Конспект лекций по предмету "Философия"


Структура сознания

Идеальность сознания
Вопрос о возникновении человека с его сознанием (антропогенез) является очень важным, но в то же время еще не раскрытым полностью из-за недостатка сведений. В современных учениях об антропогенезе выдвигались и выдвигаются различные версии, среди которых можно выделить три основные: 1) сотворение богами; 2) сотворение пришельцами из космоса (палеовизит); 3) эволюционная гипотеза. Первые две версии не разделяются учеными-специалистами в области антропогенеза, более приемлемой является эволюционная гипотеза. Однако следует при этом отметить, что исторически сформировавшееся к настоящему времени естественнонаучное представление о возникновении жизни на Земле, и в частности об антропогенезе, в теоретических интерпретациях не всегда принимается как достоверное. Некоторые авторы весьма скептически относятся к нему и даже полагают, что в целом современное учение о зарождении жизни на Земле ложное, оно представляет собой «модифицированную библейскую натурфилософию». Однако подобный скептицизм не имеет под собой каких-либо вразумительных оснований. Эволюционная теория является более приемлемой и соответствует современным естественнонаучным данным.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Эволюционная гипотеза основана на учении Дарвина. Он впервые указал на то, что в процессе эволюции живого одни виды животных возникают из других. Дарвин предположил, что люди возникли от особого вида обезьян. Ф. Энгельс, опираясь на естественнонаучные данные, впервые развивает философскую концепцию о том, как происходил процесс превращения человекообразных обезьян в человека. В своем сочинении «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» он выделил следующие этапы в образовании человека:
1) Усвоение прямой походки. Энгельс писал: «Много сотен тысячелетий существовала высокоразвитая порода человекообразных обезьян. Они были сплошь покрыты волосами, имели бороды и остроконечные уши и жили стадами на деревьях. Под влиянием своего образа жизни они стали отвыкать от помощи передних конечностей при ходьбе по земле и стали усваивать все более и более прямую походку». «Этим, - отмечает Энгельс, - был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку».
2) Освобождение руки в результате прямой походки. В начале неразвитая рука постепенно приспосабливается для различных операций. С помощью руки наши предки начали использовать в качестве орудий случайно оказавшиеся под рукой простейшие предметы природы для защиты от хищников или захвата добычи, собирания плодов, ягод. Эта их деятельность относилась к разряду «первых животнообразных инстинктивных форм труда».
3) Переход от простого использования естественных предметов к изготовлению орудий труда. «Труд начинается с изготовления орудия», - писал Ф. Энгельс. «Прежде чем первый кремень при помощи человеческой руки был превращен в нож, - отмечал Ф. Энгельс, - должен был, вероятно, пройти такой длинный период времени, что в сравнении с ним известный нам исторический период является незначительным. Но решающий шаг был сделан». Что представляют собой наиболее древние орудия? Это орудия охоты, рыболовства, домашней обработки продуктов, для изготовления одежды.
4) Употребление все более разнообразной пищи, в том числе мяса. Употребление мясной пищи привело к двум новым достижениям, имеющим решающее значение: к пользованию огнем, к приручению животных. Мясная пища содержала в почти готовом виде наиболее важные вещества, в которых нуждается организм для своего обмена веществ. Но наиболее существенное влияние мясная пища оказала на мозг, получивший благодаря ей в гораздо большем количестве, чем раньше, те вещества, которые необходимы для его питания и развития, что дало ему возможность быстрее и полнее совершенствоваться из поколения в поколение.
5) Коллективная деятельность и образование членораздельной речи. Развитие труда по необходимости способствовало наиболее тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности, стало яснее сознание пользы этой совместной деятельности для каждого отдельного члена. Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Появилась членораздельная речь. Это, наряду с трудом, явилось вторым важным моментом в возникновении человека. В этой связи Ф. Энгельс писал: «Сначала труд, а затем и вместе с ним и членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг».
Концепция Ф. Энгельса подтверждается находками ископаемых человекообразных обезьян. По общепринятому в науке мнению, наиболее древней группой предков человека являются дриопитеки (греч. «дриос» - дерево, «питекос» - обезьяна). Эти обезьяны жили в третичный период (миоцен, 10 - 15 млн лет назад). От дриопитеков люди эволюционно унаследовали хорошо развитые глаза и чувство осязания. Костные останки этих обезьян были найдены в Европе и Азии. От них формировались популяции, которые привели к образованию других видов обезьян. Среди этих популяций появилась одна, которая получила название австралопитеков (греч. - южная обезьяна).
