Конспект лекций по предмету "Муниципальное право"


Государственная, муниципальная, частная, смешанная собственность

Государственная, муниципальная, частная, смешанная собственность
В анализе форм собственности приходится сталкиваться с отсутствием единой терминологии, смешением базовых понятий. Такие формы собственности, как общенародная, государственная, общественная, воспринимаются отдельными авторами как синонимы, другими - как разные понятия. То же самое относится и к понятиям индивидуальная, частная, личная собственность. Попытаемся вначале прояснить, что такое форма собственности, по какому основанию она определяется и какие формы собственности надо различать между собой.
Форма собственности - это ее вид, определяемый по признаку субъекта собственности. Иначе говоря, форма собственности определяется принадлежностью разнообразных объектов собственности субъекту единой природы.
К тому же имеет место совмещение, пересечение разных форм собственности, образование смешанных форм, когда один и тот же объект принадлежит субъектам разных форм. Так, например, в акционерных обществах часто наблюдается совмещение государственного и частного капитала.
В силу отмеченной затруднительности однозначной классификации форм собственности и их разделения остановимся подробнее на описании ключевых и производных от них форм собственности.
частная собственность
Как следует из предыдущего изложения и самого названия, к частной форме собственности относят собственность частных лиц: граждан -физических лиц и организаций - юридических лиц, осуществляющих обособленную от государства деятельность в собственных целях и интересах. В публицистике и политической литературе, в средствах массовой информации зачастую используется расширительное понятие частной собственности как любой собственности, которая не является полностью государственной или муниципальной и не служит «интересам всего народа». При таком подходе собственность общественных организаций, ассоциаций, фондов, в том числе и бесприбыльных, следует считать частной, хотя подобная точка зрения представляется спорной.
Еще более заметные различия между частной и государственной собственностью обнаруживаются с точки зрения характера и формы их отношений с государственной политической системой. Частная собственность предполагает юридическую власть отдельного лица над вещами. Она связана с государственной властью лишь в той мере, в какой подвергается законодательному регулированию и налогообложению.
Анализ конкретных форм проявления частной собственности свидетельствует, что под частной собственностью следует понимать, по крайней мере, две ее разновидности: индивидуальную и групповую.
Основной признак, главное свойство индивидуальной собственности состоит в персонификации субъекта собственности как физического лица, индивида, обладающего правом (в рамках законности) владения, распоряжения, пользования принадлежащим ему объектом собственности. При такой форме собственности собственник знает, что же принадлежит именно ему и никому другому.
В пределах индивидуальной собственности, в зависимости от природы объекта собственности и характера его использования собственником, можно различать личную и частную собственность, хотя, на наш взгляд, такое различие не принципиально. Личную собственность отличают от частной по характеру использования. Личная собственность охватывает объекты индивидуальной собственности, используемые, потребляемые только самим собственником или предоставляемые им другим лицам в бесплатное пользование. Частная собственность - это объекты индивидуальной собственности, предоставляемые в пользование и потребление за отдельную плату другим лицам, т.е. выступающие как товар или капитал.
Еще одна проблема классификации и разделения форм собственности заключается в установлении верхней границы групповой собственности, за пределами которой она превращается из групповой в общественную, отличающуюся тем, что, будучи совместной, она распространяется на все общество, каждый член которого обладает равными правами собственности, устанавливаемыми и ограничиваемыми законом, общественным договором.
Право владения объектами общественной собственности у гражданина существует чисто номинально, ибо он не вправе отчленить условно принадлежащую ему часть собственности в свою пользу. Право распоряжения общественной собственностью гражданин способен реализовать только опосредованным образом, избирая органы управления общественной собственностью или высказывая свою позицию в ходе референдумов, опросов общественного мнения. Граждане обладают ограниченным набором прав пользования общественной собственностью. Поэтому общественная собственность не может рассматриваться как групповая частная собственность, ее скорее следует рассматривать как разновидность государственной и муниципальной формы собственности.
Определяя групповую частную собственность рядом признаков, ее допустимо характеризовать как кооперативную, коллективную, корпоративную, акционерную. В то же время получившую самое широкое распространение акционерную собственность правомерно выделять в особую форму, сочетающую черты индивидуальной и групповой частной собственности. Она может быть общей собственностью с участием всех трех базисных форм: частной, государственной, муниципальной. Отношения собственности в акционерных обществах осуществляются как бы в двух плоскостях.
С одной стороны, в таких обществах имеется принадлежащий ему действительный капитал, существующий в форме производственных, товарных и денежных средств. Этот капитал реально функционирует как одно целое и как таковой представляет собой общую (коллективную, ассоциированную) собственность, владение, пользование и распоряжение которой совершается общим собранием всех акционеров и выражающими его волю правлением и советом директоров.
