Судебная власть в зарубежных странах: понятие, принципы осуществления и виды судебных органов
Судебная власть - это одна из трех ветвей публичной власти, власти государства. Основным направлением ее деятельности является рассмотрение споров, имеющих юридическое значение. Судебная власть в системе политической власти, в отличие от законодательной и исполнительной характеризуется децентрализацией: она осуществляется комплексом судов низовых до центральных. Совокупность всех судов данного государства называется юстицией, а совокупность вопросов их компетенции - юрисдикцией (впрочем, существуют и другие ходы к определению этих понятий). Правосудие осуществляется судами в соответствии с нормами процессуального права, гарантирующими соблюдение прав человека и способствующими установлению истины по каждому конкретному делу. Таким образом, роль судебной власти в демократическом обществе, состоит в том, чтобы обеспечить господство права, причем как в естественном, так и в позитивном понимании.
Конституции регламентируют статус судебной власти, как правило, в отдельных главах или разделах. Так, в Конституции Португалии 1976 года это раздел V «Суды», в Основном законе ФРГ 1949 года - раздел IX «Правосудие», в разделе V ч. 3 Конституции Греции 1975 года - «Судебная власть» и т.д. В них устанавливаются основы судебной системы, принципы организации и деятельности судов, реже - основы статуса высших судебных и органов судейского сообщества, прокуратуры и иных органов, способствующих осуществлению судебной власти, наконец, социальная роль суда. Например, Конституция Франции 1958 года в ст. 66 характеризует судебную власть как хранительницу личной свободы. Конституция Португалии предписывает, что «в отправлении правосудия судам надлежит обеспечивать защиту прав и интересов граждан, охраняемых законом, наказывать за нарушения демократической законности и улаживать конфликты общественных и частных интересов» (ст. 205).
Конституционные принципы судебной власти - это закрепленные в конституциях руководящие идеи, которым должны быть подчинены и правовое регулирование, и практика деятельности судов. В конституциях демократических государств они имеют много общего. Названные принципы условно можно подразделить на две группы: на принципы организации судебной системы и принципы деятельности судов, иначе говоря - на принципы судоустройства и судопроизводства.
К числу важнейших принципов судоустройства относятся: 1. Независимость судей и их подчинение только закону. Данный принцип означает недопустимость вмешательства в суде отправление правосудия от имени народа и с участием населения. Данный принцип предполагает, что большая часть дел, имеющих серьезную юридическую значимость, рассматривается участием граждан, не являющихся профессиональными судья. Народные заседатели избираются населением, а присяжные отбираются методом случайного, а осуществляемого, как правило, самими судами. Кассация же означает лишь проверку соблюдения закона, и при отмене судебного постановления дело направляется для пересмотра в тот же суд, но иным составом судей. В обоих случаях обжалованы, могут быть лишь не вступившие в силу судебные постановления. Вступившие в силу постановления обжалуются в чрезвычайном порядке. В англосаксонских странах применяется апелляционное обжалование, а в европейских обычно действует апелляционный порядок обжалования по второй инстанции и кассационный - по третьей.
Обязательность судебных решений, вынесенных в стране, на всей ее территории.
Вторая группа принципов судебной системы - это принципы, касающиеся процедуры деятельности судов, или принципы судопроизводства. К их числу относятся:
1. Гласность судебного разбирательства, означающая, что все дела должны слушаться открыто: в присутствии публики, доступ которой на заседания судов должен быть свободным. Лишь по специальному постановлению суда на основаниях, указанных в законе, может быть проведено закрытое судебное слушание. Этот принцип направлен на предотвращение произвола и коррупции судебной власти.
2. Связанность судей только законом требует, чтобы при вынесении решения суд ссылался прежде всего на закон, а если закону противоречит какой-либо подзаконный акт, решение должно приниматься в соответствии с законом.
3. Конституционность судебных решений. Данный принцип появился с возникновением конституций в формальном смысле и института конституционного контроля. Он означает недопустимость применения при рассмотрении дела правовых норм, в том числе норм законов, противоречащих конституции.
Состязательность и равноправие сторон, то есть обеспечение одинаковых возможностей истцам и ответчикам, обвиняемым и потерпевшим для обоснования своей позиции.
Понятие и виды судебных систем в зарубежных странах. Квазисудебные органы.
Конституции, как правило, устанавливают лишь основы судебной системы. Все ее звенья определяются законами данного государства. Конституция США 1787 года устанавливает, что «судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом и теми низшими судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом» (раздел 1 ст. III). В разных государствах структура судебной системы неодинакова. Ее особенности во многом зависят от правовой системы, существующей в той или иной стране, формы ее территориального устройства, исторических традиций и т.д. Общей чертой организации современных судебных систем является то, что в каждой стране существует, как правило, несколько видов судебных органов. Это суды общей юрисдикции, а также несколько разновидностей судов специальной юрисдикции, например конституционной, административной, финансовой и т.д. При этом в странах с англосаксонской правовой системой верховный суд является не только высшим судом общей юрисдикции, но и последней инстанцией для всех судов специальной юрисдикции. В европейских и некоторых других странах различные звенья судебной системы самостоятельны: суды общей юрисдикции, а также судебные и (или) квазисудебные органы конституционной, административной, финансовой, иной специальной юрисдикции имеют собственные высшие суды.
