Основы государственного права Республики Казахстан
Конституция республики Казахстан; характеристика Республики Казахстан: общие положения; Правовой статус личности.
После распада СССР Казахстан вступил на путь независимого развития. В связи с этим возникла объективная необходимость коренной перестройки всего механизма государственных органов и формирования национальной системы права. Казахская ССР была преобразована в Республику Казахстан. Верховный Совет Республики 16 декабря 1991 г. принял Конституционный закон "О государственной независимости Республики Казахстан", который провозгласил Казахстан независимым, демократическим и правовым государством. Был признан принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Многонациональный народ Казахстана признавался единственным источником государственной власти.
В январе 1993 г. Верховный Совет Республики принял первую Конституцию независимой страны. Эта Конституция знаменовала веху в закреплении суверенитета, политического самоопределения Казахстана, однако она не смогла наметить перспективы политического, социально-экономического развития, что объяснялось объективными и субъективными факторами. В политико-правовом Сознании общества преобладало прежнее, советское представление о государстве и его патерналистском характере. Демократические институты, президентская форма правления только начали формироваться. Провозгласив принцип разделения государственной власти, Конституция Республики 1993 г. не закрепила положения, гарантирующие его реализацию. Вскоре эти и другие недостатки Конституции стали тормозить дальнейший процесс становления государственности и формирования новой правовой системы.
Проект новой Конституции Республики Казахстан, разработанный под руководством Н. А. Назарбаева, был предложен для всенародного обсуждения. После обобщения материалов обсуждения и учета общественного мнения 30 августа 1995 г. новая Конституция была принята на республиканском референдуме в результате тайного голосования.
Действующая Конституция состоит из преамбулы, 9 разделов и 98 статей.
В преамбуле Конституции Республики содержится ряд общепризнанных положений, а также некоторые специфические моменты. Такое положение имеет исключительно важное значение для единения людей различных национальностей, укрепления этносоциальной основы государства, недопущения дискриминации, развития демократии. Вместе с тем в преамбуле отмечается, что народ Казахстана не является случайным конгломератом, а объединен общей исторической судьбой. Отдавая должное казахской нации, преамбула подчеркивает, что государственность создается на исконной казахской земле. Однако признание национально-территориальных истоков государства Казахстан не означает установления каких-либо привилегий и преимуществ для казахов.
Раздел I "Общие положения" Конституции Республики Казахстан посвящен характеристике формы правления и устройства государства, принципам его организации и деятельности, социальной сущности, экономической основе общества, а также определению действующего права. В соответствии с Конституцией Казахстан "утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы". Такая характеристика показывает, что оно находится на начальном этапе развития. Вместе с тем Конституция определяет перспективы и направления развития общества и государства.
Демократический характер государства Казахстан закреплен в конституционных положениях. Одним из основополагающих принципов организации государства является выборность Президента, депутатов Парламента, местных представительных органов. Другим основополагающим принципом является решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами (проведение референдума, процедура голосования в Парламенте и т. д.).
Демократизм государства Казахстан выражается и в том, что Конституция устанавливает демократические нормы, позволяющие гражданам выдвигать и выбирать в представительные органы своих представителей, выражающих, желающих и способных отстаивать интересы народа в целом, национальных меньшинств, законные интересы граждан.
Конституция Республики Казахстан подводит правовую основу для формирования социального государства. С одной стороны, закрепляется широкий спектр социально-экономических прав и свобод граждан, позволяющих свободно трудиться в любой сфере общественной жизни и получать должное вознаграждение за труд. С другой - запрещается принудительный труд, использование собственности во вред обществу. В Конституции Республики говорится, что пользование собственностью должно одновременно служить общественному благу. Следовательно, Конституция возлагает на государство обязанность следить за установлением социальной справедливости в сфере производства и распределения. Перед государством ставится широкий круг задач.
2. Президент Казахстана; парламент: структура, состав, компетенция порядок прекращения полномочий.
