфику и многообразие, конфликты имеют в целом общие стадии протекания:…





Виды конфликтов


Признак классификации
Виды конфликтов
По действию на функционирование группы / организации
· …
Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы…





Причины конфликтов в организации

Недостаточная согласованность и противоречивость целей отдельных групп и работников. Чтобы избежать конфликта, необходимо уточнить цели и задачи… Устарелость организационной структуры, нечеткое разграничение прав и… - сам ранжировать поступившие приказы по степени их важности;






Способы разрешения конфликтных ситуаций

На первом этапе требуется осознать и проанализировать конфликтную ситуацию. Для этого необходимо определить причину и цели конфликта (уделяя… Для своевременного распознавания конфликта и принятия правильного решения… · Как воспринимается проблема противной стороной?






Взаимодействие людей в малых группах

Каждая группа формируется и развивается по-своему. Вместе с тем в развитии различных групп могут быть выявлены некоторые общие закономерности. Любая… Начальная стадия формирования. Эта стадия, как правило, характеризуется… Внутригрупповой конфликт. Вторая стадия развития группы обычно характеризуется развитием внутригруппового конфликта.…

Вопросы для обсуждения и размышления

2. Чем отличается способность слушать от способности слышать?
3. Чем отличается восприятие людьми предметов от восприятия человека… 4. От чего зависит первое впечатление о человеке?


Словарь терминов

Аффилиация – стремление человека быть в обществе других людей.
Групповая идентификация — отождествление себя с обобщенным образом члена… Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков…

Литература

1. Андреева, Г. М. Социальная психология : учеб. пособие для вузов / Г. М. Андреева. – Москва : Аспект Пресс, 2001.
2. Анцупов, А. Я. Конфликтология : учебник для вузов / А. Я. Анцупов [и др.]. – Москва : ЮНИТИ, 1999.
3. Бабосов, Е. М. Конфликтология / Е. М. Бабосов. – Минск, 2000.
4. Вишнякова, Н. Ф. Конфликтология : учеб. пособие / Н. Ф. Вишнякова. – Минск : Университетское, 2002.
5. Ворожейкин, И. Е. Конфликтология / И. Е. Ворожейкин. – Москва, 2002.
6. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – Санкт-Петербург, 2000.
7. Дыгун, М. А. Социальная психология в схемах, понятиях и персоналиях / М. А. Дыгун, Т. Ф. Лутович. – Мозырь : Содействие, 2006.
8. Крысько, В. Г. Социальная психология : словарь-справочник / В. Г. Крысько. – Минск: Харвест, 2001.
9. Куницина, В. Н. Межличностное общение : учебник для вузов / В. Н. Куницина, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. – Санкт Петербург : Питер, 2001.
10.Основы психологии и педагогики : практикум для студентов всех специальностей и всех форм обучения / И. Г. Шупейко [и др.]. – Минск : БГУИР, 2008.
11.Психологические основы поведения в конфликте / автор-составитель И. И. Семёнов. – Мозырь : Содействие, 2007.
12.Нартова-Бочавер, С. Психология личности и межличностных отношений / С. Нартова-Бочавер. – Москва : ЭКСМО-Пресс, 2001.
13.Шейнов, В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение / В. П. Шейнов. – Минск, 1996.




Раздел 5. общие основы педагогики

5.1. Основные этапы развития педагогической науки.
5.2. Предмет педагогики. Ее связь с другими науками. Система педагогических наук. Основные методологические принципы педагогики, ее методы и категории.
5.3. Образование в современных условиях как механизм развития личности. Основные функции образования и соответствующие им модели образования. Мировые образовательные тенденции.Особенности системы образования в Республике Беларусь.
5.4. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Структура учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы, цели, задачи и учебные действия.
5.5. Воспитание как целенаправленное воздействие на личность с целью формирования у нее определенных психических и личностных качеств.
5.6. Принципы и содержание семейного воспитания. Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности. Виды и типы семей, особенности их влияния на воспитание детей. Пути, средства и условия успешного воспитания в семье.

Ключевые слова:дидактика, методы, категории, принципы педагогики, образование, обучение, воспитание, социализация, индивидуализация, социальное пространство.





