Эстетическое сознание - это феномен духовной культуры. Как отмечали многие мыслители и как развернуто показал Гегель, разум безжизнен без чувства и бессилен без воли. Понятия истины и добра неполны без красоты, а она в свою очередь проявляется там, где разум приблизился к истине, а воля направлена на добро. «Я убежден, - писал Гегель, - что высший акт разума, охватывающий все идеи, есть акт эстетический, и что истина и благо соединяются родственными узами лишь в красоте» (Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: В 2 т. Т.1. М., 1970. С. 212). Ни в одной области нельзя быть духовно развитым, не обладая эстетическим чувством.
Само слово «эстетика» происходит от гр. слова «эстетикос» - чувствующий, чувственный, а эстетическое сознание есть осознание окружающего мира в форме конкретно-чувственных, художественных образов. Очень часто эстетическое сознание отождествляется с искусством, но это не совсем точно. Эстетическим, т. е. вызывающим у человека соответствующие чувства, может быть все, что угодно: природные ландшафты, любые предметы материальной и духовной жизни.
Объективной основой возникновения эстетического являются, очевидно, некие фундаментальные закономерности бытия, проявляющиеся в отношениях меры, гармонии, симметрии, целостности, целесообразности и т. д. Конкретно-чувственная наглядная форма этих отношений в объективном мире порождает своеобразный резонанс в душе человека, который ведь и сам есть частица этого мира, и, следовательно, тоже причастен к общей гармонии Вселенной. Настраивая свой предметный и душевный мир в унисон с действием этих универсальных отношений бытия, человек и получает специфические переживания, которые мы называем эстетическими. Справедливости ради следует заметить, что в науке эстетика существует и другой взгляд на природу эстетического, отрицающий его объективность и выводящий все формы эстетического исключительно из человеческого сознания.
Эстетические переживания в силу универсальности лежащих в их основе отношений способны возникать в любом виде человеческой деятельности. Однако в большинстве из них (в труде, науке, спорте, игре) эстетическая сторона является подчиненной, второстепенной. И только в искусстве эстетическое начало носит самодавлеющий характер, приобретает основное и самостоятельное значение.
Эстетика существует во всех сферах жизнедеятельности человека. Красивыми могут быть авиалайнер, автомобиль, мост, мебель, одежда и многое другое. Красивым могут быть - футбол, теннис, шахматная игра и т. п. Эстетическое сознание тесно переплетается с сознанием нравственным. Широко известно изречение Чехова А. П. о том, что в человеке все должно быть прекрасно: не только внешний вид, но поступки и мысли. Когда говорят о «некрасивом поступке», то под этим разумеют, прежде всего, нарушение норм и принципов морали. Идеалом человеческой личности всегда считали не утонченного эстета, рафинированного ценителя красоты, а всесторонне развитую, нравственную и социально активную личность.
И все же наиболее ярким выражением эстетического отношения человека к действительности является искусство.
В. С. Соловьев говорит, что обычно считают, что искусство воспроизводит не сами предметы и явления действительности, а только то, что видит в них художник. Истинный художник видит в них их типичные, характерные черты, эстетический элемент природных явлений, пройдя через сознание и воображение художника, очищается от всех материальных случайностей и таким образом усиливается, выступает ярче, красота, разлитая в природе, в ее формах и красках, на картине является сосредоточенною, сгущенною, подчеркнутою. Суть искусства, по Соловьеву, состоит не в повторении, а «продолжении того художественного дела, которое начато природой, в дальнейшем и более полном разрешении той же эстетической задачи» (Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. М., 1988. С. 391).
Главным в искусстве является его нравственное содержание. В поэзии Пушкина совершенная красота ее формы усиливает действие того духа, который в ней воплощается, а дух этот - живой, благой и возвышенный, как он сам свидетельствует в известных стихах:
«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в сей жестокий век я прославлял свободу
И милость к падшим призывал».
Возникновение искусства уходит в далекое прошлое.
Люди родового общества, бесспорно, были наделены незаурядными художественными способностями. Их «художественной мастерской» была чаще всего пещера, которая освещалась лишь огнем костра. В ней стены украшались рисунками, сюжеты которых брались из повседневной жизни. До нас дошли изображения животных, сцены охоты на них и последующих празднеств. Эти рисунки поражают точностью изображения и художественной экспрессией.
