Конспект лекций по предмету "История России"


Политическое развитие России (март-июнь 1917)

Двоевластие. Деятельность Петроградского совета.
1. Приказ № 1 « О демократизации армии», главное содержание которого заключалось в подчинении армии в политических вопросах Петроградскому совету. Офицеры и солдаты уравнивались в гражданских правах, им предоставлялось право политической деятельности, отменялись наказания и пр. Приказ № 1. позволил революционерам нейтрализовать армию. В действительности этот приказ развалил и уничтожил ее.
2. Договор с предпринимателями Петрограда о 8-часовом рабочем дне.
3. Принятие манифеста «К народам всего мира», в котором провозглашался отказ от захватнических целей в войне, от аннексий и контрибуций, признавалась революционная война с Германией.
Деятельность Временного правительства:
1. Широкие демократические преобразования:
- провозглашение политических прав и свобод;
- отмена религиозных и национальных ограничений;
- отмена смертной казни;
- упразднение цензуры, полиции, жандармерии, каторги;
- отстранение от должности губернаторов и возложение их обязанностей на комиссаров Временного правительства;
- расширение компетенции земств (напр., к их ведению относилось создание бирж труда, устранение дороговизны, вопросы охраны труда и пр.);
- демократизация армии (чистка высшего командного состава, отмена военно-полевых судов, введение института комиссаров, наделение реальными рычагами власти солдатских комитетов).
2. Политика ведения I Мировой войны до победного конца.
3. Реорганизация структуры и руководящего состава многих государственных органов.
4. Политическая амнистия.
5. Санкционирование ареста Николая II, царских министров и ряда представителей прежней администрации (для расследования противозаконных действий последних была создана Чрезвычайная комиссия - но все арестованные не были преданы суду и отделались моральным осуждением). Арест и высылка царской семьи в Тобольск (август 1917).
6. Предоставление независимости Польши (при условии военного союза с Россией) и на широкую автономию Украины и Финляндии.
7. Социально-экономические реформы:
- введение государственной хлебной монополии;
- создание продовольственных комитетов;
- создание Министерства продовольствия (регулировало производство и потребление, цены на продукты и товары первой необходимости);
- учреждение Экономического Совета и Главного экономического комитета (с целью усиления государственного регулирования экономикой);
- создание земельных комитетов для подготовки аграрной реформы (но осуществление самой реформы откладывалось до созыва Учредительного собрания);
- узаконение фабрично-заводских комитетов;
- создание Министерства труда (обеспечило принятие целого ряда важнейших законов: о биржах труда, об обеспечении рабочих на случай болезни, о запрещении ночного труда для женщин и детей и пр., а также выступало посредником между рабочими и предпринимателями в конфликтных ситуациях по вопросам повышения заработной платы, найма, увольнения).
Решение этих задач осложнялось экстремальными условиями войны, незавершенностью формирования гражданского общества, а также неграмотностью 57% населения страны. Эффективность политики Временного правительства резко снижала слабость его реальной власти, отсутствие прочной опоры на местах.
Политические партии России после Февральской революции (март-сентябрь 1917 г.).
Весной - летом 1917 г. сохранялся примерный паритет численности меньшевиков и большевиков. В марте в стране действовало около 600 Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В эти дни все партии левее кадетов воспринимались массами как нечто единое. Надежды на установление свободы и права, неприятие царизма, восторженность революционных дней, личная известность Керенского, Чхеидзе способствовали стремительному росту влияния эсеров и меньшевиков. Успеху эсеров, особенно среди солдат, помогала их аграрная программа.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.