Основные этапы развития педагогической науки

Начиная с древних времен человек опытным путем приобретал знания в области воспитания, обучения, образования. Эти знания и опыт передавали от… Свое название педагогика получила от греческого слова «пейдагогос» («пейда» –… В Древней Греции педагогами называли рабов, представленных к детям господ. Они обязаны были сопровождать их в школу,…





Образование в современных условиях как механизм развития личности. Основные функции образования и соответствующие им модели образования. Мировые образовательные тенденции. Особенности системы образования в Республике Беларусь

Понятие образование происходит от слова «образ». Общество пытается через образование участвовать в процессе формирования личности. Поэтому образование – это, прежде всего, социальное явление. При помощи образования общество передает знания, навыки от одного человека к другому. Обучение направлено на социализацию ученика, сознательно ориентировано на некие идеальные образы, исторически обусловленные в общественном сознании социальные эталоны. Содержание образования существенно отличалось в различные эпохи, у различных народов. Так, в Древнем Риме главной целью образования была подготовка военачальников и государственных деятелей. В эпоху Средневековья в Европе делалась ставка на воспитание добродетельного христианина, в эпоху Просвещения – на энергичного предпринимателя, вооруженного естественнонаучными знаниями. Так с течением времени меняются культурные интересы человека, и соответственно, содержание образования.
Целевые функции образования совпадают с целью общества. Ведущая социальная функция образования – гуманистическая. Кроме этой, образование выполняет следующие функции:
· Формирование образовательных общностей.
· Активизация социальных перемещений.
· Социальная селекция.
· Формирование профессионально квалифицированного состава населения.
· Формирование потребительских стандартов населения.
· Воспроизводство социальных типов культуры и др.
Образование также имеет функции, различные для педагогов и учеников. Для учеников – это информационно-коммуникативная функция. Для преподавателей – предметно-инструментарная.
В зависимости от функций, которые образование играет в том или ином государстве, существуют и следующие модели образования:
· Модель образования как государственно-ведомственной организации. Строится она по ведомственному принципу жесткой централизации содержания образования, номенклатуры учебного заведения, определением целей, с подчинением и контролем специальными и административными органами.
· Модель развивающего образования (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и др.).
· Традиционная модель образования (Ж. Капель, Д. Равич и др.)
· Рационалистическая модель образования (П. Блум, Р. Ганье и др.).
· Феноменологическая модель образования (А. Маслоу, К. Роджерс и др.)
· Неинституциональная модель образования (Ф. Клейн, Л. Бернар и др.).
К концу ХХ столетия четко обозначились тенденции общей ситуации образования, которые совпадают с принципами его реформирования в странах СНГ и Беларуси. Это следующие тенденции:
- непрерывное образование (преемственность всех уровней образования с целью воспитания и профессиональной подготовки подрастающих поколений);
- гуманизация (усиление внимания к личности как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами);
- дифференциация и индивидуализация, сознание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника, отход от ориентации на «среднего» ученика, повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, раскрытие их способностей средствами образования;
- образование детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов;
- возрастание рынка образовательных услуг;
- доступность образования всему населению страны.
В бывшем Советском Союзе существовала определенная система образовательных учреждений, которые обеспечивали реализацию всех видов образования. После его распада в России и Беларуси были приняты свои законы об образовании, однако в структуре и принципах построения систем образования этих государств осталось много общего.
В Республике Беларусь сложилась следующая система основных звеньев образования: дошкольное воспитание, общеобразовательная школа, профессионально-техническое образование, средне-специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, система повышения квалификации и переподготовки кадров.
5.4 Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Структура учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы, цели, задачи и учебные действия

Обучение – это процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности. Никакие знания нельзя просто передать и получить без активной деятельности самого ученика.
Педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, контролирует, представляет для нее нужные средства и информацию.
В самом общем виде развитие личности может быть представлено как процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграции в ней в результате этого процесса. В случае, если индивид входит в относительную стабильную социальную общность, он проходит три фазы своего становления как личность.
Первая фаза – адаптация. На ней предполагается усвоение действующих ценностей, норм и овладение средствами, формами деятельности.
В качестве основного средства личностного развития выступает обучение. Личность, усвоившая определенную систему знаний, умений, навыков, становится уже другой. Обучение должно идти впереди личностного развития для того, чтобы иметь развивающий эффект. Обучение – это целенаправленный процесс организации и стимулирования активной познавательной деятельности обучаемого по овладению знаниями, умениями, навыками, развитию творческих способностей. Сущностью процесса обучения выступает создание условий, в которых возникает возможность формирования знаний, умений и навыков. Знания – это понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы). Умение – это овладение способами применения усваиваемых знаний на практике. Навык – это основной элемент умения, автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства (например, беглое чтение школьника). В обучении выделяют следующие структурные компоненты:

· целевой
-предполагает определение и осознание целей и задач учебной деятельности;
· потребностно-мотивационный
-формирование потребностей в знаниях и мотивов познавательной деятельности;
· содержательный
-осмысление и усвоение содержания материала;
· операциональный
-организация учебно-познавательной деятельности учащихся;
· эмоционально-волевой
-предполагает проявление эмоционально-положительного отношения и волевых усилий в познавательной деятельности;
· контрольный
-регулирование и контроль;
· оценочный
-оценка и самооценка результатов деятельности.

