Первая русская революция стала следствием противоречий экономического и политического развития страны после 1861 г., нежелания царизма провести последовательные реформы, направленные на модернизацию страны. Кризис самодержавия обострила неудачная русско-японская война 1904-1905 гг.
Основные причины революции 1905-1907 гг.:
1. Отсутствие парламента как формы представительной власти.
2. Противостояние самодержавия и общества, вызванное отсутствием политических прав и свобод.
3. Ухудшение положения рабочих.
4. Неразрешенность аграрного вопроса (господство помещичьего землевладения, крестьянское малоземелье, сохранение выкупных платежей).
5. Неудачный ход и поражение в русско-японской войне 1904-1905 г.
6. Кризис имперской системы отношений между центром и национальными окраинами.
Основные задачи революции 1905-1907 гг.:
- свержение самодержавия;
- установление демократической республики;
- ликвидация сословного неравноправия;
- введение политических прав и свобод (свободы слова, собраний, политических партий и объединений;
- разрешение аграрного вопроса.
- 8-часовой рабочий день, признание прав рабочих на стачки и создания профсоюза;
- решение национального вопроса (признание равенства народов России).
Характер революции 1905-1097 гг.:
- по задачам - революция буржуазно-демократическая;
- по составу участников - революция общенародная.
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Три политических лагеря первой русской революции:
1. Дворяне-помещики и промонархически настроенная часть общества выступали за скорейшее подавление революции и укрепление самодержавия.
2. Либеральная буржуазия выступала за постепенные буржуазно-демократические реформы.
3. Революционеры-демократы выступали за свержение самодержавия и социалистическое переустройство общества. Однако среди представителей этого лагеря революции существовали большие разногласия:
- большевики (РСДРП) делали ставку на пролетариат с которым, по их мнению, в тесном союзе должно бороться крестьянство ;
- меньшевики (РСДРП) считали главной движущей силой буржуазию;
- эсеры (ПСР) опирались на российское крестьянство.
Основные события революции:
Первый этап (9 января - сентябрь 1905 г.).
Началом первой русской революции стали трагические события 9 января 1905 г. («Кровавое воскресенье»), когда была расстреляна у стен Зимнего дворца 200-тысячная мирная демонстрация рабочих, возглавляемая священником Гапоном.
В петиции императору был предложен мирный путь решения социально-экономических и политических проблем, а именно: отмена выкупных платежей и косвенных налогов, передача земли народу, созыв Учредительного собрания, равенство всех пред законом, введение основных политических свобод и др. Рабочие искали у царя-батюшки заступничества.
Охранное отделение Петербурга располагало достоверными сведениями об исключительно мирных настроениях рабочих. Представители либеральной и народнической интеллигенции (Горький, Анненков и др.) также предприняли попытку предотвратить кровопролитие, отправив свою депутацию к графу С.Ю. Витте и князю П.Д. Святополк-Мирскому, чтобы поручиться за мирный характер шествия и просить правительство не стрелять в людей, а вступить в переговоры с представителями «Собрания русских фабрично-заводских рабочих». Но правительство приняло решение не подпускать народ к Зимнему дворцу, а в случае неповиновения применить оружие.
Верховная власть оказалась не готова к диалогу с низами. Ответ царского правительства известен:
а) было убито около 130-200 человек и ранено 500-700 человек;
б) были продолжены вооруженные действия войск и полиции против жителей города и в последующие дни;
в) смещен (за «мягкотелость») министр МВД Святополк-Мирский; пост министра МВД занял человек с консервативными взглядами А.Г. Булыгин;
г) учреждена должность Санкт-Петербургского генерал-губернатора с чрезвычайными полномочиями, пост которого занял один из наиболее ярых реакционеров, бывший обер-полицмейстер Москвы генерал Трепов Д.Ф., фактически ставший диктатором столицы.
д) применение репрессивных мер (массовые аресты, высылка из столицы и др.).
Все эти действия наглядно свидетельствовали, что мирно договориться, по крайней мере, в данное время, правительство не желало. Николай II и его окружение в своем стремлении сохранить власть выбрали не слово, а оружие. Однако события 9 января 1905 г. вызвали массовые выступления по всей стране и положили начало первой русской революции.
