Международные морские перевозки
Действующее в области торгового мореплавания нормы МЧП образуют одну из его наиболее развитых подсистем. В юридической литературе эта подсистема нередко обозначается как международное частное морское право. Отношения, регулируемые договорами перевозки пассажиров, багажа и грузов образуют одну из сфер охватываемых понятием торговое мореплавание. Другие сферы включают отношения по осуществлению прав на морские суда (право собственности, аренды) и отношения, связанные с риском мореплавания (морское страхование, общая и частная авария, столкновения судов, спасание на море и др.).
Предметом унификации в области международного частного морского права являются например, правила о перевозке пассажиров, груза и багажа, об ограничении ответственности судовладельца, об ответственности за загрязнение нефтью, о последствиях столкновения судов, о гражданской ответственности в области морской перевозки, ядерных материалов и другие правила.
К международным договорам такого рода могут быть отнесены: Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов, Международная конвенция о спасении, Международная конвенция о морских залогах и ипотеках.
РФ в 1997 г. была ратифицирована конвенция ООН по морскому праву. В ней регламентированы вопросы иммунитета государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, национальности судов и другое.
К наиболее представительным международным договорам регламентирующим перевозку грузов в торговом мореплавании относятся международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся коносаментов (Гаагские правила) и конвенция ООН о морской перевозке грузов (Гамбургские правила). РФ выступает стороной в афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и багажа. Афинская конвенция именует международной любую перевозку, при которой в соответствии с договором перевозки места отправления и места назначения расположены в двух различных государствах либо в одном государстве, если согласно договору перевозки или предусмотренным рейсу промежуточный порт захода находится в другом государстве.