Вторая фаза становления личности – индивидуализация. На этой фазе обостряются противоречия между необходимостью «быть таким, как все» и стремлением индивида к максимальной персонализации, поиск средств и способов обозначения своей индивидуальности.
Третья фаза – интеграция. Характеризуется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те индивидуальные особенности, которые способствуют ее развитию.
Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптационного периода, то у него могут складываться качества конформности, зависимости, робости, неуверенности. Если на второй фазе развития индивид не встречает взаимопонимания, это способствует формированию негативизма, агрессивности, подозрительности. При успешном прохождении фазы интеграции у индивида формируются такие качества, как гуманность, доверие к людям, справедливость, требовательность.
Как любой процесс, обучение имеет свою структуру, в которую входят:
I) задачи (стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых; организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями; развитие мышления, памяти, творческих способностей; совершенствование учебных умений и навыков);
II) принципы (принцип научности, наглядности; связи обучения с жизнью; положительного эмоционального фона; инновативности обучения);
III) методы – от греч. «methodos», что означает «путь, способ продвижения к истине».
Существует множество классификаций методов обучения. Одна из доступных и распространенных классификаций построена на основе выделения источников передачи содержания:
- словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж и др.);
- практические методы (упражнения, тренировка, самоуправление и др.);
- наглядные методы (иллюстрирование, показ и др.);
IV) формы организации учебно-воспитательного процесса (беседа, экскурсия, викторина, зачет, экзамен, лекция, консультация, дискуссии, культпоход, шахматный турнир – это простые формы; урок, конференция, КВН – это составные формы; дни открытых дверей, дни знаний, недели книги, спорта – это комплексные формы);
V) педагогические средства – вспомогательные материальные объекты, предназначающиеся для достижения цели педагогического процесса. К ним относятся: учебно-лабораторное оборудование, учебно-наглядные пособия, компьютерные классы, экзаменационные билеты, карточки-задания и др.






Воспитание как целенаправленное воздействие на личность с целью формирования у нее определенных психических и личностных качеств

Проблемы воспитания и развития неразрывно связаны. Поскольку данные процессы направлены на человека как целое, разделение данных процессов… Направленность воспитания определяется единством целей и содержания. По этому… Понятие «воспитание» – одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и узком смысле.






Принципы и содержание семейного воспитания. Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности. Виды и типы семей, особенности их влияния на воспитание детей. Пути, средства и условия успешного воспитания в семье


