Концепция экологически безопасного и устойчивого развития, упомянутая в начале главы, после обсуждения в рамках совместных семинаров, организованных Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Всемирным банком, признана методической основой экологического учета в рамках СНС.
Сущность концепции состоит в том, что необходимо установление сбалансированного равновесия между потребностями человека и природой, которое бы защитило флору и фауну от пагубного экологического воздействия и сохранило природную среду для будущих поколений. Другими словами, расширение экономической деятельности возможно в пределах, обеспечивающих сохранение природного и антропогенного капитала. Более узкое понимание устойчивости обусловливает замещение природного капитала антропогенным и поддержание соответствующего уровня.
Пересмотренный вариант СНС 1993 года позволил проанализировать возможности согласования различных концепций, классификаций и показателей окружающей среды и природных ресурсов с системой национальных счетов. Такая взаимосвязь была предпринята в рамках вспомогательной системы СНС по комплексному экологическому и экономическому учету. Несмотря на ряд нерешенных вопросов теоретического и практического характера, данный подход получил одобрение Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию, которая в Повестку дня на XXI век включила программную область «Создание систем комплексного экологического и экономического учета». Назначение этой системы состоит в обеспечении комплексной эколого-экономичес-кой информацией, необходимой при осуществлении экологической политики на национальном уровне и для международной сопоставимости данных в этой области.
Система экологического и экономического учета (СЭЭУ) предназначена для отражения взаимосвязей'окружающей природной среды и экономики и включает:
элементы экономических потоков, запасов, операций из традиционной СНС, позволяющие оценить влияние экономики на экологию;
экологические потоки и запасы, для которых применимы стоимостные нерыночные оценки использования окружающей природной среды;
потоки природных ресурсов в физическом измерении из окружающей природной среды в экономику и их дальнейшая трансформация, включая потоки отходов экономики в природную среду;
характеристику состояния окружающей среды в физическом выражении в той мере, в какой требуется для анализа влияния последствий экономической деятельности на окружающую среду.
СЭЭУ предполагает согласование показателей экономического учета с существующей системой показателей окружающей среды и природных ресурсов.
Взаимодействие экономики и окружающей природной среды с экономических позиций рассматривалось и в более ранних вариантах СНС (СНС ООН 1968 года). В этом варианте использование природной среды имело ограниченное отражение и не влияло на затраты и на величину ВВП. Так, если ухудшение качества земли было связано со скоплением отходов, то это отражалось в рамках «других изменений» стоимости земли только в случае, когда оно влияло на ее рыночную стоимость. В качестве издержек в СНС учитывались только затраты по транспортировке отходов к месту их удаления.
Версия СНС 1993 года предусматривает более широкий охват активов. С точки зрения цели СЭЭУ первоочередное внимание должно быть уделено той части природной среды, которая подвержена или может оказаться под воздействием деятельности Человека.
Часть природной среды потенциально или фактически, косвенно или прямо затрагиваемая человеческой деятельностью, называется природным капиталом, или природными активами.
К природным активам относятся:
биологические активы, созданные природой;
активы недр, земли, воды с их экосистемами;
все животные (дикий и домашний скот), растения, включая культивируемые культуры и деревья, и окружающая их природная среда (экосистемы).
СНС включает только экономические активы, т. е. природные активы, закрепленные на правах собственности и приносящие прибыль их владельцам.
Экономические активы подразделяются на непроизведенные природные активы и произведенные.
Непроизведенные природные активы - земля, недра, водные ресурсы, некультивируемые биологические ресурсы, объединенные в категорию материальных непроизведенных активов.
Произведенные активы подразделяются в свою очередь на основные материальные фонды (активы) и материальные оборотные средства.
К основным материальным произведенным активам, включаемым в категорию культивируемых активов, относятся активы, расширение которых происходит главным образом в результате культивации и которые контролируются человеком, например, лесопосадки, сады, виноградники и т. д., дающие постоянные урожаи, а также тягловый, племенной и молочный скот.
К материальным оборотным средствам (в составе произведенных активов), включаемым в категорию текущих работ по культивируемым активам, относятся, например, семенной фонд сельскохозяйственных культур, скот, предназначенный на убой, плоды фруктовых деревьев и кустов.
В действительности четко разграничить понятия «материальные оборотные средства» и «материальные основные фонды» в ряде случаев весьма сложно, так как природные активы выполняют одновременно и количественные, и качественные функции.
В отличие от формального определения на практике к экономическим активам, включаемым в СНС, относятся активы, имеющие рыночную стоимость и контролируемые их владельцами на законодательной основе. Неконтролируемые природные активы иногда могут иметь рыночную стоимость, так как те или иные добытые продукты могут быть реализованы на рынке. Однако такие активы согласно методологии СНС не являются экономическими активами, поскольку экономические активы - это объекты, имеющие рыночную стоимость и находящиеся под эконо-мичеким контролем. Разумеется, критерий экономического контроля неоднозначен и неодинаково применяется ко всем видам природных активов. Например, земля относится к категории контролируемых активов в той мере, в какой она используется в экономических целях.
Одной из самых сложных задач СЭЭУ является оценка использования природных активов. Различные функции природных активов в основном не имеют рыночной стоимости и выражаются в физических единицах. В настоящее время предложено три метода оценки: рыночная, прямая нерыночная оценка и, наконец, косвенная нерыночная оценка.
Рыночная стоимость произведенных материальных природных активов определяется так же, как и стоимость антропогенных активов в СНС, не являющихся природными активами, т. е. в основном текущей рыночной ценой подобных новых активов.
