Критика педологии
«Педология» - «пайдос»-дитя и «логос»-учение, буквально - наука о детях.
Содержание педологии составила механическая совокупность психологических, физиологических и биологических концепций развития ребенка. Возникшая в конце Х1Х в начале ХХ в. ( С.Холл, Э.Мейман, В.Прейер - на западе, В.М.Бехтерев, А.П.Нечаев, Г.И.Россолимо - в России) и обусловленная проникновением эволюционных идей в психологию, педология в 20-х в начале 30-х гг. начинает претендовать на роль единственной науки о детях. Она монополизировала право на изучение ребенка, оттесняя педагогику и физиологию детского возраста.
Идеалистические и механические установки педологии, ее антипсихологизм, увлечение необоснованными тестами при помощи которых определялся так называемый «коэффициент умственной одаренности» (IQ) учащихся отрицательно сказались на развитии психологии и педагогике и много вреда причинили школе.
Однако критика всей педологии нередко приводила и к отрицанию того положительного, что было достигнуто учеными в этой области и вызвало зачастую и отрицательное отношение ко всей проблематике возрастного развития. В 20-е и 30-е годы в области педагогической психологии было выполнено огромное количество научных работ, содержащих богатейший исследовательский материал. Это работы: Н.К.Крупской (собр.сочин.), А.С. Макаренко и система его взглядов на личность ребенка и детский коллектив (он был директором детской коммуны для беспризорных детей), Л.С. Выготский и его теория развития высших психических функций. А также работы ученых-психологов второй половины ХХ в - Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Л.В.Занков. Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, Н.А.Менчинская, Н.Ф.Талызина, Д.В.Эльконин и мн.др. и их работы в области возрастной и педагогической психологии.