Социальное пространство как философско-социологическая категория выражает существование и взаимодействие различных сторон и моментов социального бытия, характеризует протяженность, плотность и структуру общественной формы движения материи.
Воспитательные воздействия социальной среды начинаются с момента зарождения человеческого организма. Исследования подтверждают, что от особенностей внутриутробного развития плода во многом зависит постнатальный (последующий) процесс физического и психического становления ребенка.
Появившись на свет, младенец попадает в новое физическое и социальное окружение. Чаще всего это семья. Семья для ребенка – это и физическая структура, и психологические характеристики организации жизненного процесса. Именно в семье проявляется влияние на ребенка действий, оценок, эмоциональной поддержки или депривации родителей. На основе ранних жизненных событий, впечатлений структурируется жизненное пространство ребенка, оптимальное взаимодействие с окружающим миром. Семья создает у ребенка понятие дома не как помещения, а как чувства, ощущения, места, где его ждут, любят, понимают, защищают. Семья для ребенка является одновременно и средою обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. В ходе семейного воспитания ребенок приучается жить по правилам, соблюдать определенные требования и налаживать взаимоотношения. (В данном случае семья выступает как средство социализации).
Семья обеспечивает преемственность традиций, то есть является средством передачи от поколения к поколению основных ценностных ориентаций и отношений личности (воспитательное воздействие семьи).
Кроме того, семья выступает источником и средством развития ребенка. Именно в семье с течением времени созревает не только организм ребенка, но и формируются его психические функции – внимание, память, мышление, воля, рефлексы.
В современном обществе все заметнее становится кризис семьи, который выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию – воспитание детей. Легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий процент разводов отрицательно отражаются на воспитании детей.
Семейное воспитание – лишь часть общественного воспитания. Поэтому воспитание детей – не только личное дело родителей. Общество через государственные органы и общественные организации имеет возможности в известном смысле контролировать выполнение родителями своих обязанностей по воспитанию детей.
Принципы воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему.
Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:
- общественная направленность воспитания;
- связь воспитания с жизнью, трудом;
- опора на положительное в воспитании;
- гуманизация воспитания;
- личностный подход;
- единство воспитательных воздействий.
Содержание семейного воспитания охватывает все направления педагогической работы. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются следующие направления: физическое, интеллектуальное, эстетическое, трудовое, экономическое, экологическое, половое воспитание.
Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. Здесь на первый план выступает воспитание любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга.
К основным задачам семьи относятся:
- создание максимальных условий роста и развития ребенка;
- обеспечение психологической и социально-экономической защиты ребенка;
- передача опыта, создание и сохранение семьи, воспитание в ней детей и отношения к старшим;
- научение детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
- воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного «Я».
Семейное воспитание имеет и свои принципы:
- гуманность и милосердие к растущему человеку;
- открытость и доверительность отношений с детьми;
- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
- оптимистичность взаимоотношений в семье;
- последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
- оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.
Главной целью семейного воспитания является формирование таких качеств, которые помогут растущему человеку достойно пройти жизненный путь. Родители являются первыми воспитателями и имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Всеми родителями используются общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример, поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива); наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы). В некоторых семьях создаются и используются воспитывающие ситуации.
На выбор методов воспитания решающее влияние оказывает педагогическая культура родителей. Именно от педагогической культуры зависит выбор средства решения воспитательных задач в семье. Это – слово, фольклор, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, музеи и выставки, семейные праздники и т.д.
В зависимости от структур родственных связей выделяются различные типы семей. Наиболее распространенной из них является простаясемья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке.
Второй тип – расширенная, или сложная, семья. Она включает в себя три и более поколения, которые живут вместе и связаны между собой хозяйственными отношениями.
Если ядро семьи составляют оба супруга, такая семья называется полной. Если в составе семьи один из супругов отсутствует, это неполная семья.
В каждом из названных типов семей имеются свои достоинства и недостатки. Так, в простой семье меньше конфликтов между «отцами» и «детьми», молодое поколение более самостоятельно.
Однако в простой семье быстрее нарушаются семейные традиции, объединяющие старшее и младшее поколения. В неполных семьях усложняются условия воспитания за счет снижения материального уровня, перегрузки одного родителя, с которым остались дети. Однако в таких семьях дети, как правило, более близки эмоционально с родителями и более ответственны. Во всех типах семей родители и дети связаны естественными повседневными отношениями. Можно выделить следующие типичные модели этих отношений:
1. Семьи, уважающие детей (общая нравственная атмосфера в таких семьях характеризуется взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях).
2. Гиперопекающие семьи – в отношениях между родителями и детьми существует определенная дистанция. Родители сами решают, что нужно детям. Дети повинуются родителям, знают свое место в семье. Дети послушны, вежливы, дружелюбны, но недостаточно инициативны. Часто не имеют собственного мнения, зависимы от других.
3. Материально-ориентированные семьи. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. В этих семьях духовный мир родителей и детей объединен. Интересы детей не учитываются, поощряется только «выгодная» инициативность.
4. Враждебные семьи. Детям здесь плохо. Неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания, неприемлемые навыки общения.
5. Семьи, в которых осуществляется воспитание по типу «Золушки». В этих семьях ребенок эмоционально отвержен, что вдет к появлению озлобленности и невротическому поведению.
6. Антисоциальные семьи, где родители, как правило, ведут аморальный образ жизни: конфликтуют, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативно. В 30 % случаев ведет к антиобщественным поступкам, порокам (жестокости, озлобленности, угодничеству).
Чтобы создать необходимые условия для успешного воспитания ребенка, родители должны обратить внимание на следующие моменты:
- взаимоотношения между супругами (их модели поведения осознанно или неосознанно воспринимаются детьми);
- пристальное внимание. Главная потребность ребенка – это внимание к нему, его проблемам, признание его значимой личностью, принятие как полноправного члена семьи;
- дисциплина; в дисциплинировании детей важно соблюдать соответствие требований возрасту, последовательность, спокойствие родителя, соответствие наказания проступку, а также понимание того, что ребенка любят;
- физический контакт и контакт глаз; поцелуи, объятия, прикосновения, поглаживания способствуют укреплению не только физического, но и психического здоровья. Открытый, естественный доброжелательный взгляд прямо в глаза ребенку важен не только для установления взаимопонимания с ним, но и для удовлетворения его эмоциональных потребностей.
Семейное воспитание – сложная система. Не него влияют многие факторы – наследственность и природное здоровье детей и родителей, социальное положение и материально-экономическая обеспеченность, уклад жизни, количество членов семьи и т. д.
Выделяют некоторые типы неправильного семейного воспитания.
Безнадзорность, бесконтрольность встречаются, когда родители слишком заняты своими делами и не уделяют детям должного внимания. Поэтому дети предоставлены самим себе и их воспитанием занимаются уличные компании.
Гиперопека – жизнь ребенка находится под постоянным бдительным надзором, он все время слышит строгие приказания, многочисленные запреты. Результатом является нерешительность, безынициативность, неуверенность в своих силах, неумение постоять за себя, за свои интересы.
Другая разновидность гиперопеки – воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть центром семьи, поклоняемым и обожаемым, чьи просьбы беспрекословно выполняются. Повзрослев, такой ребенок не в состоянии преодолеть свой эгоцентризм, не в состоянии правильно оценить свои возможности.
Воспитание по типу «Золушка», т.е. в обстановке отверженности, холодности безразличия. Ребенок чувствует, что он не любим, родители тяготятся им.
«Жестокое наказание» – за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, он растет в постоянном страхе. Педагоги единодушны во мнении, что страх – самый обильный источник пороков (жестокости, озлобленности, приспособленчества, угодничества).
Одним из самых недопустимых методов воспитания является метод физического наказания. Впоследствии дети, которые постоянно подвергаются физическому наказанию, часто становятся жестокими, им нравится унижать других, издеваться, бить их.


