Предмет аграрного права. Методы правового регулирования в аграрном праве
Предметом аграрного права, как и любой другой отрасли права, является определенный круг общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права.
Объективной основой формирования аграрного права как особой отрасли российского права является наличие большой и компактной сферы общественных отношений, нуждающейся в особом правовом регулировании. Это, прежде всего, отношения по производству сельскохозяйственной продукции, ее переработке и реализации.
Сердцевиной, ядром этих отношений являются общественные отношения, складывающиеся в самом производстве сельскохозяйственной продукции. Именно данные отношения оказывают определяющее влияние и на другие отношения, в том числе в сфере переработки, транспортировки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции, создания материально-технической базы аграрного производства, его производственно-технического обслуживания, также являющиеся предметом аграрного права.
Деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, как правило, не выделена в нормативных актах особо и упоминается в единой связи с переработкой, транспортировкой, хранением и реализацией сельскохозяйственной продукции, чем подчеркивается их органическая связь и отнесение их практически к одному роду деятельности, а возникающие здесь отношения - к единому предмету новой формирующейся отрасли российского права - аграрному праву. Так, в Федеральном законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в ст. 19, предусмотрено, что основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.
Другие виды деятельности должны носить «подчиненный» характер к указанным видам деятельности фермерских хозяйств. Только при таком подходе эти хозяйства могут быть отнесены к собственно сельскохозяйственным формированиям, а возникающие в указанной сфере отношения - к предмету аграрного права.
Важным составным элементом предмета аграрного права являются отношения в социальной сфере села, правовому регулированию которых ранее не уделялось должного внимания.
Все аграрные отношения, являющиеся предметом регулирования нормами аграрного права, могут быть подразделены на две большие группы: внутрихозяйственные и внешнехозяйственные.
Аграрные отношения по отраслевому признаку подразделяются на следующие четыре группы отношений: земельные, имущественные, трудовые и организационно-управленческие. Такое деление аграрных отношений с юридической точки зрения имеет особую значимость, учитывая отраслевой характер построения действующей системы российского права.
Особое значение среди этих отношений принадлежит земельным отношениям, т. е. отношениям по владению, пользованию и распоряжению землей - главным средством сельскохозяйственного производства. Без земли и вне земли нет и не может быть сельскохозяйственного производства. Именно земельные отношения предопределяют специфику аграрных отношений и правового статуса сельскохозяйственных коммерческих и некоммерческих организаций, а также в значительной мере и саму необходимость в особом правовом регулировании этих отношений. Земельные отношения в целом, в том числе сельскохозяйственных коммерческих организаций, регулируются особой отраслью российского права - земельным правом. Нормами аграрного права охватывается не такая уж большая группа этих отношений, ограниченная в основном использованием земель в сельскохозяйственном производстве. Иными словами, институт использования земель сельскохозяйственного назначения является смежным для данных отраслей российского права. При этом если в земельном праве делается акцент на правовой режим указанных земель и его особенности по сравнению с правовым режимом других категорий земель, то нормы аграрного права определяют главным образом права и обязанности сельскохозяйственных коммерческих организаций по рациональному использованию этих земель.
Ныне указанные отношения регулируются не только земельным и аграрным правом. Большая группа норм права содержится в Гражданском кодексе РФ. В настоящее время в связи с отменой монополии государства на землю, установлением плюрализма форм собственности на нее, формированием земельного рынка в новом гражданском законодательстве уделено значительное внимание регулированию земельных отношений, особенно праву собственности на землю и иным вещным правам на нее, аренде и купле-продаже земли.
В четком разграничении нуждается и правовое регулирование имущественных отношений сельскохозяйственных коммерческих организаций. Главным образом это относится к сфере внешних имущественных отношений этих хозяйственных формирований, к отношениям «по горизонтали». Расширение сферы действия нового гражданского законодательства коснулось и правового режима имущества сельскохозяйственных коммерческих и некоммерческих организаций, и самой организационно-правовой формы, и их договорных связей. Бесспорно, что общие основы правового регулирования этих отношений могут и должны быть определены нормами гражданского права. Однако специфика этих отношений не может быть учтена этими нормами и должна определяться специальным законодательством, являющимся неотъемлемой частью аграрного законодательства.