Искусство, в отличие от других видов художественного производства, апеллирует больше не к разуму, а к чувствам. Оно хоть и воспроизводит существенные и порой скрытые стороны действительности, однако пытается делать это в чувственно-наглядной форме. Это, собственно, и придает ему необыкновенную силу воздействия на человека. Отсюда проистекают и основные особенности искусства как способа освоения мира. К ним обычно относят художественные образы, символы как главные средства воспроизведения эстетической реальности, общее в искусстве не абстрактно, а предельно конкретно (любой литературный герой есть ярко выраженная индивидуальность, но одновременно и общий тип, характер); признание фантазии, вымысла и одновременно требование «жизненной правды» от продуктов этой фантазии; ведущая роль формы произведения искусства по отношению к содержанию и др. Эти особенности искусства свидетельствуют об известной самостоятельности, независимости путей развития искусства от прочих видов духовного производства.
Искусство обладает рядом функций: познавательной, воспитательной, эстетической.
Познавательная функция. Искусство может служить способом передачи опыта и информации, накопленных предшествующими поколениями. Произведения искусства и литературы рисуют широкую панораму жизни человечества, взятую в ее историческом развитии. Они переносят нас в различные эпохи, делают соучастниками исторических событий как родной страны, так и стран всего мира. Они показывают современность и предвосхищают будущее. Генеральным объектом познания в искусстве всегда был и остается человек. Вот почему искусство в целом и, в частности, художественную литературу именуют человековедением, учебником жизни и т. п. Тем самым подчеркивается еще одна важнейшая функция искусства - воспитательная.
Лучшие произведения искусства, как классические, так и современные, формируют мировоззрение и нравственность человека, воспитывая в нем чувство прекрасного и гуманизм.
Но все же главная функция искусства - эстетическая. Суть ее состоит в том, что искусство признано доставлять человеку эстетическое удовольствие и наслаждение. Если быть откровенным, то мы ходим в кино или театр не затем, чтобы нас там учили жизни или демонстрировали поучительные примеры для подражания. От произведений искусства прежде всего мы хотим получить удовольствие. Причем не просто удовольствие, а удовольствие эстетическое. Оно отнюдь не сводится к благоприятному расположению духа от созерцания прекрасного. Природа эстетического удовольствия заключается в возбужденном, растревоженном состоянии духа, испытывающего немой восторг от безупречно исполненной работы мастеров искусств.
Эстетическое отношение человека к действительности, его стремление освоить и переустроить мир по законам красоты изучается эстетикой.
Эстетическое является родовым понятием, видами которого выступают прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое и т. п. Эстетика - философская наука, которая изучает, прежде всего, прекрасное в природе, обществе, в человеке, а также общие принципы творчества по законам красоты.
Много веков в социально-философской и эстетической литературе продолжается спор о соотношении прекрасного в искусстве и действительности. При этом обнаруживается две основные позиции. Согласно одной из них (Чернышевский Н. Г.), прекрасное в жизни всегда и во всех отношениях выше прекрасного в искусстве. В таком случае искусство предстает копией с типических характеров и предметов самой действительности и суррогатом действительности. Альтернативная концепция (Гегель, Герцен): прекрасное в искусстве выше прекрасного в жизни, ибо художник видит зорче, дальше, глубже, чувствует мощнее и многокрасочнее своих будущих зрителей, читателей, слушателей и именно поэтому может их зажечь, вдохновить, выпрямить своим искусством.
Искусство служит средством самовыражения человека, и, следовательно, предметом искусства являются как отношения человека и мира, так и сам человек во всех его измерениях - психологическом, социальном, нравственном и даже бытовом. Гуманитарные науки - и психология, и социология, и этика и т. п. - также имеют своим предметом человека, но все они рассматривают его с какой-либо одной и притом сознательно ограниченной точки зрения. Искусство же не только берет человека в его цельности, но и затрагивает все самые глубокие и еще не изведанные наукой пласты того удивительнейшего феномена в мире, которым является человек - тайна тайн природы. Искусство говорит с нами на своем особом языке, которому надо научиться прежде, чем он станет понятен.
