Учение о государстве и законах Платона.
Платон (427-347 гг. до н. э.) - типичный представитель «золотой» молодежи, светский человек, увлекавшийся поэзией и философией. Огромное влияние на него оказал Сократ - самый популярный в то время в Афинах философ, вокруг которого сложился кружок молодежи.
Платон побывал во многих местах: Египте, Южной Италии, Сицилии. В Сицилии Платон побывал трижды, надеясь побудить правителей Сиракуз, тиранов Дионисия I, а затем его сына Дионисия II, провести реформы в духе своих представлений об идеальном государстве. Все три попытки закончились неудачей. В результате интриги, задуманной Дионисием II, Платона продали в рабство, откуда он был. по счастливому обстоятельству, выкуплен. В 387 г. до н. э. Платон, купив участок земли в афинском пригороде, носившем имя героя Академа, основал школу - Академию. Остаток жизни он посвятил работе с учениками и литературному творчеству. Академия просуществовала до 529 г. и была закрыта по распоряжению византийского императора Юстиниана. До нашего времени дошли почти все сочинения мыслителя. Большую их часть составляют философские диалоги, в которых, помимо идей Платона, реконструируются также и идеи Сократа.
Сердцевина платоновской философии - теория идей. Миру чувственных предметов и явлений Платон противопоставил особый мир идей, или общих понятий, которые существуют где-то за пределами неба. Бестелесные идеи вечны и неизменны, им присуще истинное бытие. Наш мир, по мнению Платона, занимает как бы среднее положение между «подлинным бытием» и миром небытия. Точно так же и человек: до того как вселиться в телесную оболочку, его душа пребывала в царстве идей.
Знания человека об окружающей природе, согласно Платону, не могут быть истинными. Достоверные знания дают только воспоминания души о том, что она созерцала, находясь в мире истинно сущего.
Политическим вопросам посвящены диалоги Платона - «Государство», «Законы», «Политик».
В диалоге «Государство» идеальный государственный строй рассматривается по аналогии с космосом и человеческой душой. Подобно трем началам в человеческой душе, в государстве должны существовать три сословия. Разумному началу души соответствуют правители-философы, яростному - воины, вожделеющему - земледельцы и ремесленники. Сословное деление общества является условием прочности государства как совместного поселения граждан.
Самовольный переход из низшего сословия в высшее недопустим и является величайшим преступлением, ибо каждый отдельный человек должен заниматься тем делом, к которому он предназначен от природы: «Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие - это и есть справедливость». Такое определение справедливости было призвано оправдать общественное неравенство.
В диалоге «Государство» Платон рисует картину идеального общественного строя. Общество возникает из потребностей, которые люди могут удовлетворить лишь совместно, сотрудничая на основе разделения труда. В обществе нужны и сапожник, и хлебороб, и солдат, и правитель. По отдельности все они нежизнеспособны и своих целей могут достигнуть только совместно. Полис представляет собой органическое целое, со своей структурой, функциями и интересами. Интересы целого выше интересов части. Но для того чтобы это правило признавалось, государство должно служить интересам всего общества, а не какой-либо группы. Интересы ни одной из групп не должны преобладать.
Платон отстаивал эту мысль в полемике с софистом Фрасимахом. Он не отрицал, что государство может служить интересам только сильных, но это не нормальное, а коррумпированное государство. Он различал правильные законы - установленные ради общего блага - и неправильные - в интересах какой-либо группы, захватившей власть. Во всех государствах существуют как бы две партии, или два государства, - бедняков и богачей, которые борются друг с другом. В каждой из них нет единства: более мелкие группы и отдельные лица защищают свои интересы. Корень зла - в частной собственности, побуждающей каждого гражданина думать, прежде всего, о своих личных интересах.
Платон выдвинул план упразднения частной собственности. Правители и воины должны посвятить себя служению общему благу, поэтому их нужно избавить от соблазнов личного обогащения и преследования частных интересов, построив их жизнь на началах общности имущества и коллективизма. {Средства к существованию поставляет третье сословие). Они не могут иметь семью; живут и питаются сообща, как в походах; им запрещается не только иметь в своем распоряжении золото и серебро, но даже прикасаться к ним. (В семье, как и в собственности, Платон видит истоки эгоизма, порчи нравов, угрозу служению общему благу). Половая связь в целях деторождения регламентируется и ограничивается сословными рамками. Женщины пользуются одинаковыми правами с мужчинами. Однако эти ограничения не распространяются на сословие производителей.
Платон предполагает регламентировать все стороны человеческой жизни: социальные и экономические отношения, политический строй, материальные условия, деторождение, семью, воспитание, культуру.
Много внимания он уделяет обеспечению единомыслия, которое, с его точки зрения, достигается не только воспитательными, но и запретительными методами. В «Государстве» сформулирован принцип единства власти и философии (модернизируя, можно было бы сказать, идеологии). Философия превращается в атрибут власти. Строгому надзору подвергается искусство. Платон предлагает запретить произведения, способные вызвать сомнения в разумности утверждаемого им строя (Гомер подвергается им критике за неуважение к богам).