Текущие рыночные цены используются при оценке произведенных природных активов, запасов (биологических и небиологических), если он и произведены и могут быть реализованы.
Непроизведенные материальные активы, реализуемые на рынке, оцениваются по ценам сделок, нереализуемые - по рыночным ценам подобных активов.
Непроизведенные природные активы, запасы (активы недр) имеют рыночную стоимость в случае, если становятся объектом эксплуатации. Рыночная стоимость таких активов определяется на основе спроса и предложения на рынке, при этом вычитаются издержки на эксплуатацию.
Метод прямой нерыночной оценки основывается на готовности продать и готовности купить. Зачастую природные активы невозможно оценить и приходится ограничиваться определением возможной стоимости качества тех или иных услуг. Так, за стоимость ухудшения качества воздуха можно принять ту сумму, которую при опросе люди окажутся готовыми уплатить, чтобы избежать дальнейшего ухудшения его качества. Разумеется, этот метод не бесспорен, да и названная сумма может оказаться весьма условной. Тем не менее иногда только этот метод позволяет хотя бы приблизительно оценить функции природных активов.
При методе косвенной нерыночной оценки используются данные о фактических расходах на предотвращение ухудшения качества природной среды или ее восстановление, в частности, данные о расходах на охрану окружающей среды или ее восстановление, на смягчение или ликвидацию отрицательных последствий от деградации окружающей среды. Однако при этом методе оценка функций природных активов нередко оказывается односторонней. С учетом того, что проводимые природоохранные мероприятия часто оказываются недостаточными для восстановления нарушенного баланса, данные об издержках, по существу, являются нижним пределом при оценке качественного состояния природной среды. В этом случае более полной оценкой является стоимость, определяемая методом «готовности продать и готовности купить». Кроме того, фактические издержки, если их брать за оценочную стоимость ухудшения качества природных активов, например, связанные с ущербом, нанесенным здоровью людей от загрязнения окружающей среды, не учитывают потери от снижения эстетических функций природы.
Другой вариант метода косвенной нерыночной оценки основан на данных об условно исчисляемых (гипотетических) издержках. Суть этого метода заключается в том, что в затраты, связанные с использованием природной среды, включаются и инвестиционные расходы, которые следовало бы произвести, чтобы не нанести ущерб окружающей среде для ее будущего использования. Этот подход соответствует требованиям экологической политики, направленной на то, чтобы сохранить оптимальный баланс природной среды, сочетающий потребности человека с потребностями флоры и фауны.
Оценка функций природных активов на основе этого метода идентична по методологии СНС оценке потребления основного капитала, т. е. текущие издержки использования основного капитала представляют собой сумму, необходимую для сохранения уровня и качества антропогенных активов.
Недостатком метода компенсационных издержек является то, что некоторые виды пользования окружающей средой не воздействуют на природу и, таким образом, не имеют стоимости (в денежном выражении). Так, если вода имеется в достаточном количестве, то ее отвод для использования не обусловлен компенсационными издержками.
Нерыночная оценка (прямая и косвенная) возможна в тех случаях, когда ее использование не связано с рыночными операциями.
Рассмотренные стоимостные методы оценки природной среды, хотя и приемлемы для характеристики взаимосвязей экономики и окружающей среды, недостаточно охватывают все возможные экологические и эстетические функции природы. Стоимостные показатели мало подходят для описания потоков материалов и питательных веществ из природной среды в экономику и обратно. Другими словами, материальные и энергетические балансы, которые, как известно, описывают трансформацию природной среды под влиянием экономических процессов, не могут быть составлены без применения физических данных.
Использование СНС для СЭЭУ не должно сводиться к экономическому взгляду на экологические проблемы, однако при принятии экономических решений необходимо учитывать и экологические аспекты.
В СЭЭУ экономическая деятельность и ее влияние на природные процессы рассматриваются лишь в той мере, в которой это необходимо для комплексного анализа взаимосвязей между окружающей средой и экономикой. Для такой интеграции необходимо дальнейшее совершенствование систем экономического учета и экологической статистики для создания единых систем, описывающих природную среду, и определения взаимосвязей сданными социально-демографической статистики.
Комплексный эколого-экономический учет должен обеспечивать, с одной стороны, определение показателя экологического внутреннего продукта (ЭВП), а с другой - более широкую трактовку понятия макроэкономического показателя благосостояния.
Как известно, традиционный показатель валового внутреннего продукта (ВВП) рассматривается как результат действия таких экономических факторов, как труд и капитал. Эти же факторы являются основополагающими и при определении ЭВП. Тем не менее между этими показателями существует различие, вытекающее прежде всего из различного содержания понятия капитала. При исчислении ЭВП помимо затрат основного капитала учитываются затраты непроизведенных природных активов, т. е. негативные изменения окружающей среды, например, истощение полезных ископаемых, загрязнение окружающей среды и т. д., поэтому величина ЭВП меньше традиционного ВВП.
Надо отметить, что многие ученые критически относятся к традиционному определению капитала, принятому в СНС, как совокупности произведенных активов. Более широкое определение капитала, на котором основывается расчет ЭВП, по их мнению, позволяет судить, в какой мере рост экономики происходит за счет интенсивной эксплуатации природной среды. Таким образом, ЭВП, являясь результатом народнохозяйственной деятельности, в то же время отражает достижение определенных практических целей и в области экологии, что соответствует требованию концепции устойчивого развития, т. е. обеспечивается взаимосвязь экономики с экологией.