Международные избирательные стандарты. Всеобщая декларация прав человека ООН.
Новейший этап развития избирательного права и избирательной системы Российской Федерации берет свое начало в сентябре-октябре 1993 г., когда в соответствии с Указом Президента РФ от 21 сентября 993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» было приостановлено осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций съездом народных депутатов РФ и Верховным Советом РФ, после принятия 12 декабря 1993 г. в ходе всенародного голодания новой демократической Конституции РФ была введена принципиально иная система органов государственной власти местного самоуправления на основе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, организационное отделение органов местного самоуправления системы органов государственной власти. Согласно ст. 1 Конституции РФ 1993 г. Россия есть демократическое федеративное государство с республиканской формой правления, при этом в ст. 3 зафиксировано краеугольное демократическое положение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. В Конституции закреплены: в ст. 32 право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти политического многообразия, многопартийности; в ст. 81 - универсальные принципы избирательного права при проведении выборов Президента РФ: всеобщее равное прямое избирательное право при тайном голосовании. В ч. 4 ст. 81 и ст. 96 закреплено, соответственно, что порядок выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ (Государственная Дума) устанавливается федеральными законами.
В Конституции закреплены основные черты института досрочных выборов Президента РФ и Государственной Думы. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 92 Конституции РФ Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. В случае досрочного прекращения Президентом исполнения своих полномочий досрочные выборы должны состояться не позднее трех месяцев с момента их досрочного прекращения, при этом во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. В случае же роспуска Государственной Думы Президент назначает дату выборов, с тем чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска (ч. 2 ст. 109).
В соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. На этой основе в 1999 г. были принят Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», который применительно к институту досрочных выборов закрепил, что полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случаях: а) принятия указанным органом решения о самороспуске, при этом решение о самороспуске принимается в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта РФ; б) роспуска указанного органа высшим должностным органом государственной власти) по основаниям, предусмотренным указанным Федеральным законом; в) вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, суда края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий; г) роспуска указанного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным указанным Федеральным законом (в этом случае полномочия указанного органа прекращаются со дня вступления в силу федерального закона о его роспуске). В случае досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ назначаются внеочередные выборы, которые проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении его полномочий. Кроме того, указанный Федеральный закон определяет не только случаи досрочного прекращения полномочий законодательного органа, но также частично раскрывает положение о неправомочности его депутатского состава, включая в содержательный перечень данного понятия такой компонент, как сложение депутатами своих полномочий.
В Конституции РФ имеются и другие положения, связанные с организацией избирательного процесса, которые получили свое раскрытие и развитие в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ.
После проведения 12 декабря 1993 г. одновременно со всенародным голосованием по проекту Конституции первых выборов в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания РФ - палаты нового законодательного и представительного органа государственной власти Российской Федерации - развитие избирательного права происходило на новой конституционной основе, отличающейся от прежних конституционно-правовых подходов, стало возможным использовать прогностическую и прикладную функции науки избирательного права. Кроме того, в 1993-1995 гг. указами Президента РФ были внесены кардинальные изменения в избирательную систему Российской Федерации на федеральном, региональном и местном уровнях. На федеральном уровне и в каждом субъекте РФ были приняты пакеты законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы должны были соответствовать качественно новые формы рамочного (единообразного) правового регулирования основных аспектов организации и проведения выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.