Право государственной собственности на природные объекты
В настоящее время государственная собственность во многом сохраняет свое доминирующее положение. В исключительной собственности государства находятся недра, леса, животный мир, подавляющая часть водных объектов. Лишь земельные участки подлежат приватизации.
Если раньше все природные ресурсы находились в исключительной собственности союзного государства, то таких собственников множество. Это - Российская Федерация и ее субъекты. В связи с этим остро встал вопрос о разграничении государственной собственности на природные ресурсы на федеральную и собственность субъектов РФ.
В соответствии с федеральным природоресурсовым законодательством к федеральной собственности относятся:
а) земельные участки и другие природные ресурсы, необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям РФ;
б) земельные участки, занятые объектами недвижимости, находящимися в федеральной собственности;
в) природные ресурсы территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа;
г) участки недр федерального значения, т.е. необходимые для гарантированного обеспечения государственных потребностей РФ стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность РФ, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам РФ;
д) поверхностные и подземные водные объекты; трансграничные (пограничные) водные объекты; внутренние морские воды;
е) лесной фонд РФ, а также леса, не входящие в лесной фонд;
ж) животные: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу РФ, отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении, подпадающие под действие международных договоров РФ, естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов РФ.
з) особо охраняемые природные территории федерального значения.
К собственности субъектов РФ относятся природные объекты и ресурсы, не находящиеся в федеральной собственности и не переданные в частную и муниципальную собственность.
Механизм отнесения конкретных природных объектов к тому или иному виду права государственной собственности достаточно четко определен лишь в ВК РФ: водные объекты признаются федеральной собственностью РФ.
ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ, ФЗ «О введении в действие ЗК РФ», ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» от 17.04.2006 № 53-ФЗ1 в статье 3.1 предусмотрено:
в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
К собственности субъектов Российской Федерации относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения.
В отношении других природных ресурсов вопрос пока остается открытым.
Что касается правомочий владения, пользования и распоряжения, то применительно к праву государственной собственности они имеют особое содержание. Государство-собственник не может непосредственно владеть и пользоваться природными ресурсами, оно может лишь предоставить их во временное или бессрочное владение и пользование другим лицам (гражданам и организациям) путем предоставления ограниченных вещных прав - пожизненного наследуемого владения и постоянного бессрочного пользования. У государства в этом случае сохраняется право на извлечение выгод из принадлежащей ему собственности, но опосредовано - путем получения платы за пользование. Кроме того, государство в допускаемых законодательством случаях может осуществлять передачу природных ресурсов в частную и муниципальную собственность.