Этапы образования
1) Дошкольный этап (от 2 до 5 лет) этот этап почти не отличается от домашнего обучения
2) Этап начальной школы (от 5 до 12 лет) здесь делается упор на приобретение общих знаний
3) Этап среднего образования (от 12 до 16 лет) особое внимание на этом этапе уделяется приобретению специальных знаний, профессиональному обучению.
4) Этап высшего образования, где придается значение изучению гуманитарных и технических наук.
Такое разделение процесса образования отражает психологические и физические возможности учащихся. Существует массовое и элитарное образование, государственные и частные школы, техническое и общее образование.
В средневековой Европе всё образование было элитарным, так как было доступно лишь очень небольшой части населения-представителям высших слоёв общества. Учащимся давались в основном абстрактные гуманитарные знания, необходимые для "джентльмена".
В наше время в результате социального и политического давления во многих странах увеличился прием студентов.
Существует так называемая американская модель образования. В ней в течение долгого времени существовало различие по религиозным, расовым и этническим признакам. В 19в. католики требовали государственной помощи на создание своих школ, но обычно они её не получали. Но они основали широкую систему частных школ. В эпоху рабства, когда образование было открыто только для белых, обучение негров чтению и письму было запрещено законом. Затем белые миссионеры решили открыть школы для негров с целью повышения культурного уровня варваров в Африке. Эти школы отличались низким уровнем обучения и были плохо оборудованы. Поскольку дети представителей этнических меньшинств воспитываются в культурной среде, которая часто находится в конфликте с господствующим обществом белых, они порой плохо справляются с тестами ,выявляющими коэффициент умственного развития, которые составлены для белых детей.
Учёные установили , что все дети имеют одинаковые интеллектуальные способности, независимо от их расовой принадлежности. Во многих случаях детям мешают языковые барьеры. Как только школы признают влияние культурных различий и начнут их учитывать при подготовке стандартных учебных планов, у членов национальных меньшинств повысятся возможности получить образование.
Во времена, когда школа состояла лишь из одного класса не было оснований говорить о бюрократии. Часто единственный учитель выполнял функции преподавателя, секретаря, уборщика и т.д. Методика образования определялась главным образом самим преподавателем, а не государством. Как только школа стала многоуровневой, она стала более бюрократизированной.Были установлены специальные правила продвижения по службе и повышении в должности. Обязанности распределялись в соответствии с планом работы школы. Однако бюрократизация образования даёт и некоторые преимущества. В то время как в школах уделялось внимание главным образом обучению чтению, письму и арифметике, в наши дни многие школы пекутся о всестороннем развитии ребёнка. Элемент бюрократической системы -увеличение количества правил также даёт некоторые преимущества. Правила могут способствовать защите и учащихся, и преподавателей от дискриминации ,необоснованного исключения и увольнения.
Группы сверстников оказывают влияние на формирование личности учащихся, на их успеваемость. Также на уровень усваивания знаний влияет классовая принадлежность, расовое происхождение. Наблюдается косвенная дискриминация учащихся из низших классов, поскольку учителя из средних классов обычно более доброжелательно относятся к ученикам, разделяющим их ценности.