Основы государственного права Республики Кыргызстан
Конституция Республики Кыргызстан; общие принципы устройства Республики; гражданство; права и свободы человека и гражданина;
После распада СССР Кыргызстан вступил на путь независимого развития. В связи с этим возникла объективная необходимость коренной перестройки всего механизма государственных органов и формирования национальной системы права. Кыргызская ССР была преобразована в Республику Кыргызстан. Верховный Совет Республики 16 декабря 1991 г. принял Конституционный закон "О государственной независимости Республики Кыргызстан", который провозгласил Кыргызстан независимым, демократическим и правовым государством. Парламентом был признан принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Многонациональный народ Кыргызстана признавался единственным источником государственной власти.
В январе 1993 г. Верховный Совет Республики (однопалатный парламент советского типа принял первую Конституцию независимой страны. Эта Конституция знаменовала веху в закреплении суверенитета, политического самоопределения Казахстана, однако она не смогла наметить перспективы политического, социально-экономического развития, что объяснялось объективными и субъективными факторами. В политико-правовом Сознании общества преобладало прежнее, советское представление о государстве и его патерналистском характере. Демократические институты, президентская форма правления только начали формироваться. Провозгласив принцип разделения государственной власти, Конституция Республики 1993 г. не закрепила положения, гарантирующие его реализацию. Вскоре эти и другие недостатки Конституции стали тормозить дальнейший процесс становления государственности и формирования новой правовой системы, с двухпалатным парламентом.
Проект новой Конституции Республики Кыргызстан был предложен для всенародного обсуждения. После обобщения материалов обсуждения и учета общественного мнения 30 августа 1995 г. новая Конституция была принята на республиканском референдуме в результате тайного голосования.
Действующая Конституция состоит из преамбулы, 9 разделов и 98 статей.
В преамбуле Конституции Республики содержится ряд общепризнанных положений, а также некоторые специфические моменты. Такое положение имеет исключительно важное значение для единения людей различных национальностей, укрепления этносоциальной основы государства, недопущения дискриминации, развития демократии. Вместе с тем в преамбуле отмечается, что народ Кыргызстана не является случайным конгломератом, а объединен общей исторической судьбой.
Раздел I "Общие положения" Конституции Республики Кыргызстан посвящен характеристике формы правления и устройства государства, принципам его организации и деятельности, социальной сущности, экономической основе общества, а также определению действующего права. В соответствии с Конституцией Кыргызстан "утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы". Такая характеристика показывает, что оно находится на начальном этапе развития. Вместе с тем Конституция определяет перспективы и направления развития общества и государства.
Демократический характер государства закреплен в конституционных положениях. Одним из основополагающих принципов организации государства является выборность Президента, депутатов Парламента, местных представительных органов. Другим основополагающим принципом является решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами (проведение референдума, процедура голосования в Парламенте и т. д.).
Демократизм государства выражается и в том, что Конституция устанавливает демократические нормы, позволяющие гражданам выдвигать и выбирать в представительные органы своих представителей, выражающих, желающих и способных отстаивать интересы народа в целом, национальных меньшинств, законные интересы граждан.
Конституция Республики Кыргызстан подводит правовую основу для формирования социального государства. С одной стороны, закрепляется широкий спектр социально-экономических прав и свобод граждан, позволяющих свободно трудиться в любой сфере общественной жизни и получать должное вознаграждение за труд. С другой - запрещается принудительный труд, использование собственности во вред обществу. В Конституции Республики говорится, что пользование собственностью должно одновременно служить общественному благу. Следовательно, Конституция возлагает на государство обязанность следить за установлением социальной справедливости в сфере производства и распределения. Перед государством ставится широкий круг задач.
2. Конституционно-правовой статус Президента Республики; законодательная власть: структура, компетенция, законодательная деятельность, порядок прекращения полномочий Жогорку Кенеша; исполнительная власть;
Согласно принятой в Кыргызстане модели государство служит выразителем достигнутого национального и общественного согласия, оно является инструментом, способным опосредовать и уравновесить общие цели и задачи, обеспечить социальное партнерство, устойчивость и стабильность развития. Такая природа государства предопределила своеобразие построения и характер его властных структур. Система органов власти и управления должна была быть приспособлена для решения задач переходного периода.
Планируемая реконструкция основана на нетрадиционном подходе к формированию механизма, власти и управления и использовании общедемократической доктрины разделения властей.