Роль искусства в общественной жизни трудно переоценить. Любое глубокое переустройство общественных порядков всегда подготавливалось при активном участии искусства. Так было и в античности, и в эпоху Возрождения. Так было и в начале 80-х гг. прошлого века, когда именно писатели как бы исподволь подготовили тот мощный взрыв социальной активности, который мы наблюдаем сегодня. Не случайно именно искусство быстрее, чем, скажем, наука или право, отреагировало на изменение барометра общественной жизни в середине 80-х гг., оказавшись на переднем крае главных событий времени.
Эстетическое сознание и его высшая форма - искусство - являются необходимейшей частью общественного сознания, обеспечивающей его целостность и мобильность, его поисковую направленность в будущее, его нравственно-психологическую устойчивость в настоящем.
Неотъемлемым аспектом эстетического сознания являются эстетические чувства. Эстетическое чувство - это просветленное чувство наслаждения красотой мира. «Эмоции искусства суть умные эмоции. Вместо того чтобы проявиться в сжимании кулаков и в дрожи, они разрешаются преимущественно в образах фантазии» (Выгодский Л. С. Психология искусства. М., 1965. С. 275). Эстетические чувства относятся к высшим формам душевных переживаний. Они предполагают осознанную или неосознанную способность руководствоваться понятиями прекрасного для восприятия явлений окружающей действительности, произведений искусства. Эстетические чувства возникают в единстве с нравственными и познавательными чувствами и обогащаются в связи с ними. По степени обобщенности своего предметного содержания эстетические чувства подразделяются на конкретные (например, чувства к тому или иному художественному произведению) и абстрактные (чувство трагического, возвышенного). Начиная от чувства умеренного удовольствия, человек может пройти ряд ступеней вплоть до эстетического восторга.
Эстетическое чувство развивалось и совершенствовалось, открывая перед человеком все новые и новые стороны действительности: прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное. Это чувство настолько глубоко дифференцировало духовный мир человека, что со временем даже устойчивые эстетические представления приобрели огромное количество оттенков. Так, объективно-комическое в системе эстетического восприятия получило такие свои оттенки, как чувство юмора, сарказма, трагикомического и т. д. В отличие от сатирического восприятия действительности чувство юмора - это способность человека добродушно подшучивать над тем, что ему дорого, проявляя в этом глубоко эстетическое отношение к этому дорогому для него объекту.
Развитое эстетическое чувство делает личность человека индивидуально неповторимой, дифференцирует его внутренний мир и вместе с тем гармонически сочетает в нем духовные качества. Человек с развитым эстетическим чувством - это человек творческого порыва, творческого отношения к жизни.
Характерно, что человек с развитыми здоровыми эстетическими потребностями надолго сохраняет не только духовную, но и физическую молодость, так как творческий активный импульс его жизни повышает общий тонус жизнедеятельности его организма. Действительно, постоянное общение с природой, умение видеть и создавать красоту в труде, в отношениях между людьми, способность глубоко чувствовать и понимать искусство - все это усиливает жизнеспособность человека, освобождая его от многих ненужных отрицательных эмоций и переживаний. Развитые эстетические потребности делают более высокой общую культуру чувств, очищая их от вульгарных, примитивных и грубых переживаний.
Эстетические эмоции, совершенствуя человечество, совершенствуют и каждого отдельного человека. Благодаря им духовный мир каждого человека становится глубоко индивидуальным и неповторимым. Свободное и широкое развитие эстетических потребностей человека порождает в нем только ему присущий склад эмоциональной жизни, делает его жизнь интересной и красочной, дает ему объективно возникшее ощущение своей оригинальности и социальной значимости.
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Религиозные ценности и свобода совести
Религия являет собой важный и необходимый феномен духовной жизни человека и общества.
Это, по словам А. Шопенгауэра, «метафизика народа», т. е. его философия как неотъемлемый компонент его мировоззрения.
Наряду с мифом и философией религия - одна из форм мировоззрения. Как и философия, она пришла на смену мифологическому мировоззрению, которое не смогло дать удовлетворительного ответа на вопросы, возникшие в древнем обществе при переходе от первобытно-общинных отношений к более усложненным, классовым.