Президент Республики Казахстан является символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент является символом единства народа потому, что весь многонациональный народ выбирает его главой государства. Президент символизирует единство воли народа; в силу этого обстоятельства Президент имеет право выступать от имени народа. Президент является гарантом единства государственной власти, потому что, не относясь непосредственно ни к одной ветви власти, он должен обеспечивать согласованное функционирование всех ее ветвей. Президент должен обеспечивать ответственность органов государственной власти за соблюдение Конституции, других законов государства. В соответствии с Указом Президента "О взаимодействии Президента Республики Казахстан с государственными органами Республики" от 12 сентября 1994 г. было введено в практику систематическое информирование главы государства Премьер-министром - о работе Правительства; Председателем Верховного Суда - о работе судов по защите прав и свобод граждан, обеспечению верховенства Конституции, законности и справедливости; Генеральным прокурором - о работе по надзору за исполнением законов.
О существовании в Казахстане президентской формы правления свидетельствует и порядок избрания главы государства. Этот порядок определен Конституцией (ст. 41) и Указом Президента, имеющим силу конституционного закона, "О выборах в Республике Казахстан" от 28 сентября 1995 г.
В соответствии с Конституцией Президент избирается совершеннолетними гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Конституция Республики установила мажоритарную систему абсолютного большинства для избрания Президента, при которой выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более 50% избирателей. Кандидат, набравший более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, считается избранным.
Полномочия Президента Республики Казахстан предопределяются содержанием президентской системы правления. Президент йаделен широкими полномочиями, перечень которых определяется Конституцией и Указом Президента, имеющим силу конституционного закона, "О Президенте Республики Казахстан" от 26 января 1995 г.
Президент издает нормативные указы. В установленных Конституцией случаях Президент принимает законы. Парламент вправе делегировать Президенту законодательные полномочия на срок до одного года.
Конституция предусматривает возможность принятия Президентом указа, имеющего силу закона. Президент имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов, а также объявлять рассмотрение проекта закона срочным. Если Парламент не выполнит требование Президента, Президент вправе издать указ, имеющий силу закона, который действует до принятия Парламентом нового закона.
Раздел IV Конституции посвящен Парламенту Республики. В Конституции особо выделен принцип представительности. Этот принцип означает, что в Казахстане реализуется демократическое представительство народа, в результате которого Парламент приобретает характер легитимного собрания представителей народа.
Будучи законодательным органом, Парламент Республики исполняет некоторые контрольные функции по отношению к исполнительной власти. Такой контроль осуществляется путем утверждения республиканского бюджета, проверкой его исполнения, а также путем выражения вотума недоверия Правительству.
Парламент состоит из двух палат - Мажилиса и Сената.
В Парламенте палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению в соответствии с Конституцией Республики Казахстан. Конституция предусматривает, что ряд важнейших вопросов Парламент рассматривает на совместном заседании палат. К ним, в частности, относятся внесение изменений и дополнений в Конституцию, принятие конституционных законов, утверждение республиканского бюджета, проведение повторного обсуждения и голосования по законам, вызвавшим возражения Президента, делегирование Президенту законодательных полномочий, решение вопросов войны и мира и иные вопросы.
3.Судебная власть; Конституционный Совет; состав, полномочия; местное самоуправление.
Новым государственным органом, занимающим особое место в государственном механизме, является Конституционный Совет. Он призван обеспечить верховенство Конституции Республики на всей территории государства. Хотя в Конституции специально не закреплен принцип верховенства, думается, весь ее дух говорит об этом. Это выражается в утверждении в стране конституционного строя, в стремлении создать правовое государство; в подчинении государства в целом, всех государственных органов Конституции; в необходимости соответствия организации и деятельности всех общественных структур (политических партий, общественных движений и объединений, религиозных организаций, органов местного самоуправления и др.) положениям Конституции; в необходимости сообразовывать поведение человека и гражданина во всех сферах жизни с нормами и положениями Конституции.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Совета определяются Конституцией и Указом Президента, имеющим силу конституционного закона, "О Конституционном Совете" от 29 декабря 1995 г.
Согласно Конституции Конституционный Совет состоит из семи членов, полномочия которых длятся шесть лет. Пожизненными членами Конституционного Совета являются экс-президенты Республики. Судьи при отправлении правосудия должны руководствоваться следующими конституционными принципами:
- лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда;
- никто не может быть подвергнут повторно уголовной или административной ответственности за одно и то же правонарушение; - никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом; в суде каждый имеет право быть выслушанным; законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.