Со времени подписания Римского Договора в 1957 г. в европейской интеграции был достигнут значительный прогресс. Уже создан единый внутренний рынок, экономический и валютный союзы. Но несмотря на этот прогресс изучение национальных экономик внутри Союза представляет большой интерес, т.к. сохранилась их определенная самостоятельность.
Во-первых, между странами-членами ЕС все еще остаются значительные различия в экономической деятельности, а также в политике, проводимой национальными правительствами. Поэтому для дальнейшей интеграции необходимо сближение уровней экономического развития разных стран и гармонизация государственной политики.
К тому же каждая из них обладает собственной структурой хозяйства и традициями бизнеса, отражающими особенности исторического развития, сравнительными преимуществами, правительственной политикой, экономико-географическим положением. Эти различия не обязательно должны исчезнуть, но в результате дальнейшей интеграции они могут усилиться. Интеграция может привести к усилению специализации в региональном разделении труда, т.к. глубокое вхождение в международную конкуренцию способствует более эффективному использованию факторов производства. Изменение размещения производительных сил будет осуществляться на основе действующих моделей торговых отношений, сравнительных преимуществ, развития новых видов взаимоотношений.
Внутри Европейского Союза существуют значительные различия между странами по величине ВВП и численности населения. ВВП Германии, крупнейшей страны ЕС, составляет 27,4% его совокупного ВВП. Франция (18,1% ВВП ЕС), Италия (14,1%) и Великобритания (13,1%) составляют вторую группу. Испания - средняя по размерам страна с ВВП 6,9% от совокупного ЕС, в то время как семь оставшихся стран значительно меньше по размерам, а их ВВП колеблется от 4,6% (Нидерланды) до 0,2% (Люксембург) совокупного ВВП ЕС.