Вопросы для обсуждения и размышления

2. Какие педагогические науки выделились из педагогики и составляют ее систему?
3. Как соотносятся понятия социализации и индивидуализации личности?
4. В чем заключается сущность воспитания в широком и узком смысле?


Словарь терминов

Мотивация – побуждения, вызывающие активность личности и определяющие ее направленность.
Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования… Метод воспитания – способ взаимосвязи данной деятельности воспитателя и воспитанника по формированию определенных…

Литература


1. Березовин, Н. А. Основы психологии : учеб. пособие / Н. А. Березовин [и др.]. – Минск : Новое знание, 2004.
2. Бордовская, Н. В. Педагогика / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – Санкт-Петербург, 2006.
3. Бороздина, Г. В. Основы психологии и педагогики учебное пособие / Г. В. Бороздина. – Минск, «БГЭУ», 2004.
4. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика : курс лекций / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. – Москва, 2000.
5. Жук, О. Л. Педагогика : учеб.-метод. комплекс для студентов пед. специальностей / О. Л. Жук. – Минск, 2003.
6. Ключников, С. Семейные конфликты: практика решения / С. Ключников. – Санкт-Петербург : Питер, 2002.
7. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик. – Москва, 2000.
8. Смирнов, С. М. Педагогика и психология высшего образования : учеб. пособие. / С. М. Смирнов. – Москва : Академа, 2005.
9. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений : курс лекций : учеб. пособие / Л. Б. Шнейдер. – Москва, 2000.



Тематика контрольных работ



Тема 1 . Социально-психологический климат группы

1. Понятие психологического климата.
2. Психологическая совместимость.
3. Признаки благоприятного и неблагоприятного психологического климата в группе.
4. Пути оптимизации социально-психологического климата группы.

Задания по формированию практических компетенций

1. Опишите социально-психологический климат в вашей студенческой группе (или в рабочей группе).
2. Дайте рекомендации: что, на Ваш взгляд, необходимо делать, чтобы повышать эффективность совместной деятельности группы и формировать её сплочённость?

Тема 2. Динамические процессы в группе

1. Определение «групповая динамика».
2. Характеристика динамических процессов в группе.
3. Лидерство и руководство в группе.
4. Влияние группы на личность.

Задания по формированию практических компетенций

1. Составьте психологический портрет лидера студенческой группы.
2. Подберите жизненные ситуации, иллюстрирующие конформное поведение человека в группе, и ответьте на вопрос: конформизм – это хорошо или плохо?
3. Пришло время сдавать экзамен по психологии. Как Вы думаете, лучше сдавать экзамен вместе с вашей группой или один на один с преподавателем? Объясните свой выбор. Как группа воздействует на поведение человека?

Тема 3. Основные социальные процессы и поведение человека

1. Социальное научение и подкрепление.
2. Социальный контроль.
3. Социальная фасилитация.
4. Просоциальное и асоциальное поведение.


