Криминопенологические параметры преступного поведения против уголовно-исполнительных учреждений и их сотрудников
Парадоксальность данного типа преступного поведения заключается в том, что оно может исполняться не только осуждёнными, но и самими сотрудниками уголовно-исполнительных органов. И это не только пресловутое взяточничество, присвоение, растрата чужого имущества, вверенного виновному и др. Это прежде всего профессиональная измена, ибо ничто не причиняет такого вреда делу как измена тех, кто ему же служит. И необходимо подчеркнуть, что и сами осужденные не уважают таких сотрудников, «выжимают» из них все до предела, а потом «выбрасывают как использованный презерватив». Кроме того, носителями данного типа преступного поведения могут быть и иные лица, в частности, находящиеся на свободе - родственники, близкие осужденных, друзья и особенно «прикрытые» им когда-то соучастники («взял вину на себя»), а также члены преступных группировок, в которые входит осужденный и которые продолжают действовать и в условиях лишения и ограничения свободы. Вместе с тем, речь здесь пойдет только о преступном поведении осуждённых, направленном против уголовно-исполнительных органов через что-то или кого-то.
Иначе говоря, преступное поведение против уголовно-исполнительной системы - это общественно-опасная деятельность, стремящаяся к совершению преступлений через причинение вреда сотрудникам, членам их семей и близким, атрибутам и имуществу органов и их сотрудников, а иногда и через посягательства на осужденных, направляемое криминогенной мотивацией сопротивления наказанию, иногда неосознанной, и искусственно создаваемыми управленческой конфликтной, а также виктимно-криминогенной ситуациями.
Отсюда вытекают типы преступного поведения против уголовно-исполнительной системы, их сотрудников по его направленности:
Посягательства на жизнь, здоровье, профессиональные функции сотрудников органов, исполняющих наказание, членов их семей, близких, а в ряде случаев и - осужденных в целях воспрепятствования выполнению функций уголовно-исполнительного учреждения:
а) убийство лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга при исполнении уголовного наказания (ст. 105 ч. 2 п. «б» УК РФ);
б) посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или его близких в связи с исполнением приговора, совершенное в целях воспрепятствования законной деятельности либо из мести за такую деятельность (ст. 295 УК РФ);
в) дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ);
г) терроризм в условиях исполнения наказания (ст. 205 УК РФ);
д) применение насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей по исполнению уголовного наказания (ст. 318 УК РФ);
е) угроза или насильственные действия в отношении судебного пристава, судебного исполнителя, а равно его близких в связи с исполнением приговора (ст. 296 ч. 2,3,4 УК РФ).
Преступления против свободы, чести, достоинства, профессиональных функций сотрудников органов, исполняющих наказание, членов их семей, близких, а в ряде случаев и - осужденных также в целях воспрепятствования деятельности уголовно-исполнительного учреждения:
а) захват заложника в условиях исполнения наказания (ст. 206 УК РФ);
б) похищение человека при исполнении наказания (ст. 126 УК РФ);
в) незаконное лишение свободы в условиях исполнения наказания (ст. 127 УК РФ);
г) оскорбление представителя власти при исполнении наказания (ст. 319 УК РФ);
д) клевета в отношении судьи, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя при исполнении ими наказания (ст. 298 УК РФ);
е) воспрепятствование осуществлению правосудия по исполнению приговора (ст. 294 ч. 1,3 УК РФ);
ж) дача взятки сотруднику уголовно-исполнительной системы (ст. 291 УК РФ).
Посягательства на атрибуты уголовно-исполнительной системы и их имущество:
а) присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ);
б) похищение или повреждение документов, штампов, печатей (ст. 325 УК РФ);
в) подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК РФ);
г) приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (ст. 324 УК РФ);
д) подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства (ст. 326 УК РФ);
е) неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК РФ);
ж) кража, грабёж, разбой, мошенничество, вымогательство, присвоение или растрата, причинение, имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, умышленное или неосторожное уничтожение или повреждение имущества уголовно-исполнительных органов (ст. 158-163, 165-168 УК РФ);
з) самоуправство (ст. 330 УК РФ).
Посягательства на имущество сотрудников уголовно-исполнительных органов:
а) кража, мошенничество в отношении имущества сотрудников (ст. 158, 159 УК РФ);
б) грабёж, разбой, вымогательство, а также умышленное уничтожение или повреждение личного имущества сотрудников (ст. 161-163, 167 УК РФ).
