Конспект лекций по предмету "Философия"


Духовная жизнь общества

Оглавление




Духовная жизнь общества





Страница 2



Понятие и структура духовной жизни общества
Духовность - сложное понятие. Дух (лат. spiritus, буквально: дуновение, тончайший воздух, дыхание, запах) - в широком смысле слова понятие, которое тождественно идеальному, сознанию. Оно использовалось, прежде всего, в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии.
Здесь оно выступало в виде самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежит функция творения и определения судеб мира и человека. В диалектико-материалистической философии понятие духовной жизни приобрело более широкий смысл как умственная деятельность. Поэтому можно дать следующее определение: духовная жизнь общества представляет собой умственную деятельность людей, направленную на преобразование общественного бытия. В целом духовная жизнь включает в себя такие виды духовной деятельности, как занятие различными видами искусства (литература, живопись, музыка, театральная деятельность); деятельность в системе образования и воспитания; научная деятельность и др. Все виды духовной жизнедеятельности являются результатом функционирования общественного сознания.
Духовная сфера является самой возвышенной сферой жизнедеятельности общества и человека. Именно здесь рождается и реализуется то, что, прежде всего, отличает человека от других живых существ, дух, духовность. Основой духовной жизни, ее определяющими началами являются такие идеальные начала, как добро, истина, красота.
Духовная жизнь общества и человека - сложный феномен. Не случайно русский философ Франк С. Л. считал, что чрезвычайно трудно распутать живой клубок духовной жизни и проследить сплетение образующих его отдельных нитей - морально-философских мотивов и идей; здесь можно наперед рассчитывать лишь на приблизительную точность (Франк С. Л. Сочинения. М., 1990. С. 81). Духовная жизнь общества и человека появилась сразу вместе с появлением человека на Земле. В своем воображении мы можем представить абстрактный образ первого человека. Первобытный человек имел первобытный духовный мир, который состоял из религиозных, нравственных, эстетических чувств.
К основным элементам духовной жизни общества можно отнести духовные потребности людей, направленные на создание и потребление соответствующих духовных ценностей, равно как и сами духовные ценности, а также духовную деятельность по их созданию и в целом духовное производство. К элементам духовной жизни следует отнести также духовное потребление как потребление духовных ценностей и духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения.
Основу духовной жизни общества составляет духовная деятельность.
Ее можно рассматривать как деятельность сознания, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства людей, их образы и представления о природных и социальных явлениях. Результатом этой деятельности выступают определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения. Они воплощаются в моральных принципах и нормах поведения, произведениях народного и профессионального искусства, религиозных обрядах, ритуалах и т. д.
Все это принимает вид и значение соответствующих духовных ценностей, в качестве которых могут выступать те или иные взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, художественные произведения, моральное и религиозное сознание, наконец, само духовное общение людей и возникающий при этом морально-психологический климат, скажем, в семье, производственном и ином коллективе, в межнациональном общении и в обществе в целом.
Основными побудительными силами духовной деятельности выступают духовные потребности. Последние предстают как внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению. Духовные потребности объективны по содержанию. Они обусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни людей и выражают объективную необходимость духовного освоения ими окружающего их природного и социального мира. В то же время духовные потребности субъективны по форме, ибо предстают как проявления внутреннего мира людей, их общественного и индивидуального сознания и самосознания.
Разумеется, духовные потребности имеют ту или иную социальную направленность. Последняя определяется характером существующих общественных отношений, в том числе нравственных, эстетических, религиозных и других, уровнем духовной культуры людей, их социальными идеалами, пониманием ими смысла собственной жизни. Помноженные на волю людей духовные потребности выступают как мощные побудительные силы их социальной активности во всех сферах жизни общества.
Существенной стороной духовной жизни общества является духовное потребление. Речь идет о потреблении духовных благ, т. е. тех духовных ценностей, о которых упоминалось выше. Их потребление направлено на удовлетворение духовных потребностей людей. Предметы духовного потребления, будь то произведения искусства, моральные, религиозные ценности и т. д., формируют соответствующие потребности. Тем самым богатство предметов и явлений духовной культуры общества выступает как важная предпосылка формирования разнообразных духовных потребностей человека.
Духовное потребление может быть в какой-то мере стихийным, когда оно никем не направляется и человек на свой вкус выбирает те или иные духовные ценности. К ним он приобщается самостоятельно, хотя это происходит под влиянием всего уклада жизни данного общества. В других случаях духовное потребление может навязываться людям рекламой, средствами массовой культуры и т. д. Происходит манипулирование их сознанием. Это приводит к некому усреднению и стандартизации потребностей и вкусов многих людей.
Отвергая всякое манипулирование личностным и групповым сознанием, надо признать целесообразным и в принципе прогрессивным сознательное формирование потребностей в подлинных духовных ценностях - познавательных, художественных, нравственных и других. В этом случае потребление духовных ценностей будет выступать как целенаправленное созидание и обогащение духовного мира людей.