Многие демократические конституции содержат запрет создания чрезвычайных или полицейских судов. Например, согласно ст. 102 Конституции Италии 1947 года «не могут учреждаться должности чрезвычайных или специальных судей».
Теоретическое и законодательное понимание судебной системы и судебной власти во многих странах охватывает не только собственно суды, но и органы и учреждения, содействующие судебной власти: органы судейского сообщества, расследования, прокуратуру, адвокатуру. Вместе с тем органы конституционной административной юрисдикции, а также государственные органы, существующие в ряде стран для осуществления правосудия над высшими должностными лицами, не включены в некоторых конституциях судебные системы. Например, в Конституции Франции 1958 года новы статуса Конституционного совета, судебной власти, Высокой палаты правосудия и Палаты правосудия Республики. При всем многообразии подходов к их сочетанию и взаимодействию можно выделить централизованную и децентрализованную модели децентрализованной судебной системы.
Примером централизованной судебной системы, существующей в федеративном государстве, является судебная система ФРГ, где суды субъектов федерации одновременно являются нижестоящими инстанциями федеральных судов.
Судьи и присяжные (народные) заседатели в зарубежных странах. Обвинение и защита, судебное следствие.
В обобщенном виде система судов юрисдикции включает следующие звенья:
первичное звено: мировые судьи, рассматривающие мелкие споры; основное звено: окружные суды, районные суды и т.п., рассматривающие большую часть правовых споров по первой инстанции.
Как уже подчеркивалось, в некоторых федеративных государствах (США) субъекты федерации имеют собственные судебные системы, аналогичные федеральной системе судов, то есть указанные звенья судов существуют параллельно в масштабах всей страны и в каждом субъекте федерации.
Организация судов строится в ряде стран по специальным судебным округам, границы которых не совпадают с границами политико-административных единиц.
Органы конституционной юстиции. Напомним, что специализированные органы конституционной юстиции существуют лишь в рамках европейской и мусульманской моделей конституционного контроля. Правовую базу их организации и деятельности составляют конституции, регулирующие основы их статуса, специальные законы, а также регламенты самих этих органов. Следует отметить, что к числу элементов судебной системы органы конституционной юстиции можно отнести лишь, условно, так как только некоторые конституции характеризуют органы конституционного контроля как часть судебной власти страны (ФРГ, Польша), но чаще регламентации их статуса в конституции посвящена отдельная глава (Италия, Испания, Португалия, Румыния). Европейская модель допускает осуществление конституционного контроля как судебными, так и квазисудебными (то есть подобными судам) органами. В первом случае они обычно именуются конституционными судами (хотя есть исключения: в Польше действует Конституционный трибунал), во втором - чаще всего конституционными советами. Конституционный совет существует во Франции, а по его образу и подобию - в ряде франкоязычных стран Африки. Судебные и квазисудебные органы конституционного контроля различаются особенностями процедуры рассмотрения дел. В конституционных судах рассмотрение дела осуществляется на основе главных принципов судопроизводства, в частности, оно является устным, гласным, очным, состязательным
Срок полномочий судей является достаточно длительным. Он составляет, например, в Венгрии, Румынии, Франции девять лет, в Португалии, Марокко - шесть лет. Следует обратить внимание на то, что конституции обычно устанавливают срок полномочий именно судей, а не органов конституционного контроля в целом. При этом, правда, некоторые конституции предусматривают, что состав органа конституционного контроля обновляется постепенно, например в Болгарии на V3 каждые три года.
Организация работы органов конституционной юстиции может быть различной.. Некоторые из них принимают решения толь ко на пленарных заседаниях. Другие включают различное число структурных подразделений, которые принимают решения от имени органа конституционного контроля. В ФРГ это два сената, в Польше - составы в количестве трех или пяти судей.
Компетенция органов конституционного контроля неодинакова в разных странах. В большинстве государств она включает несколько сфер. Основной из них является разрешение споров о соответствии конституции законов, а возможно, и иных правовых актов, принимаемых в данном государстве, а также толкование конституции. Кроме того, к числу полномочий органов конституционного контроля нередко относятся рассмотрение споров о компетенции между различными органами государственной власти, а возможно, между органами государства и местного самоуправления; принятие решения об отрешении от должности Президента; контроль за законностью его выборов, а в некоторых странах и выборов депутатов парламента (его палат); разрешение жалоб физических лиц на нарушение их конституционных прав; признание антиконституционного характера партий.