Теория институционального бытия права Б. А. Кистяковского
Другой взгляд на природу права имел известный правовед и социальный философ Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920), который критиковал Л. Петражицкого за недооценку институционального бытия права. Сам он выделял четыре основных подхода к праву, которые отвечали четырем основным концепциям права и по-разному трактовали реальность права:
1) аналитический подход, характерный для догматической юриспруденции и соответствующей позитивистской концепции права как государственно-повелительного явления;
2) социологический подход, соответствующий понятию права как форме социальных отношений;
3) психологический подход, который отвечает психологическому понятию права;
4) нормативный подходи который отвечает аксиологическому понятию права.
Кистяковский работал в области методологических проблем философии и социологии права. В социологии он видел научную дисциплину, задача которой - выявлять универсальные общественные законы, действующие повсеместно и во все времена существования человеческой цивилизации. Отсюда его интерес к проблемам естественного права, в котором он видел прямое свидетельство того, что универсалии и константы в мире права, а значит и предельно общие закономерности его развития действительно существуют. Считал проблему генезиса и сущности права одной из важнейших социогуманитарных проблем, удовлетворительное решение которой возможно только на пути интегрального научного подхода, способного преодолеть односторонности сугубо юридических, социологических и психологических методов. Утверждал, что только синтез познавательных возможностей указанных подходов, опирающийся на общую философию культуры, открывает возможность построения аутентичной теоретической модели правовой реальности. Исследовал социально-исторические предпосылки правового нигилизма и внес значительный вклад в разработка концепции правового государства
Человеческое сознание ориентировано на эмпирические и трансцендентальные цели. Среди последних главными являются свобода и справедливость. Исторический процесс в целом несет в себе тенденцию к осуществлению идеи справедливости, которая, будучи априорной, направляет поведение людей и позволяет им видеть в праве реальный духовно-практический механизм достижения справедливости. Право - это первичное по отношению к государству социальное формообразование, возникшее раньше государства и способное существовать независимо от него в виде народных обычаев (обычного права), традиций поведения и сознания.
Для Кистяковского был очевиден тот социально-исторический факт, что в России на протяжении предыдущих столетий отсутствовал цивилизованный правопорядок. С данным обстоятельством оказалось непосредственно связано другое - отсутствие у российской интеллигенции сколько-нибудь серьезного интереса к правовым идеям. Как следствие этого - российская культура не произвела ни одного выдающегося трактата по вопросам права. Англичане дали миру Гоббса и Локка, французы - Монтескье и Руссо, немцы - Канта и Гегеля, а русские, по его мнению, даже самые крупные мыслители не создали ничего существенного в области философии права. В ряду данных факторов находится также и характерное для народов России отсутствие уважения к правопорядку, тесно связанное с тем, что общественном сознании сложился образ государства как деспотического зверя - чудовищного Левиафана. Государство существует не для угнетения и мучения народов, а насилие не является его неотъемлемым сущностным признаком. Государственная система есть базовое условие развития общественной промышленности и индивидуальной культуры и существует для обеспечения различных форм человеческой солидарности, создания условий для духовного возвышения и облагораживания человека. Не случайно Фихте считал государство самым могучим проявлением человеческого «Я», а Гегель видел в нем одно из наиболее совершенных воплощений абсолютного духа. Но большинство современных государств являют собой, по преимуществу, органы насилия. Это их временное, переходное состояние, поскольку будущее принадлежит высшей из государственных форм -правовому государству, главный принцип которого заключается в том, что высшая власть подзаконна и ограничена признанием неприкосновенности прав и свобод личности. Человек обладает правами, которые не даруются ему государством, а принадлежат ему изначально. В их число входят: а) свобода совести, убеждений и верований; б) свобода устного и печатного слова; в) свобода союзов и собраний; г) свобода передвижения; д) неприкосновенность личности, жилища, переписки; е) политические свободы. В правовом государстве народ, как совокупность личностей, является не только объектом, но и субъектом власти и несет ответственность за поддержание правопорядка, а его общественное сознание, вышедшее из доправового состояния, достигает необходимого уровня цивилизованности и правопонимания.