Конспект лекций по предмету "Конституционное право зарубежных стран"


Конституции стран СНГ

Конституции стран СНГ
Понятие, структура, основные черты и юридические свойства конституций стран СНГ.
Страны Содружества Независимых Государств принадлежат к той численно преобладающей части современных государств, которые имеют документ под названием "конституция".
Конституции стран Содружества являются наиболее существенным элементом их национального правового достояния.
Становление новой отрасли права, науки и учебной дисциплины - конституционного права стран СНГ требует разработке вопросов теории конституции.
Первейший из этих вопросов - вопрос о понятии конституции в теории и практике стран Содружества.
Современный этап конституционного строительства в странах СНГ происходит в условиях, когда накоплен значительный как положительный, так и отрицательный отечественный и зарубежный опыт. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть сложившиеся подходы к определению понятия "конституция".
Конституция - величайшее достижение мировой цивилизации. Подавляющее большинство современных народов и государств следуют конституционной традиции. Однако не все акты с названием "конституция" имеют конституционное содержание. Современная конституционная теория исходит из того, что принципам конституционной государственности соответствует далеко не всякое состояние общества. Конституционная теория отвергает такие формы государства, при которых постоянно совершаются злоупотребления и насилия, абсолютный деспотизм, существуют препятствия к отправлению правосудия.
Под основным законом принято понимать систематизированный нормативный акт, обладающий высшей юридической Силой, являющейся правовой основой для других законов, комплексно регулирующий государственно-правовые отношения. Форма Основного Закона подчеркивает особое значение конституционных норм. В юридической теории и практике стран Содружества термины "конституция" и "основной закон" практически равнозначны.
Для конституционной теории и практики принципиальное значение имеет вопрос о социальной сущности конституции.
Современная наука конституционного права подвергает критике положения марксизма о конфликтной сущности конституции. Современное правопонимание исходит из того, что содержание конституции отражает взаимодействие общественных противоречий. Конституция, даже признавая конфликт как составную часть общественной жизни, предполагает мирное разрешение этого конфликта, поскольку содержит процедуры мирного разрешения конфликтов.
Современная теория конституционного права рассматривает сущность конституции как социальный компромисс, предназначенный для ограничения вмешательства государства в жизнь общества и индивида. Конституционный компромисс не ограничен моментом принятия конституции. Он непрерывно возобновляется в общественной жизни и существует до тех пор, пока общество следует конституции.
Такой подход к сущности конституции приемлем и для понимания сущности конституций стран СНГ. Это в полной мере подтверждает история разработки и принятия ныне действующих конституций этих стран, что будет показано далее.
Конституции стран Содружества декларируют общественное согласие как основу конституционного строя. Об этом свидетельствуют, прежде всего, преамбулы конституций. Все конституции стран Содружества провозглашены от имени народа. В их преамбулах закреплены основные идеи, явившиеся основой общественного компромисса. Преамбулы конституций стран Содружества фиксируют национальную идею как основу единения страны.
Так, в преамбуле Конституции Кыргызской Республики провозглашается:
"Мы, народ Кыргызстана, стремясь обеспечить национальное возрождение кыргызов, защиту и развитие интересов представителей всех национальностей, образующих вместе с кыргызами народ Кыргызстана, исходя из заветов предков жить в единстве, мире и согласии; исполненные решимости развивать экономику, политические и правовые институты, культуру для обеспечения достойного уровня жизни для всех; провозглашая свою приверженность общечеловеческим тральным принципам и нравственным ценностям нац. традиций; желая утвердить себя среди народов мира как свободное демократическое гражданское общество; в лице своих полномочных представителей принимаем настоящую Конституцию".
В преамбуле Конституции Республики Армения говорится: "Армянский народ, принимая за основу фундаментальные Jпринципы армянской государственности и общенациональные [Цели, закрепленные в Декларации независимости Армении, осуществив завет своих свободолюбивых предков о восстановлении суверенной государственности, будучи приверженным делу ее укрепления и развития во имя обеспечения свободы, общего благосостояния, гражданского мира для потомков, подтверждая свою верность общечеловеческим ценностям, принимает Конституцию Республики Армения".
Таким образом, идея национальной государственности, обогащенная яркими красками современной демократии и закрепленная в конституциях стран Содружества, достаточно четко прослеживается как доминирующая идея общественного согласия, цементирующая нацию на данном историческом этапе.