Встает задача повышения уровня культуры духовного потребления. В данном случае потребителя нужно воспитывать путем приобщения к настоящей духовной культуре. Для этого надо развивать и обогащать духовную культуру общества, сделать ее доступной и интересной для каждого человека.
Производство и потребление духовных ценностей опосредуется духовными отношениями. Они реально существуют как отношения человека непосредственно к тем или иным духовным ценностям (одобряет он их или отвергает), а также как его отношения к другим людям по поводу этих ценностей - их производства, распространения, потребления, защиты.
Любая духовная деятельность опосредуется духовными отношениями. Исходя из этого, можно выделить такие виды духовных отношений, как познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, а также духовные отношения, возникающие между учителем и учеником, воспитателем и тем, кого он воспитывает. Духовные отношения - это прежде всего отношения интеллекта и чувств человека к тем или иным духовным ценностям и в конечном счете - ко всей действительности. Они пронизывают духовную жизнь общества от начала до конца. Установившиеся в обществе духовные отношения проявляются в повседневном межличностном общении людей, в том числе семейном, производственном, межнациональном и т. д. Они создают как бы интеллектуальный и эмоционально-психологический фон межличностного общения и во многом обусловливают его содержание.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Общественное сознание, его сущность, структура
Все виды духовной деятельности обусловлены функционированием общественного сознания. Общественное сознание - одно из важнейших философских понятий, выражающих духовную сторону бытия общества. Общественное сознание является отражением общественного бытия и представляет собой совокупность идей, взглядов, теорий, идеалов, ценностей, норм, принципов, чувств, эмоций, переживаний, обычаев, традиций.
В зависимости от материалистического или идеалистического подходов сознание может рассматриваться как первичное или вторичное образование. Так, например, материалисты считают, что общественное сознание не может быть ничем иным, как осознанным бытием. Это значит, что во-первых, общественное сознание отражает бытие, а не наоборот; во-вторых, бытие и общественное сознание не тождественны; в-третьих, отражение может быть приблизительно верной копией отражаемого; в-четвертых, общественное сознание не может полностью охватить и отразить бытие общества, его эволюцию. Оно отражает бытие только в общих и основных чертах.
Данные характеристики свойственны и индивидуальному сознанию. При этом индивидуальное сознание, как и общественное, будет не только отражением бытия мира в целом или конкретной среды жизнедеятельности людей, но и определенным отношением к миру и к этой конкретной среде (их оценкой). Поэтому можно сказать, что мое (индивидуальное сознание) есть не только мое знание мира, среды, но и мое отношение к миру и моей среде.
Мир сознания человека многомерен и беспределен. Ведь здесь может быть не только то, что есть в реальной жизни, но и то, чего в ней нет. Сознание включает в себя и идеалы, и иллюзии, и грезы, и фантазии. В этом бесконечном мире человек может ощущать сам себя маленькой песчинкой. Однако парадоксально, но факт, что в этой маленькой песчинке - одном единственном человеке, его сознании может как бы поместиться весь мир: миллионы звезд, галактик, вся история человечества. Естественно, для какого-либо человека его сознание может и не простираться далее ближайшего окружения.
Общественное сознание и индивидуальное сознание находятся в постоянном взаимодействии. Личность избирательно относится к общественному сознанию. Общественное сознание также избирательно относится к индивидуальному сознанию. Только то из индивидуального сознания, что работает на социально значимую потребность, что вызывает интерес, может войти в сферу общественного сознания, стать значимым для других людей.
Зная закономерности взаимодействия общественного и индивидуального сознания, очень важно каждому человеку избегать крайностей. Личное сознание не должно быть чрезвычайно индивидуалистическим, развиваться по принципу: «что хочу, то и ворочу», т. е. не должно целиком замыкаться только на своих сугубо индивидуальных потребностях. Плохо, когда предельно выпячивается свое «Я» и во всех случаях человек настаивает только на своем особом мнении. Надо прислушаться к опыту других, уважительно относиться к чужому мнению. В то же время плохо, когда личное сознание полностью как бы растворено в групповом сознании, когда оно не способно выйти за пределы воззрений своей группы и целиком подчинено этому сознанию. Этим самым человек как бы сам воздвигает потолок на пути роста своего личного сознания.
Общественное сознание обладает сложной структурой, включающей в себя чувственно-эмпирический и абстрактно-теоретический уровни, а также различные формы общественного сознания.
В зависимости от того, какой спектр сознания: знание или оценка выступает преобладающим в общественном (индивидуальном) сознании, вычленяются различные его уровни. Если общественное сознание рассматривается только в спектре содержащихся в нем знаний, выявляют уровни обыденного и теоретического сознания. Обыденное и теоретическое сознание различаются по степени глубины и полноты представленных в них знаний.
Обыденное сознание (повседневное сознание) формируется у людей непосредственно на основе опыта их жизни и включает в себя разнородные знания, которые используются в каждодневной практике. Обыденное сознание содержит знание об окружающей действительности в основном на уровне явлений, т. е., как правило, в форме восприятий и представлений внешних сторон действительности. Это разнообразные, обычно почти не систематизированные знания: наблюдения, предположения, рассуждения по здравому смыслу и т. п., которые не упорядочены какой-либо научно обоснованной и все в них объясняющей теорией.
