Административно-территориальное устройство субъектов РФ
Административно-территориальное устройство - разделение территорий государства на определенные части (районы, города и др.), в соответствии с которыми строится и функционирует система местных органов государства.
Под административно-территориальными единицами понимаются структурные части (элементы) административно-территориального устройства. Они не обладают политической самостоятельностью и находятся в определенном соподчинении между собой.
Принято выделять следующие принципы административно-территориального устройства: социально-экономический; географический; демографический; исторически-национальный.
Административно-территориальными единицами в России сейчас являются: район, город, район города и сельский населенный пункт. По мнению ряда исследователей, особенностью современного российского административно-территориального устройства является то, что область, край и город федерального значения одновременно выступают как административно-территориальное образование, входящее в состав России, и как равноправный субъект Российской Федерации.
Вопросы административно-территориального устройства решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно. Все административно-территориальные преобразования осуществляются только с учетом мнения проживающего на данной территории населения.
Границы между субъектом Федерации и граничащими с ним другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. При этом требует также согласие Совета Федерации, которое оформляется постановлением.
Значение Северного Кавказа в системе геополитических интересов России сегодня приобретает особую актуальность и все больше людей втягивается в события, происходящие в данном регионе. Следует согласиться с тем, что геополитическое влияние его в настоящий период времени возросло и, видимо, будет возрастать в будущем.
По ряду объективных причин Кавказ можно отнести к зонам потенциальной этнической конфликтности. Всем известно, что это - один из самых полиэтнических регионов России. На Кавказе проживает более 60 этносов, значительно отличающихся друг от друга своими этнокультурными признаками. Прежде всего, этническое многообразие предопределило многообразие языковое: народы Северного Кавказа говорят на языках, принадлежащих к различным подгруппам кавказской, индоевропейской и алтайской языковых семей. По этой причине взаимопонимание даже между представителями генетически родственных народов порой бывает затруднено. Народы Кавказа отличаются и численностью: здесь проживают крупные этносы и рядом совсем небольшие, насчитывающие до нескольких тысяч человек. Это приводит к тому, что сильно варьируется география расселения этносов - от расселения на достаточно крупных территориях до распространенности в пределах нескольких или даже одного селения. В качестве примера следует назвать дагестанское высокогорье, где проживают различные этносы.
Регион в значительной мере развивается по принципу конфессионального плюрализма. Наиболее распространенными религиями на Кавказе являются христианство и ислам различных толков и направлений.
Нельзя не сказать о том, что народы Северного Кавказа разнообразны по культурно-бытовым особенностям. Это проявляется в специфике поведенческих норм и в устоях мировоззренческих стереотипов.
Одновременно с этим следует отметить, что у народов Северного Кавказа много общих и богатых этнических традиций, носящих региональный характер. Многие из них зафиксированы в знаменитом Нартском Эпосе - памятнике устного народного творчества общемирового уровня. К вопросу о традициях примыкает проблема адатов - обычного права. В советское время на них смотрели, как на пережитки прошлого и считали необходимым их изживать. Но они при этом продолжали жить и функционировать, и в том числе в виде и качестве правовых норм. На наш взгляд, вопрос об адатах и шариате у народов региона нуждается в глубоком исследовании, ибо он тесно связан с проблемами установления правового порядка в субъектах региона.
На Северном Кавказе важное место занимает и этнопрофессионализм, на который в советское время вообще не обращали внимание, ни в теории ни на практике. В настоящий период эта проблема выступает достаточно четко, особенно это связано с миграционными процессами. Вероятно, что в регион следует привлекать ученых, которые могут подготовить экспертные заключения по тем или иным вопросам, дать определенные советы и наметить направления для регулирования этнополитических действий в регионе. Органы власти региона должны понять и почувствовать необходимость сотрудничества с учеными теоретиками и практиками в решении общерегиональных проблем. И не просто поймут, а помогут ученым в решении их проблем, будут нуждаться в работе этих ученых. И затраты немедленно окупятся, потому что работники региональных органов государственной власти будут осуществлять строительство федеративных отношений в регионе не по наитию, а по науке.
Наряду с вышеизложенными особенностями народов Северного Кавказа, нельзя не учитывать еще один крайне важный фактор, который зачастую в основном формирует фон для межэтнических отношений. Это завышенный уровень этнического самосознания местных народов.
Специфика этнических проблем того или иного этноса Северного Кавказа сильно зависит от социально-экономических и социально-политических факторов. Не всегда этнические конфликты объясняются действием объективных причин. Современные ученые ставят и решают сегодня проблему этнических стереотипов.
Этому способствует специфика национального вопроса в регионе, замешанная на трагических событиях в Чечне и в Закавказье, в том числе фактах терроризма. На Кавказе все чаще и чаще культурно-этническое все более подменяется этнополитическим, а национальные интересы используются в качестве политического ресурса теми, кто стремится всячески реализовать свои притязания на собственную власть над народом.
А. Ю. Коркмазов обращает наше внимание на то, что «крушение «социалистического образа жизни» еще более актуализировало значение проблемы Северного Кавказа в системе геополитических интересов России. С дискредитацией коммунистических идеалов в общественном сознании народов бывшего СССР как бы образовался вакуум. Многие из них, в частности народы Северного Кавказа, в течение сотен лет испытывавшие внешнее давление со стороны более могущественных соседей, в сложившейся геополитической ситуации оказались, как и прежде, в состоянии неопределенности и неуверенности в завтрашнем дне». Совершенно ясно, что в такой обстановке народы Северного Кавказа начинают «искать» пути становления собственной государственности, воспринимая при этом различные идеи и проекты национально-государственного устройства со стороны. Одни видят решение на пути выхода из состава России (например, Чечня), другие считают возможным оставаться в составе России, но при этом очень хотят суверенитета и политической самостоятельности.