Понятие «деловая беседа». Особенности начала деловой беседы
Деловая беседа - речевое общение между партнерами, которые (партнеры) имеют определенные полномочия от своих организаций для установления деловых отношений. Главная задача деловой беседы - убедить партнера принять конкретные предложения.
К функциям деловой беседы принято относить:
- взаимное общение;
- совместный поиск, выдвижение и разработку гипотез;
- контролирование функционирования совместных деловых мероприятий;
- поддержание деловых контактов;
- стимулирование деловой активности.
Основными этапами деловой беседы являются 1) начало беседы; 2) информирование партнеров; 3) аргументирование выдвигаемых положений; 4) принятие решения; 5) завершение беседы.
Рассмотрим специфику проведения деловой беседы как формы делового общения.
Начало деловой беседы является наиболее важным этапом, поскольку определяет дальнейший ход беседы и во многом влияет на ее результат. В связи с этим следует обратить пристальное внимание на построение начала беседы. На этом этапе беседы следует выработать правильное и корректное отношение к собеседнику. Итак, начало беседы имеет следующие задачи:
- установить контакт с собеседником,
- создать благоприятный психологический климат,
- привлечь внимание к теме беседы,
- пробудить интерес партнера по общению.
С целью реализации поставленных задач следует избегать извинений, проявления знаков неуверенности, проявлений неуважения и пренебрежения, не вынуждать собеседника принимать оборонительную позицию. Необходимо пользоваться методом снятия напряжения (позволяет установить тесный контакт с собеседником: несколько теплых слов в адрес собеседника, шутка, пр.), методом зацепки (позволяет кратко изложить ситуацию или проблему, увязав ее с содержанием беседы. В этих целях можно с успехом использовать методы сравнения, аналогии, аллегории, обращение к личным впечатлениям, задавание необычного вопроса и пр.), методом прямого подхода (означает непосредственный переход к делу без вступления. Схематично это выглядит следующим образом: вкратце сообщаем причины, по которым была назначена встреча, быстро переходим от общих вопросов к частному и приступаем к теме беседы. Этот прием является «холодным» и рациональным, имеет прямой характер и больше всего подходит для кратковременных и не слишком важных деловых контактов).
Очень важно помнить о нашем личном подходе к беседе. Основное правило заключается в том, что беседа должна начинаться с «Вы-подхода». Это умение человека, ведущего беседу, поставить себя на место собеседника, чтобы лучше его понять. Если вы зададите следующие вопросы: «Что бы меня интересовало, будь я на месте нашего собеседника?», «Как бы я реагировал на его месте?» - то сделаете первые шаги в направлении «Вы-подхода». Вы дадите собеседнику почувствовать, что уважаете и цените его как специалиста.
Помните, что трудностей в начале беседы не избежать. Например, часто возникают сложности в начале беседы, особенно с незнакомыми собеседниками. Типичным примером является спонтанное возникновение симпатии или антипатии, в основе которых лежит личное впечатление, вызванное тем, что наш собеседник нам кого-то напоминает. Это может оказать, как позитивное, так и негативное воздействие на ход беседы. Особенно опасно, если случайное впечатление подкрепится схематичным мышлением. Таким образом, возникают установки. В подобных случаях нужно действовать осмотрительно, не торопясь.
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}