Теоретическое сознание, напротив, включает в себя знания об окружающей действительности на уровне сущности. Это почти всегда такие знания о предметах и процессах действительности, которые построены на понимании и объяснении их действия внутренними законами развития. Теоретическое сознание во многом результат специализированной подготовки людей в той или иной области знаний и, конечно, оно - свидетельство их научного и профессионального уровня развития.
Грани, отделяющие обыденное сознание от теоретического, у каждого человека и всего общества условны и весьма подвижны. Это значит, что обыденный и теоретический уровни сознания неразрывно связаны друг с другом и взаимопроникают. Ошибочно рассматривать обыденное сознание как что-то «недоразвитое», неполноценное в сравнении с теоретическим сознанием и на этом основании считать, что оно должно преодолеваться, ибо в будущем будет повсеместно замещено теоретическим. Наверно, нет смысла доказывать, что как бы не развивалась наука, как бы не росло вширь образование, обыденное сознание будет оставаться, правда, конечно, качественно оно будет меняться, потому что всегда будет сохраняться деление групп людей на обладающих и не обладающих теоретическим знанием какого-то определенного предмета или процесса. Нельзя забывать и то, что обыденным сознанием предваряется формирование теоретического сознания и, в конце концов, на его основе происходит и само усвоение научных знаний. Скажем любое серьезное занятие наукой, профессиональный выбор, овладение специальностью происходит на основе общих обыденных представлений. Если бы этого не было, наверное, трудно было бы вообще говорить о науке, теоретическом сознании в обществе.
Общественное сознание, если его рассматривать главным образом в аспекте выраженного в нем отношения (оценки) к действительности, образует в своей структуре уровни общественной психологии и идеологии.
Общественное сознание включает не только уровни, но и структурные элементы, которые принято называть формами общественного сознания. Под формой общественного сознания понимается особое видение мира. К числу таких форм относятся: моральное сознание, политическое и правовое сознание, эстетическое, религиозное, философское сознание, естественнонаучное. Так эстетическое сознание или искусство - видение мира через представления о прекрасном и безобразном. Эстетическое сознание представляет собой отражение действительности в художественных образах. Существуют различные виды искусства (литература, живопись, музыка и др.). На уровне социальной психологии искусство проявляется в виде эстетических чувств. На уровне обыденного сознания эстетические знания представляют собой знания бытового искусства мод, фольклор, мифы. На уровне научного теоретического мышления формируется наука - эстетика.
Религиозное сознание представляет собой отражение действительности в фантастических образах. По определению Ф. Энгельса в работе «Анти-Дюринг», «…религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных».
Религия - это особое видение мира и оценка происходящих в нём явлений на основе представлений о всех естественных силах, о божественном разуме. На уровне социальной психологии религия проявляется в виде религиозных чувств и в выполнении культовых обрядностей. На уровне обыденного сознания формируются религиозные понятия, представления, религиозные образы и вера в Бога. На уровне теоретическом формируется религиозное учение - теология (учение о божестве) и функционирует религиозная идеология.
Философия как особая форма общественного сознания представляет собой видение мира сквозь призму всеобщих свойств, связей и отношений, всеобщих закономерностей, проявляющихся во всех сферах деятельности. На уровне обыденного сознания философия предстаёт в виде народной мудрости (т. е. знаний, полученных в обыденной жизни, но концентрирующих в себе житейский опыт людей). На уровне теоретическом развиваются различные философские системы (религиозная, религиозно-идеалистическая философия, материалистическая).
Политическое сознание - это система взглядов на политическую жизнь общества, на формы государства и формы власти, на принципы их устройства и направление деятельности. На уровне социальной психологии политическое сознание проявляется как эмоциональное отражение политических отношений. На уровне обыденного сознания формируется обыденное представление о власти, о государстве, о политических отношениях. На уровне теоретического сознания формируются различные политические теории и политическая идеология. На уровне научного теоретического мышления формируется политическая наука.
Правовое сознание представляет собой систему взглядов на природу и на значение правовых отношений, норм правового поведения.
Естественнонаучное сознание (наука) представляет собой систему естественнонаучных знаний о мире. Наука как форма общественного сознания существует в виде системы эмпирического и теоретического знания. Ее отличает стремление к производству нового, логичного, максимально обобщенного, объективного, закономерного, доказательного знания. Наука ориентирована на критерии разума и рациональна по своей природе и используемым механизмам и средствам. Развитие ее находит свое выражение не только в возрастании суммы накапливаемых положительных знаний, но и в изменении всей ее структуры. На каждом историческом этапе научное познание использует определенную совокупность познавательных форм - фундаментальных категорий, принципов, схем объяснения, т. е. стиль мышления. Наука имеет огромное значение для развития социума, особенно для становления современного общества на его постиндустриальной и информационной стадии.
Каждая из названных форм является особым видом духовного производства. Они отличаются друг от друга по предмету и способам отражения действительности, а также по присущим им социальным функциям.
Пред. - След. »


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.