Действительный капитал функционирующего акционерного общества не является объектом чьей-либо частной собственности. Это совместная собственность акционерного общества как юридического лица. Поскольку ее субъектом нельзя считать то или иное физическое лицо, такую собственность называют иногда «акционерной». Практически невозможно непосредственно созерцать лицо собственника, даже если в названии общества сохранилась фамилия его основателя.
Однако, с другой стороны, существует собственность на акции общества, которые в отличие от действительного капитала являются ценными бумагами, обладающими денежной стоимостью на фондовых рынках («фиктивным» капиталом).
Так что акционерная собственность может быть отнесена к групповой частной или к совместной, но фактически образует разновидность Смешанной, комбинированной формы собственности.
государственная и муниципальная собственность
Государственная и муниципальная формы собственности возникли в результате глобального обобществления имущества в виде природных богатств, материально-вещественных средств производства, предметов потребления денежных средств. Выведение этих объектов из частной собственности, передача прав распоряжения, а частично и пользования в руки органов управления, действующих от лица уполномочившего их владельца - народа, составляет суть государственной и муниципальной форм собственности. Расчленение этих общественных по своей природе форм собственности на государственную и муниципальную обусловлено скорее политическими и социальными, чем экономическими факторами. Выделение муниципальной формы собственности позволяет приблизить управление к объектам, с использованием которых тесно связаны повседневные нужды граждан, и повысить уровень непосредственного участия населения в управлении такими объектами.
Для понимания сути государственной и муниципальной форм собственности важно понимать, что вкладывается в образ собственника, субъекта государственной и муниципальной форм собственности, в чьем лице он олицетворен. Номинально в роли субъектов государственной и муниципальной собственности выступают народ страны, население региона, территориально-административного образования (города, района, поселка). Реальными же распорядителями от лица государства, региона, административно-территориальной единицы становятся органы законодательной, исполнительной, судебной власти.
Государственная и муниципальная собственность делятся на три официально, статистически, разделяемые группы:
> государственная федеральная собственность (собственность Федерации);
> государственная собственность субъектов федерации (субфе деральная собственность);
> муниципальная собственность, находящаяся в ведении местных органов управления.
Исторически формы государственной собственности были порождены самой необходимостью государства как особого аппарата, стоящего над обществом и выполняющего специфические функции защиты существующего социально-экономического строя. Для того чтобы выполнять такого рода функции, государство должно было располагать имуществом и доходами, которые требовались для материального содержания органов государственной власти, полиции, армии, судов и т.д. Это была государственная собственность в ее простом и чистом виде, главное место в которой занимало денежное содержание казны и государственного бюджета.
Сегодня государство располагает не только денежными средствами и имуществом, государственный сектор экономики включает в себя и разного рода предприятия, производящие те или иные товары и услуги. Следовательно, государство представляет собой одновременно и политическую систему, и субъект экономической деятельности - суперпредпринимателя.
В первом смысле слова оно выражено в деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов. Как аппарат власти оно ничего материального не создает.
Что же касается государственного сектора экономики, то он не только потребляет, но и производит продукты и приносит доходы.
По своей сути это такой же участник хозяйственной жизни, как и предприятия других секторов народного хозяйства.
Специфика государственной собственности заключается в том, что она непосредственно связана с осуществлением политической власти, которую поддерживают армия, полиция, другие силовые структуры, правовая система. По этой прежде всего причине невозможно разгосударствление собственности в более или менее широких масштабах без реформирования политической системы общества.
С одной стороны, без прямого принуждения государства его собственность не превратилась бы в свое время в господствующую, с другой - эта форма не могла бы существовать в течение нескольких десятилетий без постоянного вмешательства государства в процесс ее разделения и перераспределения.
Государственная собственность включает в себя многообразные и взаимосвязанные отношения, построенные по иерархическому принципу.
Во-первых, это отношения внутри органов государственной власти и управления, которые связаны с владением, пользованием и распоряжением имуществом, принадлежащим государству, утверждением и наполнением бюджета государства;
во-вторых - между центральными и региональными, региональными и местными органами власти и управления;
в-третьих - между аппаратом государства и государственными предприятиями как реальными товаропроизводителями и предпринимателями.
Глобальное представление об общенародной собственности весьма абстрактно в том смысле, что трудно конкретизировать собственника. Совершенно неясно, каким образом народ в целом способен реализовать функции и права субъекта собственности по отношению ко всем видам совместной собственности, как формулируется механизм ответственности за так называемую общенародную собственность.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.