Религиозное сознание, возникнув в древности и претерпев различные изменения, связанные с развитием общественных отношений, продолжает оказывать влияние на поведение и поступки очень многих людей и в наши дни.
Религия представляет собой сложное общественное образование. В ее структуре, формирование которой завершилось в период появления классового общества, выделяют следующие элементы: 1) религиозное учение, 2) религиозные чувства, 3) культ (обряды), 4) религиозные организации (церковь, секты).
Религиозное учение представляет собой систему религиозных идей и утверждений. Религиозные учения создают и пропагандируют профессиональные служители религиозных организаций.
Неотъемлемой частью любой религии является религиозный культ, (Дополнительно) который представляет собой совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реально существующие объекты. К культу относятся все виды действий, связанные с религиозно-мистическими представлениями: обряды, таинства, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, мистерии, посты, молитвы. Этому служат материальные предметы: храмы, святилища, священные реликвии, утварь, одеяние.
Роль культа в любой религии исключительно велика. С помощью культа религиозные организации в доступной чувственно-конкретной форме доводят религиозные идеи до сознания верующих. Посещение религиозных служб и молитвенных собраний, неукоснительное соблюдение многочисленных предписаний и запретов призваны не только приобщить человека к религии, но и постоянно возобновлять и укреплять у него религиозное мироощущение.
Культ способствует укреплению вероисповедного единства данной религии. В процессе общения и совместных культовых действий между верующими возникают специфические связи, укрепляется чувство их превосходства над инаковерующими и неверующими. Культ приобретает большую устойчивость, срастается с бытовыми и национальными традициями. Регулярное участие в культовых действиях ведет к формированию стойких привычек.
Существенную роль в функционировании религии играют религиозные организации, представляющие собой объединения последователей той или иной религии и возникающие на основе общности верований и обрядов. Функции религиозных организаций состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, регулировании культовой деятельности, обеспечении устойчивости и целостности объединения. Особое значение приобретают религиозные организации в монотеистических религиях, как, например, в христианстве, исламе, буддизме.
Религиозное сознание (чувства, идеи, теории), религиозные культы и религиозные организации характеризуют деятельность религии как специфического социального института. Новый шаг в институционализации религиозной жизни был связан с появлением монотеистических религий. Возникает церковь - автономный, строго централизованный институт, обслуживаемый профессиональными священнослужителями. Церковь является проводником жестко фиксируемой системы вероучения и культа; ей присущи иерархический принцип управления - деление на клир, т. е. получивших специальную подготовку профессиональных служителей культа и мирян.
Объединения верующих, противопоставивших себя господствующему религиозному течению, представляют собой организации в виде различных сект. Секту отличает ряд устойчивых отличительных признаков: претензии на то, что она существует лишь для избранных; отсутствие жесткого деления на клир и мирян; сознательное вступление в общину; активная миссионерская деятельность.
На определенном этапе развития секта может превратиться в церковь, или промежуточную организацию, имеющую черты как секты, так и церкви. В современной социологии религии промежуточная форма религиозных организаций получила название «деноминация».
Некоторые представители исторической науки утверждают, что религия существовала не всегда, а появилась примерно 30 - 40 тысяч лет назад, в то время как возраст человечества не менее миллиона лет. Постепенно возникнув, религия прошла долгий путь развития от многобожия к монотеизму (единобожию), от первобытных форм - к национальным, а затем к мировым религиям.
О происхождении религии ученые высказывают много различных мнений. Например, крупный психолог-религиовед конца XIX - начала XX вв. У. Джемс считал религиозные представления врожденными, источником которых является нечто сверхъестественное.
Другая концепция исходит из того, что религия является порождением человеческих инстинктов, особой формой реагирования организма на окружающую среду.
Французский социолог З. Дюркгейм относил к религии общественные идеи, представления и верования, которые носят обязательный характер для всех членов общества и тем самым связывают индивида с обществом, подчиняют его последнему.
Зигмунд Фрейд с позиций психоанализа определил религию как коллективный невроз навязчивости, как массовую иллюзию, в основе которой лежит неудовлетворительное вытеснение бессознательных влечений.
Людвиг Фейербах рассматривал религию как отражение человеческого бытия. Он считал, что не Бог создал человека, а человек создал Бога в своем воображении по своему образу и подобию.