Задания по формированию практических компетенций

1. Приведите примеры просоциального поведения человека. Ответьте на вопрос: почему люди помогают друг другу?
2. Предложите рекомендации по теме «Профилактика асоциального поведения в семье».



Тема 4 . Общение как социально-психологическое явление

1. Феномен общения в современной психологии.
2. Общение как коммуникация.
3. Общение как социальная перцепция.
4. Общение как интеракция.

Задания по формированию практических компетенций

1. Подберите жизненные ситуации, иллюстрирующие различные виды общения. Занесите данные в таблицу:


Вид общения
Пример жизненной ситуации







2. Разработайте памятку для сотрудников «Эффективная коммуникация на работе».



Тема 5. Возникновение и формирование межличностных отношений

1. Межличностные отношения и их характеристика.
2. Виды межличностных отношений.
3. Уровни взаимоотношений.
4. Пути оптимизации межличностных отношений в семье и профессиональной жизнедеятельности.


Задания по формированию практических компетенций

1. Как Вы считаете, существует ли «мужская» и «женская» дружба? Выразите и опишите научную и свою точку зрения.
2. Дайте ответ на следующий вопрос: «Как вы будете использовать знания по этой теме для оптимизации ваших отношений со студентами своей группы?»



Тема 6. Конфликты в организации

1. Служебный конфликт (конфликт в организации) и его характеристика.
2. Классификация конфликтов в организациях: конфликт «личность – личность», конфликт « группа – группа», конфликт «группа – личность».
3. Способы конструктивного решения конфликтов в организациях.


Задания по формированию практических компетенций

1. Составьте перечень типичных конфликтных ситуаций в студенческой группе и предложите алгоритм разрешения этих ситуаций.
2. Подберите афоризмы, цитаты о конфликте. Прокомментируйте наиболее понравившийся Вам афоризм.
3. Найдите образ героя в художественной литературе, подходящий под описание какого-либо типа конфликтной личности и дайте ему характеристику.


Тема 7. Общение как основная сфера жизнедеятельности личности


1. Общение - ведущий фактор развития личности.
2. Мир общения: материально-практический, духовно-информационный, практическо-духовный.
3. Общительность как качество личности.
4. Деструктивное общение личности. Факторы, дезорганизующие общение.
5. Продуктивное общение.

Задания по формированию практических компетенций

1. Приведите примеры техник продуктивного общения.
2. Разработайте правила эффективного педагогического общения в системе «студент-преподаватель».

Тема 8. Игра как специфическая форма жизни человека

1. Роль игры в жизни человека.
2. Важнейшие атрибуты игры: юмор, смех, пародия, гипербола, открытость отношений.
3. Игра как педагогическое явление.
4. Игра как средство реализации активности личности.


Задания по формированию практических компетенций

1. Дайте характеристику игр современного взрослого человека. Что заставляет играть взрослого человека?
2. Приведите примеры типично мужских игр и игр, в которые играют женщины.



Тема 9. Творческий потенциал личности

1. Объективное и субъективное творчество личности.
2. Мотивация творчества.
3. Личностные качества творческой личности.
4. Процессуальные характеристики творчества.
5. Технологии развития творческого потенциала личности.

Задания по формированию практических компетенций

1. Дайте характеристику творческого состояния личности. Какое оно?
2. Опишите проявления творчества студентов в учебной деятельности.



Тема 10. Самообразование и самовоспитание

1. Самообразование как процесс самосовершенствования и саморазвития.
1.2. Способы самообразования.
2. Сущность самовоспитания.
2.1. Технологии самовоспитания, ориентированные на успех.
3. Личностная и социальная зрелость как критерий эффективности самосовершенствования.
4. Преодоление жизненных трудностей как барьеров личностного роста.


Задания по формированию практических компетенций

1. Многие учёные, психологи ставили важные вопросы, определяющие философию жизни каждого человека. По Н.И. Козлову: ради чего, ради кого вы живёте? Куда, на что направлен ваш успех? Э. Фромм ставил подобный вопрос как выбор: «Иметь или быть?». А.П. Брег – ещё проще: «Жить, чтобы есть, или есть, чтобы жить?». Как ответы на эти вопросы соотносятся с процессом творческого самосовершенствования личности? Опишите свою точку зрения.
2. Составьте программу по самообразованию и самовоспитанию для себя на текущий учебный год.



Тема 11. Личность и карьера

1. Карьера человека как условие и уровень его самореализации.
2. Типы карьеры.
3. Имидж профессионала и способы его создания.
4. Условия становления эффективной карьеры.