В диалоге «Политик» Платон разрабатывает подробную типологию форм правления. Их три: монархия, власть немногих и власть большинства. Но каждую из них он рассматривает в двух вариантах - правильном и неправильном, в зависимости от соблюдения или несоблюдения законов. Получается шесть форм: монархия, построенная на основе законов - царская власть; монархия при несоблюдении законов - тирания; законная власть немногих - аристократия; незаконная власть немногих - олигархия; демократия на основе законов; демократия, не соблюдающая законы. Среди законных форм государства демократия является наихудшей, т.е. она хуже царской власти и аристократии. Среди форм, основанных на беззаконии, демократия - лучшая, она предпочтительнее олигархии и тирании. Платон заимствовал свою типологию форм государства у историка Геродота. От Платона ее перенял Аристотель и внес в нее незначительные изменения.
В новом диалоге «Законы» Платон дорабатывает проект лучшего государственного устройства,
Во-первых, он отказывается от коллективной собственности философов и воинов и устанавливает для граждан единый порядок пользования имуществом. Земля является собственностью государства, делится на равные по плодородию участки. Каждый гражданин получает земельный надел и дом, которыми пользуется на правах владения. Для удобства расчетов (при замещении государственных должностей, комплектовании войска и т.п.) предусматривается точное число граждан - 5040. В это число входят только владельцы земли. Ремесленники и торговцы гражданскими правами не обладают.
Во-вторых, деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу. Политические права граждане приобретают в зависимости от размеров имущества, записавшись в один из четырех классов. Разбогатев или обеднев, они переходят в другой класс. Все вместе граждане образуют правящую верхушку. Помимо занятий в собственном хозяйстве, им вменяется в обязанность служба в войске, отправление тех или иных государственных должностей, участие в совместных трапезах, жертвоприношения и т.п.
В-третьих, производственные потребности земледелия предполагается теперь полностью обеспечивать за счет рабского труда (в диалоге «Государство» рабы упоминались, но Платон не нашел для них места в экономике идеального полиса). По его словам, во втором по достоинству» государстве земледелие «предоставлено рабам, собирающим с земли жатву, достаточную, чтобы люди жили в довольстве». С признанием рабства у Платона появляется и пренебрежительное отношение к производительному труду. Предвидя выступления невольников, он советует землевладельцам приобретать как можно меньше рабов одной национальности и не провоцировать их недовольство жестоким обращением. Ремесленное производство, как и в первом проекте, занимает подчиненное по отношению к земледелию положение.
В-четвертых, Платон подробно описывает организацию государственной власти и законы наилучшего строя. В отличие от первого проекта, здесь проводятся идеи смешанной формы государства и сочетания моральных методов осуществления власти с правовыми. Идеальным государственным устройством Платон называет правление, где совмещены начала демократии и монархии: демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству). Демократические начала государства находят свое выражение в деятельности народного собрания. Па сочетании демократических и монархических принципов строятся выборы коллегии 37 правителей и Совета из 360 членов. Замыкает иерархию государственных органов тайное «ночное собрание», которое состоит из 10 самых мудрых и престарелых «стражей». Им вручается верховная власть в государстве. Все выборные государственные органы и правители обязаны действовать в точном соответствии с законом. «Ночное собрание» причастно к божественной истине и стоит над законом (Платон не мог допустить верховенства закона над религиозной моралью).
Социально-политические программы Платона зафиксировали изменения в политическом сознании наследственной знати, которая приспособилась к отношениям частной собственности и рабства и признала необходимость закона. Она стремилась законсервировать полис как форму государственного устройства, сохранить его экономическую независимость, или «самодостаточность», предотвратить территориальное расширение государства. Изложенные в диалогах Платона социально-политические программы являлись, с этой точки зрения, консервативными.
«Государство» и «Законы» относятся к жанру утопии. Платоновский проект общности имущества широко обсуждали ранние представители утопического социализма - Т. Мор, Т. Кампанелла, Ж. Мелье. Платон внес много ценного в политическую мысль: идеи общего блага и общего интереса как основы политического объединения, частной собственности как причины социальных противоречий и конфликтов, определение форм государства и закономерностей их круговорота, признание законности важнейшим атрибутом политической организации. В эпоху зарождения капитализма платоновские идеи «правления философов» и «мудрых законов» были восприняты многими идеологами буржуазии (идея «философа на троне» Вольтера и Дидро, просвещенный абсолютизм в России). К представлениям Платона о смешанной форме правления обращались создатели теории разделения властей (Монтескье и др.). Но в его наследии есть и негативные моменты: идеализация кастовости и аристократического правления, оправдание неравенства, пренебрежение правами личности, жесткая регламентация всех сторон жизни.