Марксистская философия считает, что религия является ни чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. Эта философия подчеркивает социальные причины существования религии.
Религия как общественное явление имеет свои причины возникновения и существования: социальные, гносеологические и психологические.
Главными, определяющими корнями религии как формы общественного сознания многие ученые считают социальные корни - стихийность общественного процесса, невозможность предвидеть, а тем более управлять этими процессами. Это дополняется и усиливается классовым гнетом во всех его проявлениях (экономическим, политическим, духовным, национальным).
Неблагоприятные, чуждые интересам человека социальные условия порождают особое психологическое состояние, устойчивые отрицательные эмоции (страх, страдание, подавленность, отчаяние), действующие не только на индивидуальном, но и массовой уровне. Конечно, не каждый человек, переживающий подобные чувства, становится религиозным. Это лишь условие, предпосылка обращения к религии, ее психологические корни.
То же самое можно сказать и о гносеологических корнях религии, которые создают возможность, предпосылку для возникновения религиозных чувств и представлений. В основе религиозного одухотворения и олицетворения мира лежит логическая операция аналогии. Поскольку первобытный человек не выделял себя из природы, постольку он представлял явления природы по аналогии с собой, как живые, сознательные. Способность человека к воображению, играющая большую роль на чувственном этапе познания, образует гносеологическую предпосылку возникновения фантастических образов (ангела, черта и т. п.). Абстрагирующая и обобщающая деятельность человеческого сознания таит в себе опасность отрыва познавательных образов от реальных вещей и превращения общих понятий в самостоятельные сущности, независимые от реального мира.
Религия выполняет ряд функций: регулятивную, социальную, мировоззренческую, компенсаторскую.
Регулятивное воздействие религии на сознание и поведение верующих осуществляется с помощью совокупности норм и ценностей, предписаний и запретов. Церковь стремится регулировать нравственное поведение людей, опираясь на обычные общечеловеческие нормы нравственности, придавая им религиозную окраску и образует специфически религиозные понятия (понятия «греха», «загробного воздаяния» и др.).
Под социальными функциями религии понимают различные способы ее действия в обществе. Главной, специфической именно для этой формы общественного сознания, является компенсаторская функция. Религия играет незаметную роль воспитателя, компенсатора человеческой слабости, человеческого бессилия перед силами природы и враждебными, чуждыми обстоятельствами жизни в данном обществе. Мир зла и несправедливости отвергается надеждой на сверхъестественного избавителя, спасителя, ожиданием наступления «Царства Божья» как мира благодати, справедливости и вечного блаженства.
Религия выполняет также мировоззренческую функцию, предлагая свое объяснение и оценку мира и места человека в нем. Специфической чертой этого мировоззрения является удвоение мира на мир «видимый» и мир «невидимый», представление о бессмертной душе, сотворенной Богом, и загробной жизни.
Религия вместе с обществом шла от несовершенных верований: фетишизма, тотемизма, магии и анимизма к современным мировым религиям. Фетишизм - почитание различных объектов действительности, которым предписывались сверхъестественные свойства, способность помогать, исцелять, предохранять от врагов. Фетишем может быть любой предмет. Тотемизм - вера в существование сверхъестественной связи, родства между группой людей и каким-то видом животных или растений. Тотемизм связан с охотой и собирательством.
Магия - совокупность верований и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность воздействия на людей, а также на предметы и явления окружающего мира сверхъестественным путем, используя разнообразные приемы: заклинания, ритуальные пляски, молитвы, привораживания и т. п. Анимизм же представляет собой веру в духовные сущности, заключенные в предметах, или существующие отдельно от них. Первобытный человек еще не отделял себя от природы, как уже отмечалось, и придавал всем объектам и явлениям те же свойства, которыми обладал сам.
На смену первобытным верованиям приходили племенные религии, которые, вырастая из древних, сохраняли все их архаичные формы.
Возникновение государств потребовало новых типов религий. Появились национально-государственные религии, которые отражали социально-политические и другие отношения, сложившиеся в древних государствах. С укреплением государств многие народы переходили от многобожия к единобожию. Как правило, единобожие характеризуется поклонением главному божеству, наряду с которым действуют другие сверхъестественные силы: ангелы, архангелы, демоны и пр.