Останки костей этих обезьян найдены в Южной Африке. Австралопитеки являются предшественниками первых древних людей. Чем они характеризовались? Они обитали в лесостепях, полупустынях, передвигались на задних конечностях. Обладали более крупным мозгом по отношению к предыдущим типам обезьян. Использовали естественные предметы, камни, палки для защиты от нападения других животных и добывания пищи. Их передние конечности, манипулируя палками и др., приобретали свойства человеческой руки. В процессе эволюции среди популяций, выделившихся из австралопитеков, появилась такая популяция, представители которой стали примитивно обрабатывать естественные предметы, используя их в качестве орудия (деревянные дубины, расколотые камни с острыми краями), это были первые орудия, с помощью которых добывались и обрабатывались объекты дикой природы. На основе этого произошло превращение стада обезьян в социальное объединение - ранних гоминид, первых диких людей. Эти люди получили название питекантроп (греч. «питекос» - обезьяна, «антропос» - человек). Географически питекантропы, как полагают ученые, располагались в Северо-Восточной Африке. Они появились приблизительно 2,5 млн лет назад.
Другой очаг гоминизации располагался в Центральной Азии, Южной и Передней Азии (Индия, Китай, Вьетнам). Из этого вида гоминид выделялись различные популяции, среди них такая, которая привела к появлению синантропов (греч. - «китайский человек»). Назван так, поскольку кости синантропов обнаружены в пещере вблизи Пекина. Синантроп отличался тем, что его рука очень близко напоминала человеческую, увеличились нижнетеменные доли, а с ними связывают развитие высших познавательных способностей. Наблюдается увеличение мозга.
Дальнейшая эволюция этого типа гоминид привела к появлению неандертальцев. Название получено от места находок их останков в 1856 году в Неандертале вблизи Дюссельдорфа. Они были распространены по всей Европе. Останки их встречаются в Африке, Передней Азии (Персия, Турция), на о. Ява. Неандертальцев считают предками современного человека - гомосапиенс. Формирование Homo sapiens приходится на конец ледникового периода, 40 - 12 тыс. лет до новой эры. В это время возникает материнская родовая община. В общинах кроманьонцев существовало разделение труда, появились сложные общественные и производственные отношения; появление и развитие родового общества привело к образованию племен.
Сознание человека обладает сложной структурой. Выделяют чувственно-эмпирический и абстрактно-теоретический уровни сознания. Чувственно-эмпирический уровень включает в себя два подуровня: социально-психологический и обыденное сознание. Социально-психологический подуровень составляют эмоциональные настроения, чувства, он выражается в различных эмоциях (радости, удовлетворенности, угнетённости, психического негодования и др.). Обыденное сознание включает в себя систему обыденных знаний, умений, навыков, которые формируются в процессе ежедневной практической деятельности человека. На этом уровне происходит накопление житейской мудрости.
Абстрактно-теоретический уровень возникает у людей в результате их обучения различным наукам. Этот уровень, в свою очередь, включает в себя также два подуровня: теоретическое сознание и теоретическую идеологию, научное теоретическое мышление. Как на уровне чувственно-эмпирическом, так и на уровне абстрактно-теоретическом функционируют различные формы сознания, такие, как этическая, эстетическая, религиозная, правовая, политическая, философская, естественнонаучная. Все эти формы присутствуют у различных людей в различной степени. Каждая форма сознания представляет собой особое видение мира. Так, например, этическая форма сознания - это видение мира в категориях добра и зла, хорошего и плохого и др. Эстетическая форма сознания - это видение мира с точки зрения прекрасного и безобразного и т. д.
В структуре сознания выделяют осмысленное, осознанное, а также бессознательное и подсознательное. Уже древнегреческий философ Платон говорил о том, что человек осознаёт не всё, что содержится в его душе. Немецкие философы Г. Лейбниц и И. Кант указывали на существование в человеческой психике не только сознательно формулируемого начала, но и бессознательного.
Термин «бессознательное» часто употребляется как обозначение особой области психики, сосредоточившей в себе вечные влечения, мотивы, стремления, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию. Впервые специальное систематическое исследование бессознательного осуществил австрийский психиатр Зигмунд Фрейд.
Особую пограничную область между сознанием и бессознательным составляет подсознательное. Здесь проявляются промежуточные, переходные, «полусознательные» или «полубессознательные» психические процессы и состояния. В настоящее время известно, что в подсознании и в бессознательном человека хранится, обрабатывается и используется для регуляции поведения значительно большее количество информации, чем в сознании.
Сознание идеально. Оно является абстрактным отражением действительности в понятиях, суждениях, умозаключениях, которые сами по себе не обладают ни физическими, ни химическими, ни другими свойствами, присущими материальным телам. Например, такие понятия, как стол, дерево, человек и др. не обладают пространственными размерами, объёмом, весом, а они являются идеальным отражением тех существенных свойств, которые присущи названным материальным объектам. Таким образом, термином «идеальное» характеризуют человеческое сознание, основанное на гносеологическом противопоставлении материальному, то есть идеальные явления - те, которые не обладают свойствами материальных вещей, но они являются отражением материального в сознании человека. Сознание как идеальное не может существовать без материального носителя. Ни один образ, ни одно понятие не могут существовать сами по себе в отрыве от человека, человеческого мозга.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.