В таблице 14 в приложении приведены данные динамики состояния, уровня, структуры преступлений, совершенных против уголовно-исполнительной системы и ее сотрудников.
При анализе данных таблицы 14 необходимо учитывать, что:
1) здесь не фигурирует ряд преступлений, действительно совершённых против сотрудников и уголовно-исполнительных органов, но зафиксированных как общие составы, например, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью;
2) в таблице не отражены преступления как бы двойного значения, учитываемые нами в качестве иных типов, например, побеги, массовые беспорядки и другие, имеющие также направленность и против уголовно-исполнительных органов;
3) в графе «иные преступления» в статистических отчётах также немало посягательств отражаемого нами типа, например, захват заложников.
Вместе с тем, из таблицы 14 видно, что количество зарегистрированных преступлений, направленных против уголовно-исполнительных органов по разным показателям:
а) имеет очень большие колебания, составляя то четвёртую, то восьмую часть из всех преступлений в ИУ;
б) неуклонно из года в год снижается количество осуждённых, привлеченных к уголовной ответственности за вышепоименованные посягательства, хотя факты свидетельствуют о совершенно обратных процессах, происходящих в местах лишения свободы - о беспределе там, об отсутствии правовой защищённости вследствие умозрительной формулировки уголовно-правовых норм, а в последнее время и декриминализации некоторых, например, злостного неповиновения (ст. 1883 УК РСФСР), о снижении профессионализма сотрудников правохранительных органов, прежде всего органов дознания, предварительного расследования и прокуратуры, не могущих собрать достаточных доказательств для передачи дела в суд или не желающих вообще этим заниматься. Однако и приведённые данные свидетельствуют о значительной распространённости посягательств на уголовно-исполнительные органы, среди которых, несомненно, преобладают преступления, направленные против здоровья, чести и достоинства сотрудников уголовно-исполнительных учреждений и лишь на втором месте после них находятся посягательства на имущество этих органов.
В новом УК РФ, как будто выполняющего заказ преступного мира или в связи с явной некомпетентностью тех, кто готовил эти разделы отсутствуют такие составы, которые действительно выполняли функции уголовно-правовой охраны исполнительной системы да и не только ее, были фактически единственными действенными и эффективными: сопротивление представителю власти (ст. 191 УК РСФСР), злостное неповиновение (ст. 1883 УК РСФСР). Кстати, в новом УИК РФ злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания признаны «угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление», будто бы или в связи с тем, что составителям УИК РФ более близки нужды уголовно-исполнительной системы, или в связи с этим они в этом значительно компетентнее, или до них не «добрались» представители преступного мира. Но здесь содержится явный намек на то, что уж «злостное-то неповиновение» должно быть криминализировано.
Далее. Некоторые нормы УК РФ составлены так, что они, будто бы защищая государственную власть, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления на самом деле защищают интересы преступного мира. Так, ст. 288 УК РФ объявляет, что субъектом данного преступления может быть только государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, которые, кстати, могут и присвоить эти полномочия, стремясь защитить интересы службы, зато субъектом его никак не может быть бандит, облаченный в форму сотрудника милиции, прокуратуры, имеющий соответствующие документы и отправившийся на «большую дорогу» или с целью организации побега, или - переброса запрещенного для осужденных вещества, уголовная ответственность за который, кстати, тоже отменена в новом УК.
По данным Комарицкого С.И., выделившего из всех посягательств на уголовно-исполнительные органы, только сопротивление представителю власти (ст. 191 УК РСФСР), как уже отмечалось, единственно действенного и декриминализированного в новом УК РФ, следует, что данный состав в общей структуре преступности имел следующий удельный вес:
1) при исполнении условного осуждения и отсрочки исполнения приговора - 0,8 %;
2) исправительных работ - 2,0 %;
3) в спецкомендатурах составлял - 0,8 %.
Иначе говоря, лишь каждое сотое преступление из зарегистрированных и выделенных являлось посягательством на уголовно-исполнительные органы через их сотрудников, а в настоящее время и вообще «отсутствует», по юридическим основаниям. Возможно, этот тип преступного поведения явно не столь актуален как при лишении свободы или охране интересов уголовно-исполнительных учреждений, в том числе и без изоляции от общества, новым «демократическим» государством не придается значения.