Задания по формированию практических компетенций

1. Выпишите из словаря несколько определений понятия «компетенция» и «компетентность» и сравните их. Найдите общее и различное в этих дефинициях.
2. Составьте портрет современного конкурентоспособного и компетентного специалиста для вашей будущей профессиональной сферы.


Тема 12.Сознание и деятельность
1. Сознание как высшая форма развития психики.
2. Общая структура деятельности и поведение.
3. Общественное и индивидуальное сознание.


Задания по формированию практических компетенций

1. Приведите примеры проявления бессознательного в психике человека.
2. Составьте таблицу «Отличия деятельности от поведения» и заполните ее.


Тема 13. Ощущение и восприятие


1. Понятие об ощущениях. Виды ощущений.
2. Общие закономерности и свойства ощущений.
3. Понятие о восприятии. Виды восприятий.
4. Индивидуальные различия в ощущениях и восприятиях.


Задания по формированию практических компетенций

1. Опишите значение сенсорно-перцептивных процессов (восприятия и ощущения) в вашей будущей профессиональной деятельности.
2. Дайте характеристику такому процессу, как представление. Покажите его структуру и отличия от ощущений и восприятий.



Тема 14. Память как психический процесс

1. Общая характеристика памяти, ее свойства и функции.
2. Процессы памяти.
3. Виды памяти.
4. Механизмы развития и тренировки памяти.


Задания по формированию практических компетенций

1. Составьте перечень упражнений, которые Вы можете использовать для развития и тренировки своей памяти.
2. Опишите значение памяти как психического процесса в Вашей будущей профессиональной деятельности.



Тема 15. Мышление как психический процесс

1. Мышление как процесс
2. Виды и формы мышления.
3. Особенности творческого мышления.

Задания по формированию практических компетенций

1. Проведите диагностику стиля своего мышления, интерпретируйте свои результаты.
2. Подберите упражнения, которые Вы можете использовать для развития логического мышления.



Тема 16. Воображение

1. Природа воображения и его виды.
2. Приемы воображения.
3. Роль воображения в деятельности человека.


Задания по формированию практических компетенций

1. Опишите роль и значение воображения в Вашей будущей профессиональной деятельности.
2. Перечислите условия, которые, на Ваш взгляд, способствуют развитию творческого воображения.

Тема 17. Внимание

1. Внимание, функции, свойства.
2. Виды внимания.
3. Управление вниманием.


Задания по формированию практических компетенций

1. Сравните понятия «внимательность», «наблюдательность», «любознательность», «интерес».
2. Дайте характеристику внимательного человека и составьте рекомендации студенту по развитию внимания в учебной деятельности.



Тема 18. Эмоциональная сфера личности

1. Общее понятие об эмоциях.
2. Классификация эмоций.
3. Фундаментальные эмоции человека.

Задания по формированию практических компетенций

1. Предложите практические рекомендации по регуляции эмоционального состояния человека.
2. Опишите значение эмоций в Вашей профессиональной деятельности.



Тема 19. Психические состояния человека

1. Взаимосвязь психических состояний и поведения.
2. Характеристика функциональных состояний человека.
3. Регуляция и саморегуляция психических состояний.

Задания по формированию практических компетенций

1. Составьте схему-таблицу классификаций психических состояний.
2. Опишите способы саморегуляции в период адаптации к учебной деятельности.



Тема 20. Семья в социальном пространстве

1. Понятие социального пространства.
2. Роль и функции семьи в развитии, воспитании личности.
3. Виды и типы семей, особенности их влияния на воспитание детей.

Задания по формированию практических компетенций

1. Опишите с Вашей точки зрения идеальную модель семейного воспитания.
2. Почему взаимоотношения между супругами – главный фактор эффективного семейного воспитания?
3. Определите понятие «педагогическая культура родителей».

Тема 21. Воспитание и развитие личности


1. Обучение как целенаправленный процесс развития личности.
2. Учебная деятельность и саморазвитие субъекта.
3. Воспитание как целенаправленное воздействие на личность.



Задания по формированию практических компетенций

1. Опишите структуру учебной деятельности студента заочного отделения.
2. Самовоспитание студента. Дайте характеристику этому процессу.


Тема 22. Социализация личности

1. Социализация как процесс формирования личности.
2. Факторы социализации.
3. Механизмы социализации.


Задания по формированию практических компетенций

1. Сравните определения социализации личности в зарубежной и отечественной психологии. Найдите общее и различное в этих дефинициях.
2. Составьте схему «Факторы социализации личности».