Трудовые отношения в сельскохозяйственных коммерческих организациях регулируются не только нормами аграрного права, но и трудовым законодательством. При этом нормы Трудового кодекса Российской Федерации в полной мере регулируют трудовые отношения на государственных сельскохозяйственных предприятиях. Что же касается трудовых отношений, например, в сельскохозяйственных производственных кооперативах, то труд их членов регулируется в основном нормами аграрного законодательства, главным образом локального характера, уставом кооператива, актами внутрикооперативных органов управления. Нормы же ТК РФ распространяются на эти отношения как гарантии и защита трудовых прав их членов в пределах, установленных Трудовым кодексом РФ правил о недействительности условий договора о труде, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством РФ о труде или иным образом противоречащих этому законодательству.
Организационно-управленческие отношения в аграрном секторе также являются предметом регулирования нормами смежных отраслей российского права - аграрного и административного, причем последнее регулирует лишь внешние организационно-управленческие отношения сельскохозяйственных коммерческих и некоммерческих организаций. Внутренние же организационно-управленческие отношения - прерогатива аграрного права.
Аграрное право - это система норм права, регулирующих общественные отношения по производству, переработке, транспортировке, хранению и реализации сельскохозяйственной продукции, а также по их производственно-техническому и социальному обеспечению.
Методы правового регулирования в аграрном праве.
В юридической литературе, в том числе и аграрно-правовой, нет достаточно четкого определения метода правового регулирования. Представляется возможным считать, что аграрному праву присущи три основных метода правового регулирования: запрет, предписание и дозволение, которые находят выражение в таких приемах регулирования, как императивный и диспозитивный.
Аграрное право не обладает каким-то особым методом правового регулирования, присущим только данной отрасли права. Отсутствие у многих отраслей права, в том числе и аграрного, своего метода правового регулирования в определенной мере принижает его классификационное значение, хотя и не устраняет его полностью, поскольку особенности способа правового регулирования такую роль, несомненно, играют. Такие особенности состоят, как правило, не в наличии у той или иной отрасли права своего метода, а в особом сочетании этих методов, наличии в нем определенных элементов, делающих это сочетание присущим именно этой отрасли права и обусловливающих характерное для данной отрасли правовое регулирование.
Особенности правового регулирования аграрных отношений обусловлены спецификой самих этих отношений, одной из существенных черт которой является большое разнообразие самих организационно- правовых форм предпринимательства на селе, значительное место среди которых занимают кооперативы, товарищества и акционерные общества. В силу этого правовое регулирование возникающих здесь общественных отношений, особенно внутрихозяйственных, осуществляется самими этими формированиями, их органами управления. Отсюда - большое значение в правовом регулировании общественных отношений на селе актов локального характера, а также рекомендательных норм. В аграрном праве не просто есть такие нормы, что имеет место и в других отраслях права, а именно большое их количество делает правовое регулирование здесь столь непохожим на правовое регулирование отношений в других отраслях. Данная особенность правового регулирования аграрных отношений, как и многие другие, обусловлена спецификой самого предмета аграрного права. Наличие здесь большого массива отношений, складывающихся в сельскохозяйственных кооперативах, товариществах и обществах, предопределяет и то, что, когда эти отношения регулируются актами, принятыми соответствующими государственными органами, то многие содержащиеся в них нормы носят преимущественно рекомендательный характер. Такое саморегулирование является отличительной чертой именно аграрного права. Выбор метода правового регулирования тех или иных отношений, в том числе и аграрных, осуществляется компетентным органом государственной власти самостоятельно, а в ряде предусмотренных законом случаях - по согласованию с иными государственными органами или общественными организациями, например профсоюзами или иными представителями трудовых коллективов и предпринимателей.