В стране лавинообразно нарастал процесс падения престижа власти. В борьбу втягивались новые силы. 10 января в Петербурге бастовали уже 160 тыс. чел. на 650 предприятиях. Лозунг петербургского пролетариата «Смерть или свобода!» эхом прокатился по всей России:
- рабочее движение стала всероссийским (забастовки, в ходе которых преобладали политические требования, охватили свыше 140 промышленных центров);
- возникли организационные центры рабочего движения в лице Советов рабочих депутатов (первый общегородской Совет возник в Иваново-Вознесенске в мае 1905 г.);
- усилились волнения крестьян, охватившие 1/5 всех уездов Европейской России (сопровождалось поджогами дворянских имений, захватом хлебных амбаров и т.п.);
- начались революционные брожения в армии и на флоте (июнь 1905 г., восстание на броненосце «Потемкин»);
Нарастающий протест масс, давление на царя со стороны некоторых министров вынуждало царя задуматься о других способах борьбы с революцией. 17 января царь созывает Особое совещание под председательством С.Ю. Витте, которому поручалось подготовить проект первостепенных преобразований. Но коренной переворот в планах царя произошел во второй половине февраля, когда он от отрицания идеи народного представительства дошел до ее признания. Так, 18 февраля родился рескрипт на имя министра МВД А. Булыгина о созыве народных представителей (из числа избранных от народа), которые привлекались к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предложений, но при «непременном сохранении незыблемости основных законов империи».
6 августа были утверждены «Манифест и положение о выборах в Государственную Думу», названную Булыгинской по имени автора проекта, и «Положение» о выборах в нее. Дума рассматривалась как представительный законосовещательный орган. Выборы планировались многостепенными, не равными. Большинство населения было лишено избирательных прав по материальному, социальному, этническому и т.п. признакам: студенты, военнослужащие, рабочие, женщины и некоторые национальные меньшинства.
Уступки царя не соответствовали ожиданиям общества и не смогли остановить нарастающую политизацию страны. Характерно, что большинство оппозиционных правительству сил в это время уже имели более или менее разработанные программы политического переустройства страны. В результате:
- большевики и эсеры призывали к бойкоту Булыгинской Думы с последующим перерастанием его в во всенародное восстание;
- часть умеренных либералов была удовлетворена учреждением законосовещательной Думы, большинство же представителей либерального движения - высказались за расширение ее прав и всеобщее голосование.
Второй этап революции (октябрь - декабрь 1905 г.) - высший подъем революционного движения:
С начала осени 1905 г. в России наблюдалось резкое усиление революционного движения. В нем появлялись новые моменты, связанные с ростом организацией народных масс (формирование стачечных и забастовочных комитетов и вовлечением в забастовочное движение железнодорожников (учреждение Всероссийского железнодорожного союза). Итогом этого процесса стала Всероссийская октябрьская политическая стачка, охватившая 120 городов империи и 2 млн. рабочих. Она парализовала всю жизнь в стране.
Вывести страну из революционного кризиса осенью 1905 г. правительству Николая II можно было двумя путями:
1. Ведением военной диктатуры, что предполагало применение эффективной карательной политики, вплоть до кровопролития. Однако ресурсы государственной власти были сильно ограничены, а также и не было достойной кандидатуры на роль военного диктатора (великий князь Николай Николаевич категорически отказался, понимая всю опасность этой идеи). Сторонником этого пути был Николай II.
2. Провозглашением широких либерально-конституционных реформ. Сторонником этого пути был С.Ю. Витте, предложивший царю программу конституционных преобразований. Важным условием Витте стало требование поста премьер-министра с предоставлением права подбора кандидатур в кабинет «из лиц, пользующихся общественным доверием». Николай II после некоторых колебаний был вынужден согласиться. Программа Витте была утверждена, а он назначен председателем объединенного Совета министров.
17 октября 1905 г. Николай II подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором обещал:
« 1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.
3. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей….». (См.: Законодательство эпохи империализма и буржуазно-демократических революций // Российское законодательство X - XX вв. - М., 1994. Т.9. С. 41.)
Манифест стал вторым шагом после реформ 60-70-х гг. XIX в. на пути преобразования самодержавия в конституционную монархию. Введение гражданских свобод обеспечило легализацию политических партий в России (усилено влияние социалистов и оформление партий либеральной и монархической направленности), профсоюзных и др. общественных организаций. Таким образом, Манифест 17 октября представлял собой максимум уступок Николая II за весь период его правления и имел поворотное значение в истории революции 1905-1907 гг., вызвав раскол в ее рядах:
- монархисты встали на защиту самодержавия (организация черносотенных погромов и применение тактики индивидуального террора);
- либералы расценивали уступки монарха как крупную победу и призывали прекратить борьбу (но противоречия в теоретических и тактических вопросах привело к образованию двух основных российских либеральных партий - кадетов и октябристов);
- меньшевики (РСДРП) призывали направить усилия на обеспечение выполнения правительственных обещаний;
- большевики (РСДРП)б приступили к подготовке вооруженного восстания в Москве, выступили инициаторами бойкота Государственной Думы;
- эсеры (ПСР) сделали ставку на активизацию тактики индивидуального террора как средства воздействия на психику масс и меру устрашения правительства, что, по их мнению, должно было привести к расстройству существующей общественной системы (за 1905-1907 г. ими было совершено 204 террористических актов).
