Управление государственным и муниципальным долгом.
Под управлением государственным и муниципальным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства и муниципального образования по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ. К основным методам управления государственным долгом относятся: конверсия, консолидация, унификация займов, отсрочка погашения займа, аннулирование долга, реструктуризация долга. Обслуживание государственного долга производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством, посредством осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме. Контроль за состоянием государственного внутреннего долга РФ осуществляется парламентом страны. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 1997 г. № 245 "О единой системе управления государственным долгом Российской Федерации" в Министерстве финансов РФ созданы Департамент управления государственным внутренним долгом и Департамент управления государственным внешним долгом. Министерству финансов разрешено: резервировать часть поступлений от размещения внешних и внутренних государственных ценных бумаг на отдельном счете в Центральном банке РФ с использованием этих средств только для проведения операций по снижению стоимости обслуживания государственного долга; проводить совместно с Центральным банком РФ операции на внутреннем рынке с государственными ценными бумагами, направленные на стабилизацию и последовательное снижение уровня процентных ставок. На Министерство финансов возложена обязанность обеспечить единство планирования и учета всех операций по привлечению, погашению и обслуживанию внешних и внутренних государственных заимствований. Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга, утвержденный законом (решением) о бюджете соответствующего уровня, не должен превышать 15% объемов расходов бюджета соответствующего уровня (ст. 111 БК). От имени РФ право осуществления государственных внутренних заимствований принадлежит Правительству РФ или уполномоченному им федеральному органу исполнительной власти. В субъекте РФ такое право принадлежит единственному уполномоченному органу исполнительной власти субъекта РФ. От имени муниципального образования право осуществлять внутренние заимствования принадлежит уполномоченному органу местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. Органу представительной власти одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год предоставляется Программа внешних заимствований. Правовую основу выпуска и размещения долговых ценных бумаг образуют Федеральные законы: "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996г.; "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" от 29 июля 1998 г; ст. 97 - 114 БК.