В соответствии с избранной моделью реорганизации государственной власти введение поста Президента страны, сила и авторитет которого покоятся на демократизации общества и обеспечении непосредственного участия народа в построении своей государственности, рассматривается в качестве средства решения реформаторских задач. Сама по себе власть, сколь бы она ни была сильна, без самого широкого участия народа не в состоянии трансформировать общество. Поэтому во главу жизнедеятельности формирующегося государства возводятся человек, гражданин, его жизнь, права, свободы, интересы и возможности активного участия в управлении делами общества. Социальная ориентация нового независимого государства явилась узловым моментом разработанной концепции. Приступив к ее реализации, Кыргызстан положил начало конституционной реформе. Этот процесс начинается с Декларации о государственном суверенитете. Принятие этого документа 22 августа 1990 г. явилось следствием набиравшего в СССР силу процесса суверенизации входивших в состав Союза республик, которые настаивали на пересмотре Союзного договора, более четком разграничении полномочий между центром и республиками, обретении ими подлинной самостоятельности и равноправия в рамках Союза. Декларация провозгласила государственный суверенитет "как верховенство, самостоятельность, полноту и неделимость власти республики на всей ее территории, независимость и равноправие во внешних сношениях".
В соответствии с Основным Законом Кыргызстана народ - не пассивный источник делегирования власти государственным органам, а активный субъект государственно-властных отношений, непосредственно реализующий принадлежащие ему полномочия.
Согласно Конституции на вершине пирамиды власти - высший правительственный орган - Народный совет, являющийся, благодаря качеству «двухэтажности», по-своему уникальной структурой публичной власти. С древнейших времен для решения вопросов, затрагивающих интересы всего народа, туркмены собирались на общий совет. Эта по-настоящему демократическая традиция получила воплощение в новом органе власти - Народном совете.
В состав Народного совета входят Президент страны, члены совета, избранные от всех районов, депутаты парламента, члены Кабинета министров - правительства Кыргызстана, главы местной исполнительной власти, руководители судебных органов и Генеральный прокурор страны (ст. 48), омбудсман. Народный совет, имеющий государственный статус, является общенациональным представительным форумом, рассматривающим важнейшие вопросы жизни страны и вырабатывающим рекомендации, реализация которых возлагается на законодательную и исполнительную ветви власти. Он созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Только Народному совету принадлежит право рассматривать и принимать решения о внесении поправок и дополнений в Конституцию страны, проведении всенародных референдумов и некоторых других важнейших вопросах жизни страны. Президент Кыргызстана ежегодно представляет Народному совету доклад о положении страны, информирует его о наиболее важных вопросах внутренней и внешней политики.
Специфика этого представительного органа, однако, заключена в том, что он не наделен законодательными полномочиями, решения Народного совета реализуются Президентом и другими государственными органами в соответствии с их полномочиями, установленными Конституцией и законами. Глава государства подписывает законы, вправе возвратить закон со своими возражениями в парламент для повторного обсуждения и голосования. В то же время Президент не обладает правом отлагательного вето в отношении законов об изменениях и дополнениях Конституции, которые принимаются на основе решения Народного совета (п. 1 ст. 50, п. 6 ст. 57). В соответствии с ч. 1 ст. 66 Конституции Президент наделен правом издавать законы по отдельным вопросам с обязательным последующим утверждением.
3.Судебная власть: система, статус судей, конституционный контроль, местное самоуправление.
Концепция государственно-правового строительства предусматривает усиление роли, полномочий и независимости судебной власти. Судебная власть в Кыргызстане принадлежит только судам, установленным законом. Не допускается создание чрезвычайных судов и иных структур, наделенных полномочиями судов.
На основании ст. 99 Конституции страны судебная власть призвана защищать права и свободы граждан, охраняемые законом государственные и общественные интересы. Конституционная модель государственного устройства Туркменистана предусматривает условия обеспечения независимости и престижа судебной власти, усиления гарантий прав граждан в суде. Все судьи - Верховного суда, Высшего хозяйственного суда - назначаются непосредственно Президентом на пятилетний срок. Председатель Верховного суда и Председатель Высшего хозяйственного суда, как отмечалось, назначаются и освобождаются от должности Президентом страны по предварительному согласованию. Досрочное освобождение судьи от должности без его согласия допустимо лишь по приговору суда, признавшего его виновным в совершении преступления, и по основаниям, точно указанным в законе. Такой порядок устраняет существовавшую зависимость судей от местной власти и позволяет им осуществлять правосудие, подчиняясь только закону и руководствуясь внутренним убеждением. Полновластие суда в Туркменистане обеспечивается и устранением прокурорского надзора за его деятельностью.