Тема 23. Педагогика в системе наук о человеке

1. Место педагогики в системе наук о человеке.
2. Отрасли педагогических знаний.
3. Современные концепции развития личности.


Задания по формированию практических компетенций

1. Составить опорную схему современных концепций развития личности.
2. Дайте ответ на вопрос: «Какова сфера применения педагогических знаний в Вашей будущей профессиональной деятельности?»
3. Составьте схему «Отрасли педагогических знаний». Приведите примеры взаимосвязи педагогики и психологии.

Тема 24. Образование в современных условиях

1. Понятие об образовании и его функции.
2. Система образования в Республике Беларусь.
3. Мировые образовательные тенденции.

Задания по формированию практических компетенций

1. Сравните системы образования в России и в Китае.
2. Изложите Ваши взгляды на проблемы получения высшего образования студентами заочной формы обучения.


Тема 25. Самосознание личности

1. Самосознание и его структура.
2. Самооценка и самоотношение личности.
3. Особенности развития самосознания.

Задания по формированию практических компетенций

1. Предложите ответ на вопрос: «Что значит любить себя?».
2. Опишите, как самооценка может определять достижения личности.

Тема 26. Направленность личности

1. Понятие направленности личности в современной психологии.
2. Потребности и мотивы личности.
3. Интересы человека.
4. Ценностные ориентации личности.

Задания по формированию практических компетенций

1. Сравните определения направленности личности, предложенные разными авторами. Найдите общее и различное в этих дефинициях.

Автор
Определение
Н.И. Рейнвальд
Направленность как доминирующая мотивация, определяющая избираемые человеком жизненной цели, ценностные ориентации и способы самоутверждения.
К.К. Платонов
Направленность есть компонент структуры личности, который включает в себя несколько связанных иерархией форм: влечения, желания, интересы, мировоззрение, убеждения.
А.Г. Асмолов
Направленность представляет собой ёмкую описательную характеристику структуры личности.
Б.М. Теплов
Направленность рассматривается как значимая характеристика личности, которая обнаруживает себя в склонностях личности.

2. Дайте ответ на вопрос: «Влияет ли направленность личности на судьбу человека? Можете ли вы сформулировать главные цели своей жизни?»


Тема 27. Я - концепция личности

1. Я-концепция: понятие, структура, виды.
2. Формирование Я-концепции.
3. Влияние Я-концепции на деятельность человека.


Задания по формированию практических компетенций

1. Дайте ответ на вопрос: «Почему Я-концепцию называют динамической системой представлений человека о самом себе?»
2. Подберите афоризмы, цитаты о Я-концепции личности. Прокомментируйте наиболее понравившийся Вам афоризм.
ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Контрольная работа – один из видов самостоятельной работы в процессе обучения. Формируя у студентов шаг за шагом умения и навыки самостоятельной познавательной деятельности, она в то же время способствует развитию инновационных компонентов личности. Написание контрольной работы по теме курса ставит целью не только осмысление и закрепление научной информации, уже полученной студентами на лекциях и семинарских занятиях, но и самостоятельное первичное приобретение и расширение знаний без участия преподавателя. Кроме того, работая самостоятельно с рядом учебных пособий, студенты учатся анализировать материал, тем самым развивая свои аналитические способности. Формирование данных умений и навыков играет значительную роль в профессиональной подготовке специалистов и в будущей профессиональной деятельности.


Основные требования к написанию, оформлению и предоставлению контрольной работы студентами заочной формы обучения


2. Контрольная работа должна содержать титульный лист, на котором в… - название вуза (УО «ВГТУ»);


ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ

1. Объект и предмет психологии. Понятие о психике. Основные задачи психологической науки на современном этапе.
2. Сознание и деятельность. Общая структура деятельности и поведения.
3. Психические процессы: ощущение и восприятие. Общая характеристика.


ЛИТЕРАТУРА



Основная

1. Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики : учеб. пособие / Н. А. Березовин, В. Т. Чепиков, М. И. Чеховских. – Минск, 2004.
2. Бордовская, Н. В. Педагогика : учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, А. А.… 3. Бороздина, Г. В. Основы психологии и педагогики : учеб. пособие для студентов непед. специальностей учреждений,…

Дополнительная

1. Вигман, С. Л. Педагогика в вопросах и ответах : учеб. пособие / С. Л. Вигман. – М., 2006.
2. Жук, О. Л. Педагогика : учеб.-метод. комплекс для студентов пед.… 3. Козубовский, В. М. Общая психология : конспект лекций / В. М. Козубовский. – Минск, 2001.


ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ


Редактор С.Л. Богомаз
Технический редактор С.М. Стародынова


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.