Новгородская Судная грамота и Псковская Судная грамота. Вещное и обязательственное право, преступление и наказание.
Источниками (формами) права в период феодальной раздробленности были Русская правда, уставы и грамоты русских князей (уставная грамота волынского князя Мстислава Даниловича, устав новгородского князя Ярослава о мостах, рукописание новгородского князя Владимира Всеволодовича - все относятся к XIII веку), «приговоры» веча, пошлины (нормы обычного права). Однако важнейшими памятниками права стали Новгородская и Псковская судная грамоты. Поскольку Новгородская судная грамота дошла до нас в неполном виде (сохранились лишь 42 статьи), то основное внимание мы сосредоточим на Псковской судной грамоте.
Следует подчеркнуть, что если Русская правда главным образом памятник уголовного и процессуального права, то более половины всех статей Псковской судной грамоты (63 из 120) посвящено нормам гражданского права. И это было не случайно: данный факт объяснялся более высоким уровнем развития товарно-денежных отношений в Северно-Западной Руси. Центральное место в гражданском праве занимает право собственности. Грамота впервые различает недвижимое (вотчина) и движимое (живот). В ней оговорены способы получения собственности (по истечении срока давности владения (ст.9), приплод (ст. 118), наследство (ст. 15), дарение (ст. 100), кормлю (ст.72). Псковская судная грамота уделяет важное внимание залоговому праву. Предусматривалась возможность залога движимости и недвижимости. Заложенное недвижимое имущество не переходило во владение залогодержателя, но в случае неуплаты долга могли предъявляться судебные санкции. Более обстоятельно, чем в Русской правде, разработано обязательственное право. Грамота знает договоры: дарения, купли-продажи, мены, ссуды, поклажи, личного найма, найма помещения. Как правило, договоры поклажи, дарения займа свыше 1 рубля заключались в письменном виде или при свидетелях. Договоры, заключенные в состоянии опьянения, признавались недействительными.
В Псковской судной грамоте можно найти много статей (см. ст.42-44), которые регулировали отношения между землевладельцами и феодально-зависимым населением - изорниками, огородниками и кочетниками (рыболовами). Изорники (от слова «орать» - пахать), получая от собственника земельный участок, брали от него «покруту» (подмогу) серебром или натурой. Изорники работали «исполу», т.е. половину урожая отдавали землевладельцу. Псковская судная грамота знает как наследование по закону, так и по завещанию. В ст. 15 перечислены возможные наследники: отец, мать, сын, брат, сестра и другие близкие родственники. Были расширены наследственные права супругов: переживший супруг получал право на кормлю. При вступлении в новый брак он лишался права пользования ею (см. ст.88,89). Завещание в Пскове и Новгороде оформлялось письменно, почему и называлось «рукописанием». Оно должно было утверждаться путем положения его в ларь (архив) Святой Софии (в Новгороде) или Святой Троицы (в Пскове). Псковская судная грамота зафиксировала определенные изменения в наследственном праве. Под преступлением теперь понималось не только нанесение материального или морального ущерба отдельным лицам, но и причинение вреда государству. В Пскове, кроме денежных штрафов, применяли и смертную казнь.
Развитие феодальных отношений, рост классовых противоречий, усиление охраны собственности феодалов и купцов обусловили более развитую систему имущественных преступлений, чем в Русской Правде. Татьба (кража) стала подразделяться на простую и квалифицированную (кража церковного имущества, конокрадство, кража в третий раз). Квалифицированная татьба наказывалась смертной казнью. Появляются государственные преступления (перевет), преступления против суда (тайный посул судье, насильственное вторжение посторонних лиц в помещение суда, нанесение побоев подвернику).
Судебное право. Формы судопроизводства.
В судопроизводстве в Новгороде и Пскове продолжал доминировать состязательный процесс. Как и в Киевской Руси, в феодальных республиках существовал институт досудебной подготовки дела - свод. Подробно в ПСГ свод не регламентировался, поскольку и в этом случае действовали нормы Русской правды. На процессе допускалось представительство сторон. Женщины, дети, старики, монахини, глухие могли иметь пособников, которые должны были представлять в суде их интересы. Важным этапом был вызов ответчика в суд, осуществляемый публично, на церковной площади в присутствии священника. В случае пятидневной неявки в суд ответчика его могли доставить на суд принудительно. Существенными отличиями судебного процесса в Новгороде и Пскове от процесса Русской Правды являются:
1) замена публичного процесса (на княжьем дворе) процессом канцелярским, закрытым для публики;
2) замена устного делопроизводства письменным, преобладание письменных доказательств;
3) учреждение апелляционной судебной инстанции под именем суда докладчиков, состоявшего из выборных бояр и житьих людей. Процесс носил обвинительный характер. Новгородская судная грамота требовала обязательного письменного судопроизводства в форме судебных протоколов, засвидетельствованных и скрепленных печатями. Судебные грамоты именовались срочными, обетными, бессудными, судными и полевыми. Срочная грамота за печатью посадника содержала решение суда о вызове тяжушихся сторон на суд к определенному сроку; обетная грамота в случае троекратного уклонения от явки в суд назначала обязательный призыв в суд в трехдневный срок; бессудная грамота содержала решение суда в пользу истца в том случае, когда ответчик не явился на суд в срок, обозначенный в срочной грамоте; судная грамота содержала судебное решение в пользу стороны, выигравшей данную тяжбу; судная грамота, содержавшая решение суда о поземельной тяжбе, называлась полевою грамотою. За выдачу грамот судьи получали пошлину. Все гражданские акты требовали печати владыки и хранились в храме Святой Софии (Новгород) или Святой Троицы (Псков). Юридические акты частных лиц, положенные на хранение в ларь, признавались бесспорными судебными доказательствами, а их хранитель назывался «ларником».