Конец 1905 г. стал временем новых выступлений революционных сил при активном участии социал-демократов, эсеров и анархистов: а) крестьянские восстания (захват земель, разгром помещичьих усадеб) привели к отмене выкупных платежей; б) восстания в Кронштадте и Севастополе (октябрь-ноябрь), в) беспорядки на Транссибирской магистрали (октябрь-декабрь); г) вооруженные выступления в 50 городах страны (декабрь 1905 - январь 1906 гг.). Особое место занимало, организованное большевиками, вооруженное восстание в Москве (9-19 декабря 1905 г.). Плохая организация, отсутствие поддержки Петербурга (арест членов Петербургского совета), а главное изменение ситуации в стране после Манифеста 17 октября привели к поражению восставших и многочисленным жертвам.
Восстание в Москве показало, что рабочие играют большую роль в жизни страны. В разгар восстания (11 декабря) был принят новый закон о выборах, по которому они получали избирательные права.
Но избирательный закон 11 декабря 1905 г. в соответствии, с которым проходили выборы в I и II Государственную Думу, содержал в себе существенные ограничения:
- выборы не были всеобщими (право голоса не получили женщины, солдаты и матросы, батраки, учащиеся и некоторые национальные меньшинства);
- выборы носили сословный характер (1 голос помещика = 3 голосам буржуазии, 15-ти голосам крестьян и 45-ти голосам рабочих);
- выборы не были прямыми;
- введены возрастной и имущественный цензы.
После Московского восстания власти получили возможность более решительно применять силовую тактику для подавления революции.
Третий этап революции (январь 1906 - 3 июня 1907 г.) характеризуется спадом революции и укреплением позиций государственной власти.
С начала 1906 г. заметно активизируется деятельность социалистических партий, стремившихся направить революционное движение в нужное им русло. Но количество организованных массовых выступлений рабочих и крестьян резко сокращалось. Наблюдались вспышки стихийных разрозненных акций (нападение на полицию, захват оружия, захват земли и т.д.).
Для заключительного этапа первой русской революции был характерен подъем национально-освободительного движения как под лозунгом борьбы за национальную автономию (партии неонароднического толка - Дашнакцутюн, социалисты-федералисты Грузии и др.), так и за культурно-национальную автономию (партии социал-демократического направления - Бунд, С.-д. партии Литвы и Украины и др.).
К началу 1906 г. в центре политической жизни встал вопрос о созыве Государственной Думы. 20 февраля 1906 г. был издан Манифест, содержавший законы о:
1. Государственной Думе, которая стала законодательным органом. Депутаты Думы избирались на 5-ть лет и были неподотчетны избирателям. От работы их мог отстранить Сенат. Дума могла быть распущена досрочно императором. С законодательной инициативой в Думу имели право входить министры, комиссии депутатов и Государственный Совет.
2. Государственном Совете, который был наделен законодательными функциями, превратившись в верхнюю палату российского парламента с правом налагать «вето» на решение Думы. Половина членов совета назначалась царем, другая - избиралась некоторыми привилегированными учреждениями и общественными организациями (напр., Синодом, губернскими земскими собраниями, дворянскими и областными обществами, крупными организациями промышленников и торговцев и др.). Таким образом, состав Совета был аристократическим. Правительство стремилось сузить возможность действия оппозиционной Государственной Думы.
Права Думы были серьезно ограничены Основными законами, обнародованными 23 апреля, за 4 дня до открытия I Думы. В соответствии с ними императору принадлежала «верховная самодержавная власть» (ст. 4), то есть «почин по всем предметам законодательства», «утверждение» законов, «власть управления во всем ее объеме». Царь назначал правительство, которое несло перед ним ответственность.
Дума имела ограниченную законодательную инициативу: не могла вносить законопроекты, отнесенные к «ведению государя» (дипломатические, военные, внутренние дела Двора), не контролировала около половины государственного бюджета. Депутаты Государственной Думы (как и члены Государственного совета) получали от государства «суточные» во время работы по 10 руб. в день (в Государственном совете - по 25 руб.), кроме того, деньги на проживание, дорогу и отопление.
Решения Думы должны были утверждаться Государственным советом. Была создана конструкция «3-х замков». Законодательная власть была вручена одновременно трем органам: Государственной Думе, Государственному Совету и императору.
Закон мог быть принят только при согласии всех трех органов, возражения хотя бы одного из них исключали возможность принятия закона. В перерывах между сессиями при «чрезвычайных обстоятельствах» царь сам издавал указы (ст. 87), которые затем утверждались Думой и Советом. Правительство часто пользовалось этим правом при конфликтных ситуациях с Государственной Думой.
