Из истории возрастной и педагогической психологии
Возрастные особенности воспитания и обучения изучаются с древнейших времен. Зарождение возрастной и педагогической психологии как науки относится ко второй половине Х1Х столетия и связано это с проникновением генетических идей в психологическую науку. Значительный вклад в развивающуюся психолого-педагогическую мысль внесли труды выдающегося русского педагога К.Д.Ушинского и прежде всего его работа «Человек как предмет воспитания». Серьезное влияние на развитие возрастной психологии имели эволюционные идеи английского ученого Чарльза Дарвина. Значение психической деятельности для понимания рефлекторной сущности факторов, изучаемых психологией, подчеркивал и выдающийся ученый-физиолог И. М. Сеченов. Основополагающее значение для возрастной и педагогической психологии имеют открытие психофизического закона Вебера и Фехнера, исследование памяти Эббингауза, разработка психофизиологии органов чувств Г.Гельмгольца. изучение ощущений и движений в физиологической психологии Вундта и др.
В начале ХХ в. в области возрастной и педагогической психологии выделяются два основных направления: биологическое и социальное.
Что характерно для биогенетического направления - это установка на врожденные особенности, «на наследственность», тенденция к упрощенно-механическому пониманию поведения и развития ребенка. Характерным недостатком этого направления является переоценка наследственных факторов в развитии ребенка и прямое перенесение биогенетического закона в психологию. Биогенетический закон в психологии - это попытка перенести известных закон эволюции, сформулированный в Х1Х в. Геккелем (онтогенез есть сокращенное повторение филонгенеза), в сферу возрастной психологии. Подобно тому как человеческий зародыш за период внутриутробного существования повторяет все стадии развития от одноклеточного существа до человека, так и дитя воспроизводит основные этапы человеческой истории. Так, выделяли пять периодов, которые якобы проходит ребенок: период дикости, период охоты, период пастбищества, земледельческий период и торгово-промышленный период. В соответствии с этой периодизацией ребенок рождается дикарем, проходя последовательно все этапы развития, на последнем неизбежно проявляется интерес к деньгам, торговле, обмену, т.е. вполне отвечает идеалам капиталистического строя.
В основу биогенетического закона в психологии была, таким образом, положена идея спонтанности психического развития ребенка. Независимо от воспитания, выступавшего лишь как внешний фактор, способный либо затормознуть, либо ускорить процесс выявления неких природных, наследственно-обусловленных психических качеств. Биогенетизм становился психологическим обоснованием педагогической теории «свободного воспитания» - без учителей, без воспитателей. Антинаучный механический характер биогенетического направления в педагогической психологии осознавался педагогами и психологами в начале 30-х годов. ХХ в.
Не менее ошибочным было и социогенетическое направление в педагогической психологии. При кажущемся различии эти теории во многом близки друг другу. По мнению сторонников этого направления, среда вступает в качестве фатального фактора развития ребенка, и, поэтому, для того, чтобы изучить человека, достаточно проанализировать структуру его среды: какова окружающая среда, такова окончательная личность человека.
Подобно тому как биогенетизм отрицал активность личности, сводя поведение и развитие к реализации генетической предрасположенности, социогенетики также отказывали личности в активности, сводя все к влияниям социальной среды. Биогенетические и социогенетические направления в психологии уже в 30-е год в ХХ в становятся объектами критики психологов и педагогов.