Более совершенными, а потому и наиболее распространенными, оказались три мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Главной их особенностью, позволившей перешагнуть рамки одной нации, является космополитизм. Эти религии обращены ко всем народам, в них упрощен культ, отсутствует национальная специфика. Важнейшая идея мировых религий - равенство всех верующих перед Богом, независимо от их социального положения, цвета кожи и национальности.
Буддизм - одна из первых мировых религий. Возник в VI - V вв. до н. э. Распространен среди народов Центральной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока. На территории России буддизм исповедуется бурятами, калмыками, монголами, тувинцами.
Считается, что основателем этой религии стал сын индийского царя по имени Сиддхартха из рода Гауташ, которого после смерти стали называть Буддой (просветленный, достигший мудрости).
По учению буддизма, все в мире является следствием бесконечного движения «дхарм», духовно-материальных частиц. Различные их комбинации создают предметы, животных, человека, а распад ведет к смерти, после которой создаются новые комбинации и происходит перерождение. Перерождение зависит от хороших или плохих поступков в жизни. Процесс перерождения называется «колесом жизни», или сансарой. Конечной целью добродетельной жизни является слияние с Буддой, погружение в нирвану (сверхбытие), т. е. преодоление всех желаний и страстей, разрыв в цепи перерождений, прекращение перевоплощений, абсолютный ненарушимый покой.
Христианство возникло в I в. н. э. в Восточной части Римской империи. Из небольших разрозненных сект оно к началу IV в. превратилось в мощное идейное течение, завоевав господствующее положение сначала в Риме, затем на Ближнем Востоке, в Северной Африке и во всей Европе.
Поскольку христианство возникло в среде рабов, которые в основном были евреями, вывезенными из Палестины, то вполне логично влияние иудейства на первоначальное христианство. Ветхий Завет является священной книгой как для иудеев, так и для христианства. В 325 г. в городе Никее под председательством императора Константина состоялся Первый Вселенский собор христианских церквей, на котором христианство было провозглашено официальной религией Римской империи.
Поскольку Римская империя представляла собой в то время сложный организм, стремящийся к децентрализации, то соответственно и христианство вынуждено было приспосабливаться к сложившимся социальным отношениям и традициям каждой провинции. Следствием создавшихся условий было появление первых четырех автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерасулимской. В настоящее время автокефальных церквей пятнадцать, что свидетельствует о то, что христианство никогда не было единым монолитным течением.
В 1054 г. произошел раскол христианства на Восточную церковь, которая стала называться Православной, и Западной, которая именуется Римско-католической. В ХVI в. от католицизма отделяется новая ветвь в христианстве - протестантизм в его разновидностях: лютеранство, кальвинизм, англиканство и др.
На Руси Православие введено киевским князем Владимиром в 988 г. Окончательное оформление Русская Православная Церковь получает при Ярославе Мудром (1010 - I054 гг.), когда была создана Киевская митрополия во главе с митрополитом Леонтием. При Ярославе был заложен собор Святой Софии в Киеве и основан Киево-Печерский монастырь (1051).
Церковь делилась на епархии (Киевскую, Новгородскую, Черниговскую, Ростовскую, Владимирскую и др.) - церковные области, возглавлявшиеся епископами. Границы епархий совпадали с границами княжеств. В Киеве располагался центр управления церковью во главе с митрополитом, который назначался или утверждался по представлению русских князей константинопольским патриархом. И только новгородского митрополита выбирало вече в сане архиепископа.
После разорения Киева татаро-монголами киевский митрополит переехал в город Владимир. При Иване Калите (1325 - 1340 гг.) церковный центр был перенесен в Москву.
В 1448 г. великий князь Василий Васильевич созвал в Москву на собор епископов Русской земли. Главой церкви был избран митрополит рязанский Иона с титулом «митрополит Московский и всея Руси». С этого времени Русская Православная Церковь обрела независимость от константинопольского патриарха, и во многом возвысилось Русское государство: освободилось от татаро-монгольского ига, распалась удельная система, покорились царство Казанское и Астраханское.
В 1598 г. по инициативе царя Федора Ивановича и с согласия константинопольского патриарха и восточных патриархов главе Русской Православной Церкви был присвоен титул патриарха Московского и всея Руси... Первым патриархом стал митрополит Московский Иова.