В период первой русской революции были созваны I и II Государственные думы (апрель-июль 1906 г.; февраль - июнь 1907 г.). После роспуска I Государственной Думы левые террористические и партии разочаровались в попытках мирно договориться с властями и разжигали недовольство в рабочей и крестьянской среде, террористы вели настоящую войну с властью. Десятками и сонями гибли представители государственной и военной власти. Целый ряд стихийных и разрозненных восстаний вспыхнули летом и зимой 1906 г. (моряки и солдаты в Свеаборге, Кронштадте, Ревеле, рабочие Петербурга и др.).
Пост председателя Совета министров, с сохранением поста министра МВД, занял П. А. Столыпин, взявший курс на борьбу с революционным терроризмом. В августе 1906 г. был принят Указ о военно-полевых судах, которые рассматривали дела преступников, захваченных на месте убийств, бунтов, терактов в течение суток. Приговор приводился в исполнение в 24 часа. Часть современные исследователей склонны считать эти меры суровыми, но вынужденными (по данным С. Ольденбурга, за 1906 г. было убито 718 и ранено 820 представителей власти). По приговорам этих судов за период с августа 1906 по апрель 1907 гг. было казнено более тысячи человек. В такой обстановке проходили выборы во II Государственную Думу.
Правительство Столыпина пыталось направить работу Думы в нужное русло обсуждения правительственных законопроектов и указов. Но в силу перевеса в ней левых партий (социал-демократов, эсеров, национал-социалистов), которые требовали отмены столыпинских законов и выступали против военно-полевых судов, сотрудничество Думы с правительством оказалось невозможным. Под предлогом готовящегося заговора Столыпин потребовал исключение из ее рядов 55 депутатов-социалистов и лишения 16 из них депутатской неприкосновенности. В ответ на несогласие Думы с требованиями Столыпина она была распущена (3 июня 1907 г.).
Одновременно было издано новое положение о выборах (3 июня 1907 г.), но не получившее одобрение Думы. Это нарушало провозглашенный основными Законами порядок принятия новых избирательных законов. Новый избирательный закон был изменен в пользу имущих слоев населения (1 голос помещика = 4-м голосам крупной буржуазии = 60-ти голосам средней буржуазии = 243 голосам крестьян = 545 голосам рабочих). 3 июня 1907 г. считается окончанием революции. Эти события получили название - Третьиюньского государственного переворота.
ПЕРВЫЙ ОПЫТ РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА (I И II ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА)
Время Работы
Партийно-политический состав
Руководство Гос. Думы
Основные вопросы и направления деятельности
24 апреля -
8 июля 1906 г.
I
Государственная дума
Отказались участвовать эсеры и социал-демократы - большевики.
Кадеты-161; трудовики-97; мирнообновленцы-25; с.-д.-17; партия демократических реформ-14; прогрессисты-12; беспартийные-103; партия союза автономистов: польское коло-32; эстонская группа-5; латышская группа-6; группа западных окраин-20; литовская группа-7.
Всего: 499 депутатов.
Председатель-
С.А.Муромцев
(кадет)
· Проблема создания «ответственного перед Государственной думой министерства»
· Центральный вопрос - аграрный
Все отклонено верховной властью и Государственная дума распущена
За 72 дня работы был принят только один закон.
20 февраля -
2 июня 1907 г.
II
Государственная
дума
Трудовики-104; кадеты-98; с.-д.-65; эсеры-37; правые-22; народные социалисты-16; умеренные и октябристы-32; партия демократических реформ-1; беспартийные-50; национальные группы-76; казачья группа-17.
Всего: 518 депутатов.
Председатель-
А.Ф.Головин
(кадет)
· Центральный вопрос -
аграрный (проекты кадетов, трудовиков, с.-д.);
· Отказ поддержать столыпинские аграрные реформы;
Распущена по указу царя от 3 июня 1907 г. И введен в действие новый избирательный закон.
За 103 дня работы приняла два закона, в то же время, минуя Думу, царь утвердил 390 законов.
Причины поражения:
1.Раскол оппозиционных самодержавию сил.
2.Недостаточный опыт революционной борьбы пролетариата и крестьянства.
3. Несогласованность революционных выступлений.
4.Революционные партии не смогли возглавить народные массы.
5. Армия в целом оставалась верной царскому режиму.
6.Помощь царизму из-за рубежа.
Эволюционный путь перерастания мнимой конституции в действительную, не состоялся. Тем не менее, политические силы России получили богатейший материал для анализа первого опыта российского парламентаризма, извлечения из него предметных уроков. Важнейшими элементами этого опыта были:
1. Взаимодействие царя, назначаемого им правительства и народного представительства, позволяющее судить о возможных рамках отпускаемых «сверху» свобод, о роли и месте самой Думы в политической системе царизма; самодержавие показало свою неспособность сотрудничать ни с первой, ни со второй Государственными думами.
2. Взаимодействие партий на легальной почве: думская трибуна была для них первой возможностью широко заявить о своих программах, проверить свои силы и способы борьбы, определиться с союзниками и противниками.