Отсюда можно заключить, что сущность ныне действующих конституций стран Содружества - это юридически оформленный гражданский мир, то есть общественное согласие, основанное на национальной, личной и политической свободе, плюрализме правового статуса личности.
Порядок принятия, изменения и дополнения конституций стран СНГ.
В странах Содружества Независимых Государств последнее десятилетие ознаменовано глубокими конституционными преобразованиями на фоне перестройки всей общественно-экономической и политической системы. Итогом этих преобразований явилось принятие новых конституций.
Процесс подготовки этих конституций был сложным и длительным. В каждой из республик, он отражал свойственные ей характерные особенности, противоречивость экономического и социального развития, параметры правосубъектности, гражданства, политического режима, нестабильность ситуации и одновременно имел общие черты, характерные для всех. Рассмотрим наиболее общие, характерные черты конституционного строительства в странах Содружества.
До принятия ныне действующих конституций стран СНГ их конституции состояли из нескольких разновременных документов. Действовали положения советских конституций 1978 г., многочисленные поправки к ним. В некоторых республиках (например, Украина) действовал Конституционный договор об основных принципах организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления на период до принятия новой конституции.
Особенностью конституционных реформ в Грузии, например, явилось появление в ноябре 1993 г. Закона Республики Грузия "О государственной власти", который оценивается как своего рода мини-конституция республики.
На различных уровнях принимались концепции, планы, программы, в которых получила закрепление теоретическая концепция осуществляемых реформ.
Отечественные ученые, не без оснований, отмечают сложность проблемы, связанной с сущностной характеристикой конституций и государственности в странах СНГ. "Пока не удается еще точно определить, - пишет Ю. А. Тихомиров, - Конституция какого (по своей природе и характеру) государства принимается". Природа государства должна быть выявлена более четко с учетом специфических условий каждого из государств, исторического пути его развития. Каждому региону присущи свои специфические черты общественного развития. Социально-экономические, политико-правовые, национальные, исторические, традиционные, религиозные и иные особенности этих государств в настоящее время обусловливают специфику процессов, происходящих в различных регионах бывшего СССР. Например, специфику легального соотношения между подданством и гражданством в законодательстве Грузии.
Учет названных особенностей позволяет верно оценить основные направления конституционного развития этих государств, выявить новые тенденции данного процесса, проблемы, стоящие перед этими государствами в настоящем, и в какой-то мере прогнозировать перспективы развития. Конституции стран Содружества отражают особенности формы государства - формы правления, формы государственного устройства, политического режима.
Одной из проблем является разделение властей. Например, конституции России, Беларуси, Украины, Туркменистана, Узбекистана, Казахстана, Кыргызской Республики дают разные понятия законодательной власти; в них присутствуют разные термины для ее обозначения, как то: законодательный орган, законодательный и представительный орган, высший представительный орган государственной власти и т. п.
Ряд немаловажных особенностей закреплен конституциями стран Содружества в связи с регулированием вопросов государственного устройства. Для России - это наиболее острая Проблема. Ее своеобразие получило закрепление в Конституции Российской Федерации. Эти проблемы существуют и в других странах СНГ, например проблема автономии Крыма на Украине. В Конституции Узбекистана статус Каракалпакской республики определен на основе договора с правом ее выхода. Это необычный статус. В ряде унитарных государств Содружества ведутся споры о возможной федерализации.
Отдавая должное вполне объяснимому тяготению к российской конституционной традиции, отметим вместе с тем влияние и других национальных правовых систем. Например, в (Конституции Молдовы ощущается влияние Румынии, особенно в таких понятиях; как "публичная власть", "публичное управление". Конституционное правосудие и судебная власть вообще занимают особое место в современном государстве.
В настоящее время конституционное правосудие создано во всех странах СНГ, кроме Туркменистана. В Республике Казахстан создан Конституционный Совет. В странах СНГ, к сожалению, ослаблено внимание к обеспечению и защите основных прав свобод человека и гражданина, прав неграждан, хотя конституции провозглашают прямое и приоритетное действие общепризнанных принципов и норм международного права. Формирование конституционной юстиции во многом обусловлено ситуацией в конкретной стране, расстановкой сил в парламенте, взаимоотношениями между законодательной и исполнительной властями. В отдельных странах, в частности, в Беларуси, Казахстане и Кыргызстане выдвигались идеи о создании единой судебной системы и о наделении Верховного Суда функциями конституционной юстиции.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.