На протяжении тысячелетней истории в Русской Православной Церкви, как в живом организме, происходили различные изменения, связанные с потрясением в обществе. Так, Петр I в 1721 г. заменил единоличное управление патриарха. Был учрежден постоянный духовный собор - Духовная Коллегия, которая затем называлась Святейшим Синодом.
Поместный Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в 1917 -1918 гг., совпал с революционными процессами в России. Он восстановил Патриаршество. Патриархом был избран Тихон.
В настоящее время под юрисдикцией Русской Православной Церкви находятся епархии на территориях государств бывшего СССР, в Западной и Центральной Европе, Северной и Южной Америке, Японии и других местах мира.
Ислам возник в Западной Аравии в VII в. и распространился в странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Средней Азии и других местах. Основателем ислама считается пророк Мухаммед, начинавший свою проповедническую деятельность в городах Мекке и Медине. В Мекке находится древнее святилище КААБА со святым «черным камнем», к которому мусульмане всего мира уже четырнадцать веков совершают паломничество. Ежегодно Мекку посещают 1,5 - 2 миллиона мусульман. Мусульманин обязан ежедневно совершать пять молитв. Мухаммед вел свои проповеди в устной форме и только после его смерти, при правлении халифа Османа (644 - 656 гг.), со слов людей, знавших проповеди пророка Мухаммеда наизусть, был составлен Коран. Позднее был создан сборник преданий - Сунна о поступках и изречениях пророка. Основными направлениями в исламе являются суннизм и шиизм. Образовалось множество сект: исмаилиты, ваххабиты, карматы, бабиды, кайсаниты и др. На основе Корана был разработан Шариат - свод мусульманского права. В России получил распространение среди татар, башкир, народов Северного Кавказа.
Социальной функции церкви придавали большое значение русские философы. Соловьев требовал признания за церковью роли верховного общественного начала, считая ее силой, признанной решить все главный проблемы человеческого бытия. Он только в религии видел первооснову, объединяющее начало общественной жизни и ставил задачу преобразования мира на религиозной базе. Надежды свои на лучшую будущность для человечества Соловьев связывал с тем, насколько христианским делам будут следовать монархи. Признание значения для прогресса человечества только науки Соловьев называл наивным поклонением мнимому царству науки: мир может быть спасен и обновлен лишь вдохновляющей силой, верою в Бога.
В заключение темы «Духовная жизнь общества» следует особо подчеркнуть, что духовная жизнь общества является самой возвышенной сферой жизнедеятельности общества и человека. Духовная сфера предстает перед нами в качестве самой возвышенной, ибо именно здесь рождается и реализуется то, что отличает человека от других живых существ - дух, духовность. Здесь рождаются духовные потребности, начиная с самых элементарных и кончая утонченными, синтетичными; здесь развертывается производство идей - этих уникальных творений человеческого духа; здесь в значительной степени происходит и их потребление.
Возвышенной является духовная сфера жизни общества и в плане генетическом: будучи порождением общественной практики, исторически она завершает собой формирование социума как такового. Напомним, что именно выделение умственного труда было завершающим актом в процессе общественного разделения труда. Возникнув как подсистема социума, духовная жизнь достроила социум доверху. Генетическая связь духовной жизни с другими сферами жизни общества имеет своим следствием одно немаловажное обстоятельство: принципиально единую для всех сфер цепочку деятельности, ведущую к конечному результату.
Особую роль в жизни общества, в регулировании поведения его членов играет мораль - форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом. В морали заключено, прежде всего, общечеловеческое, цивилизационное по своему смыслу ядро, обладающее кумулятивными свойствами: от этапа к этапу оно впитывает в себя и наследует общезначимые высокие нравственные идеалы и благородные моральные принципы. Под общечеловеческим имеются в виду элементарные (простые) нормы нравственности и справедливости, которые являются отражением в сознании людей реально существующего, сложившегося в течение веков и тысячелетий порядка во взаимоотношениях между людьми. Из поколения в поколение простые нормы нравственности и справедливости входили в плоть и кровь народной психологии, врастали в живую ткань